18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №7

В очередном, теперь субботнем, дайджесте: народ против Квентина Тарантино, Супермен против законов физики, Мещанинова за Рорвакер и много хорошего чтения.

 

Всю неделю шумят по поводу Квентина Тарантино: оказалось, что он плохой. Поводом послужила публикация в New York Times. Статья была посвящена «Miramax troika» — Вайнштейне, Тарантино и Турман. Вайнштейн — материал отработанный, и как-то само собой из текста отжалось только то, что было связано с Тарантино: едва не угробил Турман во время съемок (всплыла архивная запись), а еще взаправду плевал и душил для пущей убедительности в «Убить Билла».

Сначала отреагировал Твиттер: Азия Ардженто написала, что Тарантино надо гнать взашей, Джадд Апатоу просил продюсеров выдать режиссеру волчий билет. Далее стали обвинять в сумбуре вместо музыки:

— IndieWire о том, что «феминизм в “Убить Билла” никогда не был заслугой Тарантино», там же

— энтузиасты нашли архивное интервью с Тарантино, где он отказывается называть Романа Поланского насильником, следом Variety дают свежие извинения режиссера.

Ума бросилась прояснять ситуацию: архивную пленку с аварией вообще-то дал Тарантино, злодей в этой истории Харви, и так далее. Но самое убедительное слово осталось за Тарантино: в середине недели вышло интервью (по первости более походящее на допрос) изданию Deadline. Ответив на двадцать вопросов об аварии, режиссер дошел до следующей стадии обвинений: в плевках и удушении.

— Все мы видели фильмы, в которых людям плюют в лицо. Уверен, используй я two-shot [тип плана, в котором присутствуют оба участника разговора или действия — примеч. ред.] и дай Мэдсену плюнуть в лицо Уме, проблем бы не было. Но я выстроил план иначе. У меня был Майкл Мэдсен, собиравший и выпустивший плевок. А затем переход к лицу Умы, лежащей на полу — вы видите, как плевок в нее попадает.

Само собой, я плевал сам. А кто бы еще мог? Помощник оператора? Во-первых, я не доверял Майклу Мэдсену, потому что не знал, куда полетит плевок, если плевать будет Майкл Мэдсен. Я подошел к Уме и сказал: слушай, похоже, что это должен сделать я. Ведь мы даже пытались соорудить плунжер с водой, но если добавить воду в слюну, выглядит это плохо. Мы пробовали; не похоже это было на плевок.

Более полную версию можно прочитать на сайте Deadline, или же зайти к нам в телеграм-канал.

 

● ● ●

Другое, уже набившее оскомину событие: на днях Marvel Studios отпраздновала 10-летний юбилей. Чуть раньше на AV Club стартовал цикл статей Age of heroes о супергеройском кино. Первым делом рассказывают о «Супермене» Ричарда Доннера с Кристофером Ривом. Это довольно плоский текст, в котором факты порой ошибочны, а наблюдения основаны на Википедии, но мы дадим серии шанс разогнаться.

«Многое в фильме не вяжется. Когда становится слишком интересно, появляется призрак Брандо и что-то там гудит. Есть эпизод со свиданием в полете, где закадровый голос Луис Лейн драматично зачитывает слова из слащавой попсовой песенки, которую Доннер вырезал из саундтрека. И, конечно, кульминационный момент: Супермен крутит планету в обратную сторону и тем самым обращает время вспять — насколько мне известно, время и планеты устроены иначе».

 

● ● ●

В этом году обещают выпустить мемуары Наума Клеймана, основателем Музея кино. Книга основана на нескольких долгих беседах Клеймана с фотографом Екатериной Голицыной. Часть этих разговоров опубликовала Colta, каждый абзац на вес золота:

«Для одной из выставок Эйзенштейна мы выпросили на “Мосфильме” костюмы “Ивана Грозного”, спасли их от переделок. Была огромная коллекция костюмов, которые изрезали для других фильмов. Ведь эти костюмы считались полуфабрикатами. А там были из парчи, из подлинной парчи XVII века замечательные костюмы, скроенные великими мастерами, такими, как Яков Ильич Райзман, отец режиссера Юлия Яковлевича Райзмана. Он был великий портной, который шил фраки для наших дипломатов, костюмы во МХАТе — вот это все ушло на фильмы Птушко “Руслан и Людмила”, на фильмы-сказки. Всё кромсали, и бедные художники “Ивана Грозного” плакали: “Сохраните хоть что-нибудь”. Благодаря Борису Николаевичу Коноплеву мы сохранили несколько костюмов, хотя не очень понимали, как их надо экспонировать».

 

 

● ● ●

Наталия Мещанинова рассказала «Кино ТВ» о своем любимом фильме — это «Чудеса» Аличе Рорвакер. А мы напомним об одной из любимых книг — «Рассказах» Наталии Мещаниновой, которую издательство «Сеанс» выпустило в прошлом году и которую пока еще можно купить.

 

● ● ●

Если вам не хватило гида Василия Степанова по грядущему Берлинскому кинофестивалю (один и два), другой взгляд на Берлинале публикует «Коммерсант».

 

● ● ●

В блоге Дэвида Бордуэлла — гостевой пост с разбором фильма «Игрок» Роберта Олтмена. Джефф Смит пристально рассматривает работу Олтмена с жанровыми конвенциями и приходит к выводу, что «разыгрывает» режиссер, в первую очередь, самих зрителей.

«Повествование в “Игроке” в основном ограничивается тем, что известно протагонисту, Гриффину Миллу. Фильм включает ряд сцен, в которых Гриффин отсутствует, например, когда управление студии дожидается его появления на встрече. Само по себе это не назовешь необычным. Многие триллеры, такие как “Китайский квартал” и “Призрак”, используют схожие маневры. Необычным же становится тот факт, что на Гриффина ложатся сразу две типичных роли из триллера — жертвы и преступника».

 

 

● ● ●

Film Comment поговорил с Апичатпонгом Веерасетакуном о его разовом проекте SLEEPCINEMAHOTEL, который мы не так давно упоминали в связи с новыми планами режиссера. Эта масштабная инсталляция, которая действовала во время Роттердамского кинофестиваля, представляет собой гостиницу, где номера-модули объединяет большой экран, на который без остановки проецируется видео. Сутки в таком номере стоили 75 евро, и все 5 дней SLEEPCINEMAHOTEL был забит постояльцами.

В 15-минутном интервью Веерасетакун говорит о Гриффите, Эйзенштейне и Феллини, о том, как подбирался звук для «отеля» («привезли из Таиланда») — послушайте, это интересно.

 

 

● ● ●

Nofilmschool собрал советы 26 участников последнего «Сандэнса» для начинающих кинематографистам, а сайт Tvkinoradio их перевел. Возможно, кому-то для старта не хватало именно напутственного слова — по ссылке их найдется предостаточно.

 

● ● ●

В кинотеатрах стартует «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона. Зарубежные критики уже высказались, а мы отобрали некоторые фрагменты из рецензий.

Time: «Призрачная нить», действие которой разворачивается в мире высокой английской моды 1950-х — фильм не о людях и даже не о вещах. Это кино об одержимости, но только если рассматривать ее как нечто недвижимое и ненаглядное, что можно положить под стеклянный колпак — совсем не как дикую силу, что будоражит нас изнутри. Андерсон сам выступил в роли оператора, и его видение приятно глазу: фильм переливается, будто сшит из шелка — как peau de soie, что лежит в темном углу комнаты, вдалеке от солнца и воздуха, со времен Марии-Антуанетты.

The Guardian: В превосходной работе художника-постановщика Марка Тилдесли, а также художника по костюмам Марка Бриджеса, считывается влияние Джозефа Лоузи. Другой источником влияния стал Хичкок, с Вики Крипс в роли Джоан Фонтейн из «Ребекки» и Льюисом в образе Лоуренса Оливье. [Сестра героя Льюиса, сыгранная] Лесли Мэнвилл — комбинация персонажей миссис Денверс и самой Ребекки. Нет ни сладостных песен из автоматов, ни ностальгии по ушедшей эпохе — газеты молчат и о Суэцком кризисе, и о деле Профьюмо. Только классическая оркестровая музыка Джонни Гринвуда ведет нас по истории вне пространства и времени.

Variety: «Призрачная нить» притягательна и всепоглощающа, но настоящих эмоций фильм не вызывает. Пусть это и рассказ о любви, но без экстаза: спрашивается, зачем Андерсону, чьи работы конца 1990-х (божественные «Ночи в стиле буги», окрыляющая «Магнолия») были пропитаны необычайной гуманностью, теперь снимать нравоучительные драмы о хладнокровных одиночках? Да, режиссер по-прежнему творит чудеса, и «Призрачная нить» увлекает и не отпускает (гораздо в большей степени, чем «Мастер»). При этом кино тенденциозно: есть герой-эгоист, ему сложно налаживать отношения с окружающими. С ним приключается невероятное, и в итоге он должен сделать определенные выводы. История о контрол-фрике, рассказанная контрол-фриком.

 

Сеанс68
Beat Weekend
ARTNEWSPAPER
Послание к человеку
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»