18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №74

Дэвид Линч устал от ваших теорий. — Рональд Рейган не советует жене Нэнси идти на Иствуда. — Джон Уотерс говорит, что снимать кино через Kickstarter стыдно. — Как Джордж Лукас не понял, с кем связался. — Новое имя: Пхуттипхонг Ароонпхенг.

 

Фотография Артёма Фирсанова

 

Этот дайджест приходится открывать текстом о неприятном. На «Кольте» читайте текст о ситуации, которая сложилась во ВГИКе — ранее мы писали о происшествии с защитой Артёма Фирсанова.

 

«Выпускник ВГИКа 2011 года Филипп Юрьев вспоминает: „Мы все это проходили. У учебной киностудии есть ряд архаичных представлений о том, как должен выглядеть фильм. К фильмам, которые сторонятся реальной жизни, вопросов нет. Как только начинаются актуальные темы — возникают сложности“.

В 2015 году Александра Речкалова снимала учебный фильм „Звери“, посвященный притравочным станциям. „Заявку на фильм мне подписали мои мастера, и никакой причины для отказа быть не могло. Но прямо перед запуском Попеску [проректор ВГИКа, глава учебной киностудии Владимир Попеску — примеч. ред.] внимательно посмотрел заявку и сказал, что он не советует нам его снимать“, — вспоминает Александра. По ее словам, он объяснил это тем, что „хотя это и жестоко, притравка собак — это необходимость охотников“. „Я стала снимать фильм так, как я его видела. Во время производства стали возникать проблемы: мне не давали технику, сливали охотникам места съемки, переносили постпродакшен“. Когда фильм был готов к защите, киностудия ВГИКа начала зачищать все следы его производства: удалила с компьютера, где он монтировался, и отформатировала жесткий диск, чтобы исключить возможность восстановления».

 

● ● ●

Французский «Вог» публикует подборку нарядов от Ив-Сена Лорана для кинематографа: Денев у Трюффо и Бунюэля, Шнайдер у Соте, Дюпре у Рене.

 

● ● ●

В «Нью-Йорк Таймс» вспоминают последний немой фильм Фрица Ланга — о путешествии на Луну. Ланг взял за основу книгу, которую написала его жена Теа фон Харбоу. Но еще больше он был увлечен идеями инженера Германа Оберта, и даже обещал наскрести денег на строительство ракеты. Тогда не выгорело, но Оберт прожил еще долго, и в 1969 году по приглашению NASA стал свидетелем отправки «Аполлона-11» на Луну.

«Последний немой фильм Фрица Ланга „Женщина на Луне“ (1929), был также и первым — ранней попыткой изобразить в кино космическое путешествие как правдоподобную возможность. Фильм впечатлил даже тех, кто успел познакомиться с новомодными „говорящими“ картинами. „Нью-Йорк Таймс“ передавали, что фильм Ланга, прозванный в прокате США „Ракетой до Луны“ в 1931 году, стал для зрителей „захватывающей дух экскурсией к тайнам межзвездного сообщения“».

 

 

● ● ●

Film Comment не обходит стороной фон Харбоу, но рассказывает и о других женщинах в кинофантастике.

«А потом пришла Ли Брэкетт, беллетристика которой проторила ей дорогу к киносценариям — она начала с „Большого сна“, хотя и продолжила в изобилии публиковать фантастические рассказы, затронувшие несколько поколений читателей. Когда Джордж Лукас позвонил ей с предложением написать сценарий „Империя наносит ответный удар“ (1980), он даже не знал, что „Большой сон“ — ее рук дело, не говоря уже про „Рио Браво“, „Хатари!“, несколько сценариев передачи „Альфред Хичкок представляет“ и даже „Долгое прощание“ Роберта Олтмена. Ему просто нравились ее короткие рассказы, полные причудливых созданий и любовных линий, в то время как другие авторы того времени предпочитали более „жесткие“, типично мужские темы. Несмотря на то, что Брэкетт умерла от рака через несколько недель, она успела передать черновой вариант сценария, и общая сюжетная арка в фильме — от нее, как и игривый стиль посреди катастрофы».

 

● ● ●

«Запомните новое имя», советует нам киножурнал Cineticle. И как не послушаться, ведь речь идет об авторе фильма «Манта Рэй» Пхуттипхонге Ароонпхенге. Его работу показали в Венеции и на последнем ММКФ, и выбраться из джунглей этого фильма можно с самыми разными трактовками — от тайской версии «Формы воды» до социальной драмы. О проблеме поспешного взгляда в числе прочего пишет Мария Грибова.

«Искрящиеся камни „Манта Рэя“ — гипнотизирующей силы которых, кажется, уже было бы достаточно для несомненного пребывания в кадре — вызваны из-под земли, чтобы высвечивать подобный путь. Тайский фильм начинается с посвящения рохинджа, и впервые увидевшие ленту в Венеции сразу распознали в раненом из джунглей представителя этой малой этнической группы, преследуемой из-за мусульманского вероисповедания. Натренированный критическими интерпретациями взгляд превратил неочевидный рассказ о двух людях, живущих одной жизнью, в высказывание-манифест о попытках взаимодействия автохтонов с аллохтонами-беженцами. Досадно, что этот ловкий взгляд не заметил, как в спешке променял этическое на социальное».

 

● ● ●

Дэвид Линч ругается на фанатов «Твин Пикса» в свежем интервью для «Гардиан». Кажется, бесконечные теоретические манипуляции с сериалом ему порядком надоели: в ответ на высказанную интервьюером очередную гипотезу режиссер ответил коротко — «Bullshit». Также он поблагодарил Джима Джармуша за недавние слова поддержки (если вкратце, Джармуш предложил дать Линчу все деньги мира), но сказал, что деньгами человеку без идей не поможешь. А откуда приходят идеи?

«Я не знаю, откуда они все берутся. Поэтому я не считаю, что вправе ставить себе в заслугу то, что сделал. Всё это — маленькие подарки, которые сочетаются сами собой, и сюжеты выходят так же, как картины. Они просто приходят тебе на ум, и ты чувствуешь себя, словно рождественским утром».

 

● ● ●

Игра в угадайте кадр стала чуточку сложнее. Фотограф Джейсон Шульман придумал фотографировать фильмы со сверхдлинной выдержкой. В итоге кино оставляет единый отпечаток. Такая идея фанатам «Твин Пикса» еще пока не пришла в голову. Вот, кстати, каким у Шульмана вышел «Синий бархат»:

 

 

● ● ●

Еще один, но грустный повод вспомнить Линча: умер Бен Баренхольц, выдающийся американский продюсер и дистрибьютор, когда-то поверивший в талант братьев Коэн, Ходоровски, Линча и многих других. Два года назад 80-летний Баренхольц дебютировал в игровом кино фильмом «Алина» с Дарьей Екамасовой. Вот, как Линч помогал своему благодетелю собрать деньги на это кино:

 

 

***

Пон Чжун Хо и его «Паразиты» уже в прокате — на сайте «Искусства кино» обратите внимание на текст Алексея Филиппова о том, как устроены фильмы режиссера.

«Левак Пон Джун Хо (какое-то время он входил в левую рабочую партию), разумеется, не проходит мимо острых вопросов. Про классовое неравенство он размышлял еще в „Лающие собаки не кусают“, где вся коллизия строилась вокруг четвероногих питомцев, которых те, кто побогаче, рассматривают как примету статуса, а бедняги — как блюдо. „Сквозь снег“ и „Паразиты“ тоже изучают конфликт богатых и бедных — в революционном и бытовом изводах. Впрочем, финансовые проблемы так или иначе влияют на персонажей всех его картин. В „Собаках“ он также прибегал к городским легендам о распиле бюджета. В нетфликсовской „Окче“ (2017) — высказался о мясоедстве, экоактивизме, унификации и корпорации с человеческим лицом. Вероятно, это самый разнообразный манифест его взглядов на жизнь».

И, конечно, пересмотрите эссе Дмитрия Новосельцева для «Сеанса».

 

 

***

Джон Уотерс поговорил с Vulture о том о сем. Важные моменты: не заводите Твиттер, иначе будете раздавать шутки за бесплатно; лучшая альтернатива ЛСД — водка Ketel One с мартини и оливкой; на люди хорошо выбираться под попперсами.

«Мне плевать, если я больше ничего не сниму. Не знаю, когда это может произойти. Сейчас я занят, как никогда в своей жизни. У меня была идея фильма Fruitcake, который я так и не снял; там предполагалась анимация. Так что, кто знает? Если не выгорит, я не расстроюсь. Я сделал 16 фильмов. То есть не то, чтобы я не высказался. Кто-то сказал: „Почему бы тебе не пойти на Kickstarter?“ Я владею тремя домами. Что я буду делать на Kickstarter: „Помогите, у меня совсем нет денег?“ Сегодня, чтобы ты снял независимое кино, тебе хотят дать бюджет в миллион долларов. Я не хочу идти вспять. Не собираюсь быть режиссером-анархистом в 73. Ты не можешь вернуться к тому, чтобы снова просить людей работать задаром».

 

● ● ●

На носу очередной MIEFF. Чтобы экспериментальное не казалось сложным, Алексей Артамонов и Андрей Карташов рассказывают про семь событий, на которые стоит обратить внимание.

«Художника, коллажиста и одного из ключевых представителей послевоенного американского авангарда Брюса Коннера часто записывают в пионеры кинематографа found footage. О его двенадцатиминутном „A MOVIE“ (1958), составленном из обрезков жанровых фильмов, рекламы, кадров катастроф и официальной американской пропаганды, кинотеоретиками написаны, наверное, тысячи страниц. А фильм „COSMIC RAY“ (1961), в котором под песню Рея Чарльза смонтированы тысячи кадров из эротических картин, колониальной и военной кинохроники, считают началом жанра музыкального видео. Отдельное место в его творчестве занимает 37 минутная „ОПЕРАЦИЯ „ПЕРЕКРЕСТОК““, в которой Коннер совместил съемки испытаний атомной бомбы на атолле Бикини с гипнотизирующей партитурой Патрика Глисона и Терри Райли. Брюс Коннер — один из самых влиятельных экспериментальных режиссеров второй половины XX века. На ретроспективе в Москве и Петербурге можно будет увидеть большую часть его основных работ».

 

● ● ●

Увлекательное чтение: Джей Хоберман написал книгу о Рейгане-актере и Рейгане-зрителе. О второй ипостаси читайте в этом фрагменте.

«Рейган умел быть чувствительным кинозрителем — он был обеспокоен тем, что смерть Клинта Иствуда в финале „Поющего по кабакам“ (1982) растревожит Нэнси, чей отчим только что скончался. „Будучи там“ [фильм, который Рейган решил посмотреть сразу после покушения на него в 1981 году — примеч. ред.] полон вещей, которые могли расстроить Рейгана, начиная с некомпетентности и смерти персонажа Дугласа и заканчивая сценой, в которой его молодая жена (Ширли Маклейн) делает предложение Ченсу и, неверно истолковав его слова о том, что он „любит глядеть“, мастурбирует на медвежьей шкуре возле его кровати».

 

 

● ● ●

На «КиноПоиске» читайте о том, как с течением времени менялись титры в кино.

«Расцвет титровального искусства случился в середине ХХ века. Благодарить за него нужно телевидение: как и прочие новшества того времени, пышные начальные сцены появились потому, что на ТВ такого не было, а зрителей нужно было завлекать в кинотеатры. В фильме Хичкока „На север через северо-запад“ анимированные надписи перемещаются по расчерченной стене, как лифты в небоскребе (с небоскреба и начинается сюжет). Психоделические титры „Головокружения“ оформлены при помощи спиралей — главного визуального мотива фильма, герой которого боится высоты. Обе сцены созданы Солом Бэссом, который стал главной знаменитостью в своей специфической профессии».

 

● ● ●

Всю неделю соцсети гудят этим архивным видео, вспомним и мы: Тарковский, Брессон и Уэллс на одной сцене.

 

 

● ● ●

Дарья Жук приступает к новым съемкам, а пока без лишнего повода — разговор с каналом «Кино ТВ».

 

Чаплин
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»