18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №85

Молодость без молодости: Пачино трясет стариной на съемках «Ирландца». — «Максимум — поиграть желваками»: Брэд Питт о сдержанности. — Штат Айдахо, Россия: Удо Кир и русский след. — Косаковскому пишут из Голливуда. — Почему кинокритика обслуживает фанатов. — Что смотреть в обеденный перерыв.

 

 

В Нью-Йорке показали «Ирландца» и, судя по первым откликам, это постаревшие «Славные парни» в режиссуре Авербаха. Пачино при этом, говорят, оставляет Пеши и Де Ниро без работы, тем более что второму досталась менее трудоемкая роль. В Vulture занимаются эйджизмом и подводят итог эксперименту Мартина Скорсезе по омоложению артистов.

«Но дело не только в лицах. Вы можете заставить выглядеть молодо Роберта Де Ниро, которому за семьдесят (ну, или приблизиться к этому), но вы не можете заставить его играть молодо. Особенно для тех зрителей, которые помнят, как выглядел, звучал и двигался молодой Роберт Де Ниро. Проблему пластики Скорсезе и команда осознавали: во время пресс-конференции после фильма, он и Аль Пачино рассказали о съемках сцены, в которой Пачино должен был вскочить со стула в момент гневной тирады в адрес Джона Ф. Кеннеди. Скорсезе сказал, что они сделали пару дублей, оба смотрелись отменно, и можно было уже двигаться дальше, но тут команда и технические консультанты напомнили ему, что в этой сцене персонажу 79-летнего Пачино должно было быть 49. Так что актеру пришлось заново сыграть сцену целиком, помня о том, что он должен двигаться как человек помоложе. („62!“, констатировали после следующего дубля. Но потом он еще немного приблизился к нужному возрасту.)».

 

● ● ●

Журнал Film Comment записал рассказ оператора «Ирландца» Родриго Прието о работе со Скорсезе. Говорит, что как придумывали показать убийства как рутину, а не что-то сексуальное, и как помогли фотографии Гарри Виногранда.

«Было несколько моментов, которые Скорсезе упомянул при подготовке к съемкам. Один из них состоял в том, что ему хотелось добиться ощущения фотографической памяти о прошлом. Он упоминал Super 8 и домашние фильмы на 16 миллиметров, и спросил меня, как в общем можно добиться этого ощущения без того, чтобы буквально снимать на зернистую пленку ручной камерой. Я принялся имитировать облик фотографий разных десятилетий, в особенности 50-х, 60-х и, разумеется, 70-х, поскольку значительная часть сюжета происходит в эти годы. Я решил разделить эти декады по внешнему виду, имитируя эмульсии того времени: Kodakchrome в 50-е, и к 60-м переход на Ektachrome (также с насыщенными цветами, но склоняющийся к сине-зеленому и теням)».

 

● ● ●

Не верьте скептикам — идите смотреть «К звездам» Джеймса Грэя, пока дают. А вот интервью Брэда Питта о фильме «КиноПоиску»:

«Слушайте, космос — это слово из моего детства. И даже тогда я не фанател от историй о покорении межгалактического фронтира. Я не любил „Звездные войны“, а вот „Буч Кэссиди и Сандэнс Кид“ — моя тема. Лично меня в картине привлекла тема эмоциональности, долгое время являвшейся табу для так называемых настоящих мужчин. Я воспитан старомодно. Меня учили, что нельзя показывать свои чувства; что бы ни случилось, ты идешь вперед с приклеенной к уголку рта сигаретой. Богарт, Жан Габен и так далее. Максимум — можно поиграть желваками. Фильм Джеймса — об утратах, о том, что судьба — как клетка, о том, что не бывает второго шанса и работы над ошибками, и о праве человека быть раздавленным своим несчастьем».

 

● ● ●

Удо Кир приезжал представлять «Раскрашенную птицу» в Петербурге, а в следующем году намерен вернуться в качестве председателя жюри «Послания к человеку» (ранее он уже поработал на «Кинотавре»). Пока же читайте интервью Станиславу Зельвенскому.

«Когда я впервые оказался в Москве, я выступал на стадионе. Это был благотворительный концерт в пользу пострадавших от землетрясения. Там было много групп со всего мира, все исполняли по три песни. И вот меня объявляют: „Уудо Киир!“, начинается музыка, а микрофон мне дать забыли. Но у меня с собой был фонарик, и я сделал вид, что в него пою. Я потом рассказал эту историю Гасу Ван Сэнту, и он использовал ее в „Моем личном штате Айдахо“».

 

 

● ● ●

Сегодня завершается первый фестиваль студенческих фильмов «Вознесенский FEST». На «Кольте» можно прочитать выступления спикеров, которых пригласили на фестиваль обсудить кинообразование в России. Режиссер, художественный руководитель Московской школы нового кино Дмитрий Мамулия:

«В России есть огромные пласты реальности, которые не попадают в поле зрения режиссеров. Глаз как будто бы их не видит — либо видит, но режиссер не находит инструменты, которые могли бы преобразовать эту реальность в ряд эстетических картин. Есть потрясающая реальность, зафиксированная в документальном кино, но как только к ней подступает игровое — она тут же рассыпается, становится ненастоящей, фальшивой. Для фиксации российской реальности в игровом кино нужно переосмыслить язык повествования, нужно обратиться к новым пластическим фигурам, нужно изменить паттерны актерского присутствия. Вот это все предстоит сделать в российском кино. При глубине и многогранности психического материала это может дать колоссальный результат».

 

● ● ●

Эдди Мерфи намерен вернуться, сообщает NYT, в очередной раз намекая нам, что black lives значат больше, чем «миту». Вот его интервью газете.

«Мерфи говорит, что никогда не переставал генерировать новый материал, и кормил диктофон идеями последние три года. Он предполагает, что у него наберется материала на 15-20 минут, но ему нужны восемь месяцев, чтобы разработать полуторачасовую программу. Ожидайте родительские советы от человека с десятью детьми. „У меня теперь опыта на целую жизнь. Было время, когда я все время находился в центре, что бы ни делал, и был смешным и популярным“, говорит он. „Теперь я не в центре. Мои дети это центр, и всё вертится вокруг них“. В одном можете быть уверены: в коже он уже не выйдет. „Не, чувак, в 58 уже нельзя носить кожаный костюм“, говорит он. Тут вклинивается Брюер, и говорит, что в коже ты потеешь, на что Мерфи отвечает: он — исключение. „Если ты смотрел „Как есть“ или „Околесицу““, говорит он голосом дотошного факт-чекера, „то видел: я не потею“».

 

● ● ●

До проката не без потерь добрался монументальный труд Виктора Косаковского «Акварель»: показывают его на скорости 48 кадров в секунду вместо задуманных 96, но это беда кинотеатров и действительности, которая не готова к планам Косаковского. Вот интервью режиссера Константину Шавловскому.

«В „Акварели“ я хотел, чтобы мы наконец увидели дождь. Мы же обычно видим только штрихи, а он на самом деле выглядит как каждая капля отдельно. 24 кадра в секунду — это прерывность, которую наш мозг соединяет в непрерывность. Вода — это нечто непрерывное. Река — она течет. И это чувство воды как субстанции в кино возникает при съемке 96 кадров в секунду. В России, к сожалению, нет таких проекторов, где можно это увидеть, поэтому фильм будет идти в кинотеатрах с проекцией 48 кадров в секунду. Но я уверен, что за этой технологией будущее, и мне особенно приятно, что она восхитила голливудских операторов. Они сейчас мне пишут такие письма! Революции в кино делают либо такие люди, как Стэнли Кубрик и Александр Сокуров, либо операторы».

 

 

● ● ●

В свежем выпуске The Baffler Кайл Паолетта рассуждает о том, что сталось с кинокритикой в эпоху фандомов. СМИ хотят заигрывать с фанатами и ютят у себя постоянные рубрики о популярных сериалах, отвергая критический инструментарий. А обозреватели в рецензиях скромно отмечают, что куда им до настоящих знатоков, и очень аккуратно высказывают мнение. Всё это происходит в погоне за пользователем и из страха его потерять: если бы Содерберг снимал «Траффик» сегодня, мы знаем, о чем бы он был.

«Нежелание критиков скептически разглядеть доминирование фандомов в современной поп-культуре позволило выстроить огромную махину журналистики фан-сервиса, которая не оставляет своим практикам иного выбора, кроме как сохранять франшизную монокультуру, пока их контент продолжает раз за разом уверять читателей в том, что есть что-то уникальное в том, чтобы любить Бэтмена. Больше того, эти вебсайты обнаруживают себя в положении, когда суждение редакции оказывается под угрозой исчезновения. Не важно, насколько неказистым будет запланированный HBO приквел „Игры престолов“, Vulture и The Ringer заинтересованы в том, чтобы это был хит. Если фильмы о „Мстителях“ на протяжении десятилетия снабжали сайт Nerdist контентом, разве этот сайт не сделает всё в его власти, чтобы убедиться, что грядущие сиквелы „Доктора Стрэнджа“ и „Черной пантеры“ порвут бокс-офис?».

 

● ● ●

Филипп Гранрийе показывает в Гонконге триптих «беспокойства», а также новый фильм «Крик», в форме инсталляции. В интервью Mubi он рассказывает, что все это значит.

«Крик — это очень конкретный способ выражения. Он очень старый. Когда ты младенец, это первое, что ты делаешь. Ты не говоришь, то кричишь. Это чистая энергия, чистый момент энергии. Человеческий голос организован в речь, но крик это, не знаю, что-то животное, как мяуканье кошки. У каждого животного свой звук. Крик — это звук человеческого существа. Это первый звук, на который мы способны, в нем нет языка, никакой возможности вложить туда символичность или дистанцию, моральную дистанцию».

 

 

● ● ●

На платформе «Пилигрим» можно посмотреть короткометражный фильм «Сирин», ни на что не похожее кино выпускника МШНК, монтажера нового фильма Дмитрия Мамулии «Преступный человек» Андрея Клычникова. Работа принимала участие в студенческом программе Сан-Себастьяна два года назад.

 

● ● ●

После пятидесяти часов «Аббатства Даунтон» авторы решили, что можно быть сдержаннее, и подготовили фильм, который идет всего два. Одну из сцен можно посмотреть с комментарием режиссера Майкла Энглера.

 

 

● ● ●

Вот, как кинотеатр в Медфорде, штат Орегон, извещает жителей о состоянии ремонта.

 

 

● ● ●

На прошлой неделе мы вспоминали Сесиль Декюжис — она монтировала «На последнем дыхании» и «Любовь после полудня», а сейчас ее фильм «Париж зимой 1986-1987» можно посмотреть на сайте Le Cinéma Club. Больше вы его все равно нигде не найдете.

 

● ● ●

И еще об итогах «Послания к человеку» — в видеосюжете «Кино ТВ».

 

BEAT
Косаковский
Manhattan
Proskurina
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»