18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №70

«Чернобыль» Мейзина на бумаге. — Абель Феррара разбирается с авторитетами. — «Андалузскому псу» 90 лет. — Начался «Кинотавр». — Сталлоне в роли Т-800. — Первое солнечное затмение в кадре. — Годзилла у Пола Шредера. — Когда ждать каннские фильмы в прокате.

 

 

Начался «Кинотавр». Константин Шавловский называет девять фильмов конкурса, за судьбой которых стоит следить. И снова, второй год подряд, в центре человек с плакатом: в том году из «Лета», теперь из «Грозы» Григория Константинопольского.

«Прошлогодний лауреат „Кинотавра“, получивший приз за лучшую режиссуру с фильмом „Русский бес“, Григорий Константинопольский успел снять новый фильм, который наверняка станет одним из самых обсуждаемых фестивальных премьер. Константинопольский продолжает пристально вглядываться в современность, только если в предыдущих фильмах он убедительно доказывал, что 90-е никуда не делись и продолжают длиться в настоящем, то в „Грозе“ взялся за изучение вечного двигателя русской жизни, который безотказно работает как минимум 160 лет».

 

● ● ●

«Андалузскому псу» 90 лет, а этому тексту Михаила Ямпольского о фильме — более 30. Читайте архивный материал на сайте «Искусства кино».

«Каждый первоначальный образ в фильме предстает как всплеск подсознания, но связь образов между собой подчиняется необычной логике взаимосцеплений, где каждый элемент может быть заменен его аналогом — „симулакрумом“. Так строятся цепочки подмен: волосы — муравьи — кровь, за которыми проступают две главные темы фильма: смерть и эротика, табуированные классической европейской культурой, а потому особенно важные для сюрреалистов».

 

● ● ●

Сразу два текста о женщинах, благодаря которым у нас есть классические фильмы ужасов. Еще в марте вышла заметка о Милисент Патрик, которая создала заглавного персонажа «Твари из Черной лагуны». Заголовок носит несколько воинственный характер: «Забытая женщина, которая создала Тварь из Голубой лагуны» — признаться, кроме Гигера так сразу и не вспомнишь, кто кого рисовал — да и фильму в этом году стукнуло 65 лет. Патрик успела побыть актрисой, рисовала эпизод с «Токкатой и фугой» и «Ночь на лысой горе» в мультфильме «Фантазия». Когда она разрабатывала Тварь, начальник Бад Вестмор попытался присвоить авторство себе.

 

А в The New York Times вспоминают Дебру Хилл, продюсера «Хэллоуина», «Короля-рыбака» и «Мертвой зоны». Она была подругой Джона Карпентера, они вместе писали сценарий «Хэллоуина», затем Хилл спродюсирует несколько сиквелов. Когда Терри Гиллиам внезапно решил, что ему нужна сцена с тысячей вальсирующих людей на вокзале Гранд-Централ, она не отказала — и нашла способ это организовать. Хилл умерла в 2005 году.

«Она сказала The Los Angeles Times в 1982-м: «Я рано обнаружила, что для женщины-продюсера есть две манеры поведения. Ты можешь быть агрессивной, или ты можешь быть очень милой. Так что я прихожу на съемки в узких джинсах, и поначалу люди удивляются. Затем они видят, что я милая. А затем, наконец, что я тут по делу».

 

 

● ● ●

Абель Феррара называет десятку любимых фильмов. С одной стороны, многие на месте — Бергман, Пазолини, Уэллса. С другой, выбор порой покажется неожиданным. Выше Феррара объясняет, что хотя его и попросили назвать десять, ему нравятся все работы упомянутых режиссеров, «а также все работы Годара, Хоукса, Хичкока, Бертолуччи, Скорсезе» — и так начинается еще один внушительный список.

 

● ● ●

«Выр! Выр! Выр!» В сеть выложили сценарий мини-сериала «Чернобыль», который обсуждают в Фейсбуке, кабинетах чиновников и на федеральном ТВ.

 

 

● ● ●

На Mubi забавная история о том, как сцену с лавиной из «Форс-мажора» сперва приняли за found footage, а затем превратили в мем.

 

● ● ●

Евгений Майзель рассказывает про четвертое «Содружество», и школу при нем:

«Поиск себя внутри профессии неразрывно связан с подражанием мастерам, что может обернуться подражательностью. Алмаатинец Алимжан Кудабаев умело воспроизводит невозмутимую, элегантную и устрашающую манеру Михаэля Ханеке, перенеся сюжет о подростковой жестокости и вуайеризме в скупые интерьеры казахстанской школы („Видео Марата“, 2018). Иногда ощущение вторичности обманывает: кажется, что киевлянин Филипп Сотниченко ловко повторяет за Дворцевым и Дарденнами, но в действительности его история о молодой кассирше, успевающей сделать за полчаса тысячу и одно дело и не умереть, была закончена на год раньше „Айки“ („Технический перерыв“, 2017); впрочем, про фильмы братьев Дарденн так уже не скажешь. Встретился в программе и замысловатый арт-мейнстрим не самой однозначной генеалогии (если не считать культового Содерберга тридцатилетней давности, чьё название он откровенно обыгрывает): герои „Секса, страха и бургеров“ Эльдара Шибанова (2018, Казахстан), отобранных в конкурс короткого метра прошлогоднего Венецианского фестиваля, преодолевают страх и неуверенность при помощи спонтанных сексуальных контактов».

 

«Different». Реж. Д. Рустав. 2018

 

● ● ●

Станислав Зельвенский делает важное дело, и помогает сориентироваться в том шлаке, который на полных оборотах производит Netflix. В замечательной рубрике «Что смотреть в сети» — об авторемейке Себастьяна Лелио, Элизабет Мосс в роли гранж-певицы, Эллисон Уильямс в роли виолончелистки и микрофантастике от Спайка Ли.

 

● ● ●

В июне, помимо злополучного «Рокетмена», будут и другие российские премьеры каннского кино: мы все ждем «Дылду», «Боль и славу» и «Паразитов» уже в июне. Егор Беликов составил список из 27 фильмов, которые уже приобретены для дистрибуции в России.

 

● ● ●

Еще одна каннская премьера затесалась в гид «Кольты» по сериалам июня.

«„Скоро наши города будут смыты потопом, погребены в песке, сожжены дотла“, — обещают за кадром нового проекта датского режиссера Николаса Виндинга Рефна („Неоновый демон“, „Драйв“). Многие не могут простить Рефну его претенциозное пижонство и глубокомысленную медлительность, и вряд ли этого станет меньше в десятисерийном „Too Old to Die Young“ — шоу про полицейского, который перешел дорогу сразу всем криминальным группировкам Лос-Анджелеса. Мексиканский картель, русская мафия, якудза — все они чего-то хотят от злополучного копа, и у него нет другого выхода, кроме как работать на всех сразу. Главная роль в сериале досталась Майлзу Теллеру — он яростно сбивал руки в кровь за барабанной установкой „Одержимости“, а теперь играет типичного для кинематографа Рефна отстраненного героя; правда, руки его тоже в крови».

Тем временем Рефн поделился с подписчиками Mubi реставрацией культовой «Оргии мёртвых» — на его собственном сайте фильм покажут в августе.

 

● ● ●

Британский киноинститут восстановил съемку солнечного затмения, которая теперь считается самый первой в истории — она была сделана в Северной Каролине в 1900 году. Любопытно, что Невил Маскелайн впервые пытался заснять событие в 1898 году, для чего отправился в Индию — но плёнку похитили.

 

 

● ● ●

Вернемся назад. MoMA приобрел коллекцию из тридцати шести пленок компании Biograph (ее основал бывший сотрудник, штатный изобретатель Томаса Эдисона — Уильям Кеннеди Диксон), которые были отсняты в 1890-е годы. Во-первых, реставрированные копии выглядят потрясающе. Во-вторых, можно увидеть королеву Викторию, пятилетнего Эдварда VIII, трехлетнюю Марию, графиню Хэрвуд, и шестилетнего Георга VI.

 

 

● ● ●

Всем этим реставрациям предшествует и сопутствует научная работа: по разысканию, атрибуции, осмыслению плёнок. Она будет невозможна, если редуцировать архивы до хранилищ. В новом выпуске «Наблюдателя» как раз говорят о том, как устроены кинореставрации. В гостях сотрудники Госфильмофонда Пётр Багров, Ольга Деревянкина и киновед Наталья Нусинова.

 

 

● ● ●

Тем временем корейский киноархив открыл доступ к почти 200 полнометражным фильмам прошлых лет (самые поздние выходили в нулевых). Их можно посмотреть на YouTube, большинство в отличном качестве.

 

● ● ●

Как звучат фильмы о Годзилле? BBC проходится по истории музыки к фильмам в жанре кайдзю.

 

А вот как Годзилла встречает «Первую реформатскую церковь».

 

 

● ● ●

Видеоэссе о кинематографе Чили в 1960-е годы.

 

 

● ● ●

В эпохе пост-правды есть и свои прелести. Помните, как в «Последнем киногерое» Сильвестр Сталлоне стал Терминатором? Блогер Ctrl Shift Face заменил лицо Шварценеггера в знаменитом фрагменте из «Судного дня». Волоокий Т-800 производит сильное впечатление.

 

 

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»