18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №77

Забытое искусство игры спиной. — Как Спайк Ли не уговорил Роберта Де Ниро. — Тарантино в плакатах и воспоминаниях. — Вова покупает билет Георгию Данелии. — Видеоблогер Алекс Пройас. — «Скудная эстетика» Пабло Ллорки.

 

 

В Выборге стартовал фестиваль «Окно в Европу». На Tvkinoradio читайте о пятнадцати фильмах этого года. Вот, навскидку, аннотация к фильму «Простой карандаш»:

«Наталья Назарова, известная драмой „Дочь“, вновь обращается к суровой жизни провинции. Главная героиня, коренная петербурженка, устраивается работать учителем рисования в маленьком городке, чтобы быть поближе к мужу, известному художнику, отбывающем наказание в местной колонии. С удивлением она обнаруживает, что власть в школе принадлежит двенадцатилетнему пацану, чей брат-уголовник терроризирует всех жителей. Героиня пытается переломить эту ситуацию с помощью творчества».

 

● ● ●

В журнале Film Comment рассказывают об искусстве игры спиной, которую прозвали бэктингом.

 

«Этот род актерской игры — практически утраченное искусство, хотя и сегодня есть актеры, способные работать таким образом, и режиссеры, осознающие силу бэктинга. В открывающем кадре „Круга“ Джафара Панахи мы видим женщину в хиджабе, она стоит у окошка в родильном отделении, и просит рассказать, как там ее беременная дочь. Медсестра отвечает, что родилась девочка. Черная роба какое-то время остается неподвижной, прежде чем постучать в окошко снова. Вновь появляется сестра, и женщина снова спрашивает в надежде получить другой, лучший ответ — „это мальчик“. В ее спине уже заключен весь фильм и, больше того, история культуры, которая не ценит женщин».

 

● ● ●

Еще о спинах пишет Дэвид Бордуэлл, который вернулся с кинофестиваля в Болонье с очередным открытием. Он разбирает эпизод итальянского фильма «Маска и лицо» 1919 года.

 

 

● ● ●

В Берлине идет выставка «Кино Веймарской республики». Андрей Плахов пишет, что можно увидеть на трех этажах экспозиции.

«Ключевой сюжет выставки — слом гендерных стереотипов. В специальной галерее представлен 21 профессиональный профиль женщин, работавших в кино: среди них сценаристка Теа фон Харбоу, режиссер Мари Хардер, продюсер Лидди Хегевальд, режиссер анимации Лотти Рейнигер. С одной стороны, этот раздел экспозиции призван подчеркнуть огромную роль женщин в киноиндустрии того времени, с другой — настаивает на том, что их всячески дискриминировали: например, некоторые предпочитали публично выступать под фамилией без имени, чтобы не выдавать пол».

 

● ● ●

О том, как Спайк Ли пытался зазвать Роберта Де Ниро в «Делай, как надо».

«Изначально в роли Сэла, которую исполнит Дэнни Айелло, Ли видел Роберта Де Ниро. Ли и Де Ниро встретились на следующий вечер после инцидента в Хауард-бич [в 1986 году компания из трех черных американцев обедала в итальянской пиццерии, откуда их затем прогнала толпа из двенадцати человек; один из убегавших попал под машину и погиб; случай привел к протестам и бойкоту итальянских пиццерий черным населением США — примеч. ред.]. Они говорили о расизме и о том, как возросла враждебность между черным и итальянским сообществами. Ли понравилась мысль о том, каково для итало-американского зрителя будет увидеть знаменитого Де Ниро в роли, вызывающей симпатии у черных. В конце концов Де Ниро отказался от предложения, поскольку чувствовал, что переиграл достаточно Сэлов и не хотел повторяться».

 

 

● ● ●

«„Голди Хоун была самой крутой девушкой на экранах того времени, и я был просто без ума от нее… До этого я видел Голди только в небольшом черно-белом телевизоре, а увидеть ее на огромном экране в самом начале фильма — для маленького ребенка это было что-то… Как, собственно, и для всех зрителей. Они были без ума от всего, что бы она ни делала и ни говорила“. По словам режиссера, кроме Голди Хоун, он не обратил внимания ни на кого из актеров, даже на Ингрид Бергман. „Я не знал, что она снималась у классиков, для меня она была просто медсестрой… Сейчас я смотрю фильм и вижу, насколько прекрасно она играет“».

На «КиноПоиске» читайте статью с комментариями Квентина Тарантино о фильмах, которые вдохновляли его на «Однажды… в Голливуде».

 

● ● ●

На Mubi подробно рассказывают о плакатах «Однажды… в Голливуде» — тех, что появляются в кадре. Тарантино привлек к работе Стивена Чорни, популярного киноплакатиста 1980-х, в последние годы вновь ставшего модным: это он нарисовал афиши для «Врожденного порока», «Де Пальмы» и «Другой стороны ветра». Чорни пока еще не видел фильм и сам не знает, какие из его работ попали в фильм.

 

 

● ● ●

Есть на сайте журнала Cineticle спецпроект, называется он «Пабло Ллорка: последний партизан», и посвящен испанскому режиссеру, который нечасто снимает и ведет бухгалтерию зрителей.

«Сняв и выпустив своими силами четырнадцать картин за тридцать лет, в настоящее время испанский режиссёр Пабло Ллорка всегда знает, сколько зрителей посетит премьеру его нового фильма. В одном из интервью он даже называл примерные цифры, сопровождая бухгалтерию смиренным пожатием плеч: да, счёт идёт на тысячи, но этих тысяч никогда не станет больше. Меньше, видимо, тоже. Определённый — определившийся со своими предпочтениями — слой испанской аудитории, готовый к восприятию „скудной эстетики“ его требовательных фильмов, завоёван и, хоть тресни, экспансии не подлежит. Прирост возможен лишь за счёт стихийного возникновения культурных анклавов — в том числе в пределах стран с преобладанием русскоязычного населения».

 

● ● ●

На сайте «Батенька, да вы трансформер» продолжается цикл о ядерной угрозе и ее отражении в кинематографе.

«Обмен ядерными ударами уничтожает миллионы жителей Великобритании. Мир сочится кровью, ядерные облака застилают солнце, температура на всей планете падает, люди в муках умирают от последствий облучения. В финале мы видим уже будущее, в котором следующее поколение ограничило речь до примитивных обрывков фраз — и Джексон мастерски включает эти эпизоды в общий эстетический строй картины; будущее в фильме выглядит не менее жизнеподобно, чем посиделки в баре в 1984 году. Отправившись из кинозала в паб продышаться за пинтой эля, зритель ощущал себя по-прежнему внутри картины. Значит, и апокалипсис был не так далёк?».

 

 

● ● ●

«Когда-то семейству Кью принадлежал порнобизнес, но коварные шантажисты Капулеты его присвоили. С тех пор смысл жизни в обеих семьях сводится к организации пакостей друг другу. Тромео Кью теперь живет в нищете с отцом-алкоголиком и работает в тату-салоне. Джульетта плохо спит, ее мучают кошмары, во время которых она кричит во сне. Авторитарный отец запирает ее в звуконепроницаемом аквариуме».

Это, разумеется, Ллойд наш Кауфман взялся за Уильяма Шекспира. Еще девять подходов — Гринуэй, Джармен, Годар и другие — в материале Станислава Лугового.

 

● ● ●

В сообществе Film Sense читайте фрагмент из книги Георгия Данелии.

«Народу у кассы было очень много, к окошку не подойти. Вова, высокий и широкоплечий, снял кепку, вытянул руку с кепкой вверх, приподнялся еще на цыпочках и крикнул на весь зал:
— Нана, это я, Вова! Посмотри сюда! Кепку мою видишь?!
— Вижу твою кепку, Вова! Что хочешь?
В Тбилиси было две джинсовых кепки, одна у Вовы, вторая — у знаменитого футболиста, форварда сборной СССР, Давида Кипиани».

 

● ● ●

Еще «Ирландец» омоложенного носа не кажет, а IndieWire составил свой принципиально нетоксичный список лучших фильмов десятилетия. На первом месте «Лунный свет». Сайт «Кино ТВ» перевел список на русский и снабдил, где мог, собственными сюжетами.

 

● ● ●

Одолели Рефна? Иван Кислый рассказывает на «Кольте», что еще можно неспешно посмотреть дома.

 

● ● ●

Если в вашем фильме главные роли играют Джейсон Стэйтем и Дуэйн Джонсон, удачи никого не обделить вниманием. Режиссер Дэвид Литч в «Хоббс и Шоу» поступил грамотно, и просто поделил экран надвое. О своей находке он рассказывает в видеосюжете из серии «Анатомия сцены».

 

 

● ● ●

Алекс Пройас ведет Ютуб-канал! На той неделе он выпустил видео для начинающих кинематографистов: предостерегает от ряда ошибок.

 

 

● ● ●

На сайте «Искусства кино» выложили короткий метр Михаила Бородина «Я нормальный», побывавший в каннской «Неделе критики» в 2018 году. Информации о работе прилагается мало, так что можно почитать прошлогоднее интервью режиссера.

 

 

BEAT
Косаковский
Manhattan
Proskurina
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»