18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №84

Хоакин Феникс о том, как его уломали на «Джокера». — Шанталь Акерман о смехе матери. — Вим Вендерс о тиране Копполе. — Коппола с новым «Клубом „Коттон“». — Светлана Проскурина о чиновниках. — Победитель «Послания» о сумасшедшей помощи.

 

Завершился фестиваль «Послание к человеку», гран-при взял фильм Люка Лоренцена «Полуночная помощь». Вот его интервью журналу Filmmaker, который интересует, как режиссер в одиночку снял фильм двумя камерами.

«С самого начала я собирался снимать фильм методом наблюдения, и понимал, что присутствие моей команды затруднит мое внедрение в ткань повседневности семьи Очоа. Мне всегда хотелось воссоздать тот опыт и чувства, с которыми сталкивался я сам, проводя в „скорой“ ночь за ночью, и некоторые моменты из итогового фильма никогда бы не случились, будь у меня большая команда. Фильм рассказывает о семье, которая занимается частной коммерческой срочной помощью в Мехико, и самые важные моменты часто были самыми деликатными.

Кроме того, их скорая передвигалась непредсказуемо, и я мог принимать спонтанные решения и действовать по ситуации, что было бы трудно, даже если в машине было бы на одного человека больше. Это не просто эстетический выбор, но также личные этические соображения, и важные условия для безопасности семьи Очоа и меня самого».

 

● ● ●

Большим событием фестиваля стала ретроспектива Шанталь Акерман, подготовленная Андреем Карташовым. Тем временем на английском выходит перевод книги Акерман «Моя мать смеется». На сайте журнала Tank опубликован фрагмент.

«Каждое рождество и каждый канун Нового года они устраивают вечеринки и приглашают мою мать. Моя мать говорит, что хотя для нее рождество и новый год ничего не значат, она счастлива быть приглашенной, что мексиканцы знают, как создать атмосферу, и она влюблена атмосферу. Она возвращается с этих вечеринок лучезарной и с румянцем.

Часто она смеется посреди стонов. Она по-прежнему умеет веселиться.

Я слушаю ее смех. Она смеется по пустякам. Но эти пустяки значат многое. Иногда она смеется даже по утрам».

 

 

● ● ●

Светлана Проскурина говорит о фильме «Воскресенье» и его герое.

«В эмоциональном смысле, конечно, это я. Не в биографическом, не в сюжетном. Разговор не про профессию, не про чиновников. Я видела анонсы, в которых писали, что этот фильм обличает коррупцию. Это смешно. Я никого не обличаю, я только обозначаю проблему. Жизни чиновников глубоко я не знаю. Сталкивалась с ними только по каким-то бытовым, ничтожным делам. Видимо, они работают. Но самая главная, на мой взгляд, беда — не воровство или коррупция. Интонация не изменилась. Нет нового типа поведения. Нет нового стиля. Это очень заметно в провинции (я много живу в деревне). Ты приходишь в кабинет даже самого маленького чиновника. Он — словно царь, а я — никто. Ему совершенно неинтересно мне помочь, услышать, понять. Ему интересно отстоять свое пространство и как можно быстрее вывести меня из кабинета, даже когда они знают меня, знают, что я не разрешу разговаривать с собой высокомерно. Эта интонационная природа остается, и тогда я думаю: что же происходит, когда приходит восьмидесятилетняя деревенская старуха? Она же не дойдет до кабинета. Власть не приобрела милосердия, не приобрела чувства служения».

 

● ● ●

Еще один портрет Хоакина Феникса в NYT (справедливости ради, прошлый был больше десятка лет назад). Впрочем, говорят главным образом про «Джокера», и с Тоддом Филлипсом.

«Цирку требовался клоун, и Феникс с Филлипсом признают, что актер купился на участие не сразу. „Он не намеревался прыгать в супергеройский костюм, и участвовать в фильме по комиксам“, говорит Филлипс. „Это вряд ли входило в его план на ближайшие пять лет — хотя не уверен, что у него он есть“. (Несмотря на сообщения о том, что команда „Джокера“ жаждала получить Леонардо Ди Каприо, Филиппс утверждает: „Мы написали фильм для Хоакина“.) На протяжении трех месяцев Филлипс раз за разом приходил к Фениксу домой, отвечая на множество вопросов о персонаже и надеясь завоевать его сугубо своей настойчивостью».

«„Я попросил его зайти и устроить мне пробы“, говорит Феникс. „Это было непростое решение, но он все повторял: „Давай будем смелыми. Давай что-нибудь сделаем““. По словам Филлипса, „Я просто ждал, пока он скажет: „Ладно, я с вами“. А он не собирался. Когда речь идет о Фениксе, по его словам, „Никогда ты не услышишь „да“. А услышишь ты только новые вопросы““. В следующие месяцы, пока Феникс входил в роль, у него с Филлипсом было еще больше красочных споров».

 

● ● ●

Если вы вдруг не знаете, что общего у Николаса Виндинга Рефна, Билле Аугуста, Кристоффера Боэ и Томаса Винтерберга, Иван Чувиляев на сайте «Искусства кино» спешит на помощь и рассказывает, что в Дании есть кино помимо фон Триера.

 

● ● ●

Разговор с Пабло Ларраином, чья «Эма» о непростой женщине с чужим ребенком и огнеметом побывала в Венеции и Торонто.

«Истоки замысла связаны с усыновлением. Я считаю усыновление одним из самых щедрых дел, на которые способен человек — но часто его идеализируют. Приемные родители проходят через множество проблемных обстоятельств, иногда у ребенка сохраняется травма от абьюза [со стороны биологических родителей]. А еще есть небольшое количество людей, которые возвращают ребенка, и это зовется „неудавшееся усыновление“. Это бюрократическая логика, и происходит следующее: если я отдаю сына на усыновление, легально он уже не мой сын и у него другое имя, и затем приходит семья и усыновляет его, и он становится их сыном. И когда они его возвращают, он снова сирота с другим именем, который никогда не был сыном предыдущих людей».

 

 

● ● ●

На Mubi вспоминают две попытки Вима Вендерса стать голливудским постановщиком и снять «Хэмметта».

«Фрэнсис Форд Коппола позвал Вендерса поставить фильм на бывшей Zoetrope Studios, но раздутый бюджет (27 миллионов долларов против улова в 2,5 миллиона) и недовольство оригинальной версией Вендерса привело к пересъемке большей части фильма, если не всего его. В сюжете 2008-го на сайте AV Club утверждается, что в финальной версии фильма „сохранились лишь 30% съемок Вендерса, и остальное было переснято Копполой, чья должность „исполнительного продюсера“ была сугубой формальностью“. При этом первая версия снималась целиком в локациях Сан-Франциско, а по словам Вендерса, „в итоговом продукте в живых остались десять моих кадров: только экстерьеры… Я снимал и вторую версию. Она делалась уже целиком в павильоне. За весь период съемки мы не видели света дня, кроме пары кадров из первой версии, может это процентов пять от первой версии фильма“».

 

● ● ●

На той неделе мы рассказывали о женщинах-монтажерах. Это было неспроста: при университете Принстона появился сайт-исследование, посвященный 139 женщинам, занимавшимся монтажом кинокартин. Его подготовку возглавляла Сью Фридрих, влиятельная режиссерка — ее фильм «Пойдешь ко дну или всплывешь» 1990 года был внесен в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США. Подробнее о Фридрих можно узнать из фильма «Дайки, Камера, Мотор!» об истории лесбийского кино, который показывали недавно на фестивале «Бок о бок». За это исследование Фридрих взялась случайно: она читала книжку по истории кино, заинтересовалась монтажерами, но в книге упоминались только режиссеры-постановщики. Тогда Фридрих принялась самостоятельно устанавливать связи через IMDb, и с удивлением обнаружила, что у многих фильмов монтажом занимались женщины.

Вот, скажем, страница Сесиль Декюжис, которая монтировала «На последнем дыхании» и «400 ударов». О ней для «Сеанса» в прошлом году написала Ирина Марголина.

 

● ● ●

У «КиноПоиска» вышло эссе о ручной камере у грандов.

 

 

● ● ●

Люди бывают барные: встреча Романа Волобуева и Станислава Зельвенского в единственно мыслимом месте.

 

 

● ● ●

Альмодовар на вкус и цвет — еще одно эссе о стиле режиссера на Mubi.

 

 

● ● ●

Фрэнсис Форд Коппола отреставрировал и перемонтировал «Клуб „Коттон“», теперь там есть прежде невиданные сцены (надеемся, что с Томом Уэйтсом и Николасом Кейджем). А вот трейлер:

 

 

● ● ●

У Зака Галифианакиса вышла полнометражная версия шоу Between Two Ferns, и Netflix по случаю выложил 5-минутный эпизод, в котором ведущий оскорбляет Пола Радда.

 

 

● ● ●

Напоследок — фрагмент «К звездам».

 

 

● ● ●

Василий Сигарев сообщает, что созвонился с Олегом Сенцовым.

Чаплин
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»