18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №79

Рейгадас признается в любви к «Робокопу». — Хичкок и муляж бомбы. — «Пункт назначения» и заводской молох. — Американская клюква в наш огород. — Шанталь Акерман в Голливуде. — Фильмы Локарно-2019 уже в сети. — Кто в СССР писал о кино дальнего зарубежья?

 

 

Хичкоку на этой неделе 120 лет, и целый букварь по этому случаю составил Василий Корецкий на «КиноПоиске».

«Юмор у Хичкока был под стать его фильмам — странным и зловещим. Хич был заядлым пранкером, который не мог устоять перед искушением унизить умников и пустомель. Он подкладывал на стулья своим гостям пукающие подушки. Подавал на званых обедах блюда в перепутанном порядке или подмешивал в пищу красители неаппетитных цветов вроде индиго и бурого. Непьющих Хичкок попросту подпаивал. Одной актрисе он послал в подарок 400 копченых селедок — просто посмотреть, как она отреагирует. Своему оператору, хваставшемуся покупкой электрической кухни, он заказал доставку двух тонн угля — угольщики просто вывалили их перед домом несчастного и воткнули в кучу табличку „Оплачено Хичкоком“. Когда актриса Элси Рэндольф пожаловалась режиссеру, что боится огня, он запер ее в телефонной будке, полной дыма. Впрочем, находились и те, кто отвечал Хичкоку. Разъяренный очередным пранком оператор Альфред Рум подложил в машину Хича муляж бомбы».

 

● ● ●

Данила Козловский завершил съемки картины «Когда падали аисты» о чернобыльской аварии — и сразу же отправился на Сахалин, где открылся новый фестиваль «Игра света»: на нем соревнуются фильмы, снятые подростками. О фильме и фестивале с ним поговорил Константин Шавловский.

«— Будешь прямо сидеть в зале и смотреть конкурсную программу?

— Конечно, я же не для галочки в это во все ввязался. Формально я, наверное, много чего уже мог бы возглавить.

— Предлагали?

— Да, и всегда со словами: „Только вы не переживайте, вам ничего не надо будет делать“. Людям кажется, что это такой мощный аргумент. Мне сложно понять, как можно подписывать что‑то свои именем, ничего при этом не делая».

 

● ● ●

Там же, на «КиноПоиске», настоящую жару устроил Михаил Сергеевич Трофименков текстом о том, как в американском кино росла антисоветская «клюква».

«Прошло 40 лет, и 40—й президент США доказал: пусть с памятью у него нелады, но искусство импровизации он наконец освоил. В субботу, 11 августа, 1984-го Рейгану предстояло радиообращение к нации, которое даже рутинным не назовешь. Так, какая-то чепуха о праве школьников проводить религиозные собрания во внеклассное время. На просьбу техников что-нибудь сказать (проба звука) Рейган сымпровизировал:

„Соотечественники, я рад сообщить, что подписал указ, объявляющий Россию вне закона на веки вечные. Бомбардировка начнется через пять минут“».

 

 

● ● ●

Карлос Рейгадас назвал десятку (даже дюжину!) любимых фильмов, первое место у «Робокопа», хотя дальше и Тати, и Маль, и Дрейер.

«„Робокоп“ из немногих фильмов времен ранней юности, которые я помню. Когда я ходил в шестой класс, у меня был друг, дедушка которого владел кинотеатром в Мехико. Он позвал нас туда и несколько раз показал фильм. Меня прямо вынесло. Я влюбился в ритм, интенсивность и честность. Все там было напрямик, но со значением и чувством. Актеры мне не были знакомы и казались такими обычными, что все казалось настоящим. И это, наверное, был первый раз в жизни, когда я понял, что звук в кино может быть так важен. Вы могли слышать каждый винтик в машине, и я впервые осознал, что то что я слышу — искусственный звук, благодаря которому все казалось столь правдивым».

 

● ● ●

Инициалы «ББ». Через неделю в кино начинается «Малышка зомби» Бертрана Бонелло. Вот микроинтервью Максима Заговоры с режиссером, можно смотреть, а можно читать.

«Где-то пятнадцать лет назад я заинтересовался Гаити. Страной в целом, не только культурой вуду и их взглядом на зомби. Я много читал о Гаити и, конечно, постоянно сталкивался с этим зомби-мифом. А потом мне показалась интересной идея взять известный штамп, практически поп-явление, такое как зомби, и обратиться к его истокам. А через это обратиться к теме рабства».

 

 

● ● ●

Редактор «Искусства кино» Алексей Филиппов съездил на фестиваль веб-сериалов в Нижний Новгород, и написал о том, что роднит фильмы программы — бормотание вместо речи.

«Так, в вебе Шоты Гамисонии „В постели“, удостоенного приза за режиссуру, реплики в просмотровом зале слышны через раз. И все они — конгениальны культуре бормотания: аккуратные, стыдливые. Это очередной поход отечественного кино на территорию откровенных разговоров „про это“ (сколько их уже было? отчего должен удивлять факт, что у россиян есть тело?). И он снова сводится к неловким шуткам, гордой демонстрации сосков, фрикциям в дизайнерских кроватях и отстраненным разговорам о личном; плюс в складках одеяла прячется шутка про Крым и Путина — в итоге по звуку самая неразличимая из всех. Если это и совпадение, то показательное».

 

● ● ●

О том, как в СССР «морально и идейно устойчивые товарищи» писали о зарубежном кино. Александр Федоров продолжает изучать советскую периодику о кино: сколько на страницах сборников можно было найти «фотофривольностей», какими тиражами они выходили и кто туда писал.

«Поначалу в сборниках (с первого по четвертый выпуск) публиковались и иностранцы (К.Т Теплиц, Е. Плажевский, А. Вернер и др.), в основном из социалистических стран (Польша) и в дозированном количестве: каждому из восьми кинокритиков дозволено было представить по одной статье. Лишь во втором выпуске сборника появилась статья шведского кинокритика Б. Даниельссона, а в четвертом — западногерманского кинокритика В. фон Бредова. С пятого выпуска (1976 год) публикации работ зарубежных авторов прекратились окончательно и бесповоротно. По-видимому, советская цензура решила полностью оградить читателей от иноземных мнений…».

 

 

● ● ●

Слава Цукерман обошел Александра Сокурова. Это топ-100 главных фильмов в жанре научной фантастики по версии журнала Slant. Ну и Тарковский там забил два места в первой десятке.

 

● ● ●

В «Таймс» вспоминают продюсера Эдварда Льюиса, который скончался в возрасте 99 лет, через четыре месяца после кончины жены Милдред. Льюиса принято считать одним из тех, кто покончил с «охотой на ведьм» в Голливуде — он настоял на том, чтобы в титрах «Спартака» Стэнли Кубрика была указана фамилия сценариста Далтона Трамбо из «голливудской десятки».

«Льюис спродюсировал еще пять фильмов по сценариям Далтона Трамбо, в их числе «Одинокие отважны» в 1962 и «Привести в исполнение» в 1973, но больше всех наделал шуму «Спартак», поставленный Стэнли Кубриком. Люьис настаивал на том, что фильм по роману Ховарда Фаста, другого автора из «черного списка», никогда не задумывался как открыто политический. Тем не менее его кульминация похожа на 2000-летней давности приквел «Красной угрозы», при которой члены Конгресса на слушаниях требовали свидетелей называть имена коллег, подозреваемых в связях с коммунистами. В фильме римские власти требуют, чтобы другие рабы назвали имя Спартака; вместо того, в знак солидарности, каждый встает и объявляет: «Я — Спартак!». Трамбо позднее сказал, что эта сцена побудила многих свидетелей в слушаниях отказываться называть имена. Но Льюис всегда утверждал, что «Спартак» это просто история «о рабах, которые сбрасывают с себя ярмо угнетения».

 

● ● ●

Роберто Минервини о том, как он снимал «Что ты будешь делать, когда мир в огне?»

«Насчет долгих планов и крупных кадров на монтаже — ну, я вот как делаю: никогда не просматриваю снятый материал, вот ни кадра. Потому что это неизбежно на меня повлияет, я начну строить историю в голове, а я этого не хочу, потому что тогда я попытаюсь манипулировать естественным течением того, что передо мной, выдумывать это, и так далее. Мне нужно быть очень осторожным и осознавать, что я там, что я очень опасен, и что я могу всё поломать. Так что чем больше я саботирую самого себя, тем оно лучше для фильма. И у меня все равно плохая память, что в этом случае даже прекрасно».

 

● ● ●

Дмитрий Буныгин написал главный текст о сериале «Пункт назначения».

«Трагические отношения и неравная борьба персонажей франшизы с неисправными аппаратами так и напрашиваются, чтобы их назвали изводом ехидной концепции немецкого марксиста Альфреда Зон-Ретеля об „идеальных поломках“: „В Неаполе все технические сооружения обязательно сломаны“ (здесь и далее цитаты в переводе Александра Ярина). Как и в Америке. Однако если ушлые неаполитанцы поколениями мирятся с изношенными двигателям, придумывая, например, мотору из расплющенного аварией мотоцикла новую гротескную роль миксера для сливок в молочном кафе, то в Новом Свете отжившим или дышащим на ладан деталям находится категорически иное, специфически смертоносное, применение — и не по упрямству человеческого характера, а незримым мановением карандаша в тетрадке смерти. Европеец, по Зон-Ретелю, „вторгается в машинный мир“, „возвышается над законами техники“. Что до инертных янки, те покоряются „магии бесперебойного механического функционирования“, автоматизму технических процессов, не преобразуя их, но рабски с ними со-образуясь, привыкая быть зависимым придатком заводского молоха».

 

● ● ●

Фестиваль в Локарно только-только завершился, но еще две недели можно смотреть подборку фильмов этого года на Festival Scope. Как минимум стоит обратить внимание на нового Дени Коте и Жозе Фелипе Кошту, ранее снявшего «Красную линию» (читайте перевод эссе Кошты на Cineticle).

 

● ● ●

Спайк Ли комментирует сцену из «Делай, как надо» — фильму тридцать, его переиздает Criterion.

 

 

● ● ●

В 1991 году Люсиль Карра предприняла попытку адаптации поэтического травелога «Внутриморье» Дональда Ричи о путешествии в Японию. Посмотрите, как Ричи рассказывает о фильме.

 

 

● ● ●

Le Cinéma Club показывает короткометражку Шанталь Акерман «Семейный бизнес» — 1984 год, режиссер отправляется в Голливуд. «Чарли Чаплин, вот и я», — так Акерман отзовется позднее об этой работе.

 

● ● ●

Посмотрите на Выборг. Репортаж Кино ТВ с фестиваля «Окно в Европу».

 

 

● ● ●

«Король Лев» в правильном переводе. Технология deep fake подружила эстетику рисованного оригинала и фотореалистичного ремейка.

 

Proskurina
Allen
Каро
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»