18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №76

Кино 11-летнего Скорсезе. — Наши в Локарно. — Гороскоп кинематографиста. — Восстановленный Одзу. — «Бойцовский клуб» снова в прокате. — Джон Карпентер зовет к себе домой.

 

 

Фестиваль в Локарно объявил участников. Короткий метр Йоргоса Лантимоса, новые работы Дени Коте, Педру Кошты, Ульриха Кёлера, Фабриса Дю Вельца и студентов Беллы Тарра. Отдельная радость: в конкурсе Pardi di domani — «Отпуск» Антона Сазонова.

 

● ● ●

По-разному можно относиться к вышедшему ремейку «Короля Льва», и этим он отличается от оригинала. В The New York Times вспоминают, как четверть века назад создавался мультфильм.

«Это был первый полнометражный мультфильм Disney, целиком населенный зверями; даже с миром в «Бэмби» порой соприкасался человек, временами нарушая его покой. И в отличие от того фильма, травмирующая смерть в центре истории происходила на экране. Самым же рискованным (в особенности для судии, которая в эти годы пыталась стать родным брендом) было то, что это произведение Disney впервые не строилось на существующем материале — хотя несложно было проследить его вдохновителей. «Это комбинация Моисея-Гамлета-Короля Артура, который встречаются с Элтоном Джоном в Африке», — говорил продюсер Дон Хан журналу Premiere («полушутя», по словам репорта Ари Познера). Картина родилась непросто: сперва изначальный режиссер Джордж Скрайбнер задумал ее как серьезный и величественный немузыкальный фильм под именем «Король джунглей». Успех фильмов эпохи «ренессанса Disney» перевел затею в легкий, комический поп-мюзикл, и студия была готова пойти на всё, чтобы музыка работала без Эшмана и Менкена. Когда Эшман заболел во время работы над «Аладдином», бродвейский поэт Тим Райс пришел на замену, и его призвали к работе над «Королем Львом». Он рассказал Premiere, «Они спросили, с кем бы я хотел поработать, и я ответил: „С Элтоном Джоном было бы здорово, но вы его не добудете“. Но они смогли. Участие Джона добавило предприятию надежности, стало маркетинговым крючком и (главная выгода) привело к выходу альбома, который десять раз стал платиновым».

 

● ● ●

История нескольких чудаков, которые пытаются самостоятельно восстановить оригинальный монтаж «Хорошего, плохого, злого», уже посетили места съемок и сделали документальный фильм о своем путешествии.

«Две версии: на итальянском и на английском, причем последняя была урезана для восприятия международной публикой». (Некоторые из более жестоких сцен были сокращены для британской и американской аудитории, в особенности когда Ангельские глазки пытает Туко посередине фильма.) Вы не можете больше увидеть эти версии в прежнем виде. Они не существуют, и окромя проката в конце 1960-х, не существовали. «Если только не найдется какой-то безвестный релиз на VHS, о котором я не знаю», — говорит Росс, — «нет ни одного точного издания этого окончательных вариантов монтажа».

 

 

● ● ●

Начали выходить переводы Люка Мулле на английский. О Годаре-учителе:

«Мы любим лишь то, что нам противоположно. Годар иногда делает то, что любит, но чем он не является, а иногда — то, что не любит, но чем является. Иногда он берет уроки у Премингера и Хоукса, а в другой раз делает наоборот; „На последнем дыхании“ охватывают обе склонности. Так, после намеренно конвенциональной „Операции бетон“ вышла очень личная „Кокетка“ (1955), вариация на темы повседневной уличной жизни в Женеве и восхищения машинами, которые пришли прямиком из „Путешествия в Италию“ (Росселлини, 1953) и „Ангельского лица“ (Премингер, 1952). Но насколько ниже был ученик, чем его учителя, с его детским и претенциозным эзотеризмом!»

 

● ● ●

А вот Мулле на русском — разумеется, в журнале Cineticle. Читайте его гороскоп — в отличие от тех, что составляют шарлатаны, этот срока давности не имеет. Поскольку на дворе конец июля, обратимся ко львам:

«У Львов есть только одна ведущая тема, вполне отвечающая их общей репутации: в их числе, рождённых всего за день друг от друга, мы найдём двух самых известных режиссёров, ДеМилля и Хичкока, умудрявшихся сочетать высочайшее качество своих картин с диктатом кассы. Кубрик и Хьюстон, пусть и в меньшей степени, из той же породы. Само собой, под этим знаком рождено множество американских режиссёров, ведь в США сложно сделать карьеру без оглядки на коммерческий успех. Более странно, что среди Львов можно встретить и определённое количество «белых ворон», таких как Фуллер, Рэй и Боттичер»

 

● ● ●

В десятках городов начинается прокат «Бойцовского клуба», которому в этом году 20 лет. В 1999-м он как есть провалился, и вернул студии деньги только после выхода DVD. На IndieWire вспоминают другие «великие фильмы» с неудачно сложившейся прокатной судьбой.

 

 

● ● ●

Перед выходом «Бойцовского клуба» можно почитать развернутую статью от прокатчика картины, компании «Иноекино»:

«Несмотря на следы побоев, коллеги Паланика даже не поинтересовались, что случилось: „Я думаю, они побоялись услышать ответ. Я понял, что, если вы паршиво выглядите, людям не хочется знать, чем вы занимаетесь в свободное время. Им не хочется слышать о вас плохое. И суть была в том, чтобы выглядеть настолько плохо, чтобы никто никогда не спросил о причине. В этом заключалась основная идея „Бойцовского клуба““».

За более радикальным взглядом можно обратиться к самиздату «Батенька», где вышел текст о кризисе маскулинности на примере фильма.

«Когда Дэвид Финчер принимается за книгу Чака Паланика „Бойцовский клуб“, то хохочет без остановки. Он ставит крупнобюджетную комедию — его фильм высмеивает не только консьюмеризм и „подавленную“ маскулинность, но и саму реакцию мужчин, их скудные сценарии противодействия. Однако он не хочет раскрывать все карты. На площадке режиссёр то и дело ругается с Эдвардом Нортоном, который играет героя-рассказчика. Нортон считает, что зрителю нужно заговорщицки кивать, а Финчер не желает играть в поддавки».

 

● ● ●

И совсем уже невероятное про Дэвида Финчера: его следующий фильм для Netflix написал отец режиссера, он называется Mank и расскажет о Германе Манкевиче, соавторе сценария «Гражданина Кейна». В главной роли Гэри Олдман. Фильм, кстати, задумывался в 1997 году, то есть вместо него режиссер и снял «Бойцовский клуб».

 

● ● ●

Здоровенный материал о «Дракуле» Копполы. Как не выгорело с Киану Ривзом (едва ли не единственный случай, когда игра артиста настолько слабая, что на Википедии об этом есть отдельная главка), как пришла Уинона Райдер и при чем здесь эстетика раннего кинематографа. На той же странице сценарий.

 

● ● ●

Раскадровки, который Мартин Скорсезе делал в 11 лет.

 

 

● ● ●

На сайте Criterion чествуют фильм «Клют», первый в условной «трилогии паранойи» Алана Дж. Пакулы.

«Но магнитофоны — больше, чем просто относящееся к тому времени устройства; они позволяют отмежевать звук от изображения. В „Клюте“, Бри поначалу предстает как лицо в опасности разделения. Первый раз, когда мы ее „встречаем“, спокойно обсуждающих свои деловые договоренности языком образованного современного профессионала, она всего лишь голос без тела, создающий образ полной эротической уверенности в себе».

 

● ● ●

Ясудзиро Одзу и слэпстик: на сайте Le Cinéma Club выложили ранний немой фильм режиссера, вдохновленной американской комедией. Фильм дошел до нас не целиком, однако киномузей Киото восстановил то, что было — именно эту реставрацию до середины следующей недели прокатывает сайт.

 

● ● ●

MoMA запускает онлайн-ретроспективу короткометражек, исследующих гендер.

 

 

● ● ●

Короткое интервью с Джейн Фондой о «Клюте», но как хорошо начинается! «Я как-то подумала, что вы не подходите для этой роли. — Я только начала постигать феминизм».

 

 

● ● ●

Вошли в дом, стали задавать вопросы. Как-то так выглядит видеоинтервью с Джоном Карпентером.

 

 

● ● ●

Антон Мазуров рассказывает о Кареле Рейше. (И даже называет Лоренцу Маццетти Лоуренсом.) Другие лекции Мазурова из этого цикла можно найти на сайте «Искусства кино».

 

 

BEAT
Косаковский
Manhattan
Proskurina
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»