18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №83

Как снимался «Третий человек». — Почему Джону Синглтону не нравилась «Черная пантера»? — Как Милош Форман подумывал броситься с моста. — Джеймс Грэй и его ужасные семейные обеды. — Содерберг как Эйзенштейн. — Началось «Послание к человеку».

 

 

В Петербурге стартовал фестиваль «Послание к человеку». Вот наш гид по нему. Впрочем, отдельно хочется обратить внимание на национальный конкурс этого года, где собрались очень разносторонние фильмы. Об этой программе можно прочитать на сайте фестиваля.

«Порой сюжет невозможно представить заранее, и тогда что-то другое — предчувствие, случай или наблюдение по иному поводу — становится толчком к возникновению картины. 15-минутный фильм „Четвертый вопрос“ Александры Матвеевой (выпускница операторского факультета СПбГИКиТ) возник во время визита в город Свияжск на фестиваль „Рудник“. Одинокий старик Лев живет в разваливающемся доме, не имея уже ни сил, ни намерения что-то с этим поделать. „Вот там у меня цивилизация — телевизор“, — обращается он к камере. По телевизору показывают, как в Хабаровске сгорели дети. Беспробудность этой жизни нарушается приездом старого приятеля. Находясь в той же возрастной категории, он обладает неугасающим интересом ко всему, даже самой мелочи — и вскоре в доме Льва уже звучит музыка, рассуждения о трех вопросах Канта и житейские прибаутки».

 

● ● ●

Одним из гостей фестиваля станет Томас Хайзе — в программах заявлены сразу два его фильма, «Материал» 2009 года и недавняя «Родина — это место во времени». И хотя они оказались в разных программах, сам Хайзе говорит о том, что намеренно гастролирует с двумя этими работами по фестивалям. Об этом режиссер поговорил с журналом Filmmaker. Читайте о том, как «Родина» созревала с 1980-х,

«Сейчас я очень жду двойные показы „Родины“ вместе с моим фильмом „Материал“ в Мадриде, Санкт-Петербурге и Берлине. „Материал“ — результат наблюдений и монтаж фрагментов, снятых за несколько лет между 1988-м в театре, 1989-м на улицах, и сносом Дворца Республики, на месте которого сегодня восстанавливается Городской дворец. „Вы можете думать, что история линейна. Но в действительности, это такая куча“, говорится в „Материале“. Все дело в тишине и первых словах. „Родина“ — кино обо мне, фигуре, которая возникает из других — или из останков. Это другая первая попытка заговорить. Но „Родина“ — это тоже куча».

 

● ● ●

Чудесный разговор с Владимиром Хотиненко, который переупаковал Ленина из сериала в фильм — и называют это «Неизбежностью».

«Филолог Михаил Эпштейн пишет, что Ленин был человеком без свойств. Читаешь его письма — словно пионер бабушке из деревни пишет… Вы душу в нем обнаружили?

Давайте я вам быстро перечислю эпизоды, которые разрушают это представление. Когда он узнал о казни брата, пошел в кабак и напился водки, хотя, в общем, был человеком непьющим».

 

● ● ●

В журнале The New Yorker опубликовали портрет режиссера Джеймса Грэя. В сущности, у нас есть свой, но Бориса Нелепо режиссер все-таки не звал на семейный ужин. И, может быть, это к лучшему:

«Грэй посмотрел на Гросса (Итан Гросс, давний друг режиссера и соавтор сценария «К звездам» — примеч. ред.), сидевшего через пару стульев. «Как сегодня томатный соус?», спросил он. «„Крестный отец“?»

«Они оценивают всё подряд по шкале фильмов Фрэнсиса Форда Копполы», объясняет (жена Грэя, документалист — примеч. ред.) Али Грэй. «По шкале Гросса, превосходная трапеза — это „Крестный отец“. Если и того лучше, то „Крестный отец II“. Та, что хороша, но требует приноровиться (например, феттучини с лимонным соусом и халапеньо Грэя), это „Апокалипсис сегодня“. Однажды был и „Джек“, но об этом вспоминать не принято.

„Это „Крестный отец“, первый или второй“, ответил Гросс, хотя и ел вегетарианскую версию соуса. Он и Грэй собираются вместе несколько раз в неделю, часто чтобы посмотреть кино, и многие актеры и члены команды фильмов Грэя также в разное время приглашались на воскресный ужин — хотя бы раз за производственный цикл. В следующее воскресенье придет Томми Ли Джонс, у которого в „К звездам“ большая роль. „Он мне прислал устрашающее письмо“, рассказывает за столом Грэй. „Там было сказано: „Я буду голоден““».

 

 

● ● ●

На Criterion рассказывают, какую роль женщины-монтажеры сыграли в ранней истории кино.

«Недавние работы феминистских исследователей кино установили, что женщины в Голливуде брали на себя больше задач в немую эпоху кино. В это время, пишет Шелли Стэмп, кинобизнес был „вероятно даже более открытым, чем сегодня“. По словам Джейн Гейнс, в период с 1916 по 1923-й, „женщины в кино были более влиятельны, чем в любом другом бизнесе Америки — до той степени, что женщины в 1923 году владели большим количеством независимых кинопроизводственных компаний, чем мужчины“. Тем не менее, несмотря на значительное присутствие женщин-предпринимательниц в этой отрасли, еще большее число женщин находили работу в качестве монтажеров, и эта роль вскоре стала гендерно маркированной.

В книге Women Film Editors: Unseen Artists of the American Cinema Дэвид Меуэл обращает внимание на то, что в немую эру работа монтажера была не только утомительной (приходилось перелопачивать большое количество съемочных материалов), но также и низкооплачиваемой. Поскольку „склейка“ считалась монотонной черной работой, схожей с вязанием и шитьем, нанимать женщин без профессионального образования стало расхожей практикой. Когда такие мужские фигуры, как Дэвид Уорк Гриффит начали придавать значение роли монтажа с помощью таких инструментов, как параллельный монтаж, восприятие монтажа претерпело изменения. Теперь это уже был не „склейщик“ — ему на смену пришел монтажер».

 

● ● ●

Угадайте, кто это сказал?

«В какие-то моменты мне кажется, что я создал свой лучший фильм, но через мгновение все, что я вижу на монтажном столе, представляется мне таким банальным, скучным и пустым, что я физически ощущаю, как меня влечет к себе кишащая акулами вода под мостом Золотые Ворота».

На сайте «Коммерсанта» еще немало высказываний об авторских разочарованиях — кажется, доволен собой лишь Клод Лелуш, что и неудивительно.

 

● ● ●

 

 

В новом Film Comment вспоминают Джона Синглтона, который в 1990-е ворвался в Голливуд прямо из Южного Централа. Грустное и познавательное чтение:

«Находясь за рулем в Южном Централе во время одного из наших последних интервью, Синглтон сказал мне, как его подмывало вернуться к маленьким, резонирующим фильмам, с многонациональной труппой и командой, которая бы его поддерживала. Он ненавидел недавнее увлечение Голливуда „черными версиями белых фильмов“, и говорил о том, что хочет видеть больше историй, укорененных в черной культуре. „Чел, я должен вернуться к работе“, говорил он. „Я обязан сделать что-то для народа“».

 

● ● ●

«Третьему человеку» 70 лет. В газете The Guardian публикуют фотокарточки со съемок. Посмотрите, кто занял кресло Уэллса, чтобы сфотографироваться с Джозефом Коттеном.

 

 

● ● ●

И там же на всю голову больной список лучших фильмов нашего века. На тридцатом месте — «самый крепко пьющий фильм нашего списка», разумеется, это «Левиафан».

 

● ● ●

Дэвид Бордуэлл делится впечатлениями от новой картины Стивена Содерберга «Прачечная»:

«Эйзенштейн планировал снять фильм по „Капиталу“ Маркса. Он бы использовал свои методы монтажа, чтобы инспектировать экономическую систему — без права на индивидуализированных протагонистов. В „Прачечной“ Стивен Содерберг попытался предпринять что-то в том же духе, но как и большинство кинематографистов он счел надобным придать человеческие черты драме (также он делал в „Траффике“ и „Заражении“). Содерберг сравнил фильм с „Доктором Стрейнджлавом“, во многом из-за необходимости сделать ужасающую ситуацию развлекательной. Но я думаю, что фильм напоминает „Стрейнджлава“ еще и потому, что он показывает злодеев, которые оказываются застигнуты врасплох той безумно сложной системе, которую сами же создали».

 

● ● ●

«Искусство кино» публикует лекцию Дарины Поликарповой о Вуди Аллене — самое время смотреть, ведь «Манхэттен» вовсю раскочегарился в прокате.

 

 

● ● ●

В «Лё киноклубе» на этой неделе смотрите «Альбертину, или благоуханные воспоминания Мари-Роз» Жака Кебадяна.

 

● ● ●

Ну и еще раз об итогах Венеции — в видеорепортаже.

 

BEAT
Косаковский
Manhattan
Proskurina
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»