18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №66

Иштван Сабо в гостях у Бергмана. — Лекция Эйзенштейна о Джойсе. — Netflix, Гёте и суицид. — Скорсезе о первом опыте работы со Steadicam. — Режиссеры о фильме «Летят журавли». — Как устроен юмор у позднего Гарольда Ллойда. — За что Эдгар Райт любит Джеки Чана.

 

 

Примечательные воспоминания монтажера Галута Аларкона о работе с Раулем Руисом.

«Ожидания были колоссальными. Всякий актер хотел попасть в „Блуждающую мыльную оперу“. Режиссеры приходили „учиться“ у Руиса, хотя его метод был самой несистемной вещью, которую вообще можно представить. Мне тогда было 18, и он решил, что я должен сыграть в одной сцене. Он дал мне бумагу с какими-то загадочными репликами. Я их прочел и попросил дать какие-нибудь указания насчет нее и моего персонажа. Он с подозрением на меня посмотрел и сказал: „Ага, тебе нужна ясность“. Затем он быстро убежал и скрылся за углом. Минут десять спустя, когда его уже заждались актеры и съемочная группа, он прибежал обратно, подошел ко мне и, запыхавшись, сказал: „Ладно, я только что вложил все силы в это объяснение. Давайте снимать!“ Таков был Рауль, постоянно ломающий привычную логику в поиске вспышек творческой изобретательности и спонтанности».

 

● ● ●

Лекция Сергея Эйзенштейна о Джойсе на английском языке. Также узнаете, зачем кинематографистам нужен Бальзак, почему его не заменит Золя, и отчего «Дублинцы» — пустая трата времени.

 

● ● ●

Николай Кузнецов ходил за Иштваном Сабо по Москве, и записывал главное. Читайте на Cineticle.

«Однажды Ингмар пригласил меня к себе. Это была большая честь. Договорились на 11 утра. В 10:55 я стоял возле двери студии и ждал. В 11:00 открылась дверь: Ингмар взял меня за руку и сказал: „Пойдем“. Всё: через минуту я оказался в его мире».

 

● ● ●

Максим Семенов пишет о фильме «Летят журавли». Вот фрагмент-цитата из текста Александра Митты:

«…когда появились „Летят журавли“, моему окружению (а это был курс Михаила Ромма — Андрей Тарковский, Василий Шукшин) гораздо ближе была ныне почти забытая картина Льва Кулиджанова „Дом, в котором я живу“. Она нас больше воодушевляла, в ней была эстетика неореализма. Молодежь тогда стремилась не к пафосности, не к метафорической приподнятости языка, а к достоверности, точным жизненным подробностям. Наше сознание отторгало „поэтический“ кинематограф, мы искали другой киноязык. <***> Надо сказать, что Ромм, который высоко оценил картину Калатозова, был очень удивлен нашими предпочтениями и с нами не то чтобы спорил, но говорил, что существует и другая точка зрения».

Другие воспоминания режиссеров о фильме — на сайте «Чапаев».

 

 

● ● ●

Тревожная весть от Ларисы Малюковой. Читайте в «Новой газете» материал о том, как может измениться ситуация с дебютами в отечественном кино. Разумеется, законодательно.

«Сегодня в России существуют десятки киношкол. Помимо высшего образования во ВГИКе или СПбГУКиТ, будущие режиссеры, продюсеры, актеры, сценаристы могут изучать профильные программы в частных учебных заведениях, многие из которых уже отлично себя зарекомендовали. Их выпускники стали частью профессиональной среды. Только в столице действуют Московская школа кино, Школа документального кино Марины Разбежкиной, Московская школа нового кино, Киношкола Александра Митты, Школа „Индустрии“, возглавляемая Федором Бондарчуком, Академия Н. С. Михалкова и дюжина других школ. И если будет создан список привилегированных учебных заведений (эксперты говорят, что в основном финансироваться будут кинопроекты, сочиненные во ВГИКе и СПбГУКиТ), то десятки начинающих режиссеров не смогут даже принять участие в конкурсе».

 

● ● ●

Мало никому не покажется. Павел Лунгин рассказывает о том, как на днях громили его «Братство»:

«На этом показе я почувствовал себя Пастернаком. Это было смешно и одновременно совершенно жутко: зажигается свет, и вдруг раздается голос — встает такой здоровый мужик — и говорит: „За такие фильмы в морду надо бить!“ И еще голос из зала: „Сажать надо, сажать!“ Я стою один, а они продолжают. Кто-то кричит, что фильм снят на деньги ЦРУ: „Чей заказ?“ Какие-то женщины вдруг появляются — такие пламенеющие женщины со страшными крашеными медными волосами: „Вы скажите, сколько вам заплатили“; „Это в крови все“; „Молодежи такое нельзя показывать“».

Вот об этом бы снять кино, Павел Семёнович!

 

● ● ●

Другого рода критика фильма — и вообще способа существования Лунгина в кинематографе — в тексте Алексея Гусева.

«К усладе синефилов и иронистов в действие введён тележурналист, очкастый и пухлый, который знает про выступление Сахарова, лезет с неуместными вопросами и вообще выглядит здесь, среди крови и камней, залётным курьёзом; в сцене боя Лунгин даже то и дело перемежает свой монтаж его съёмками (другой формат, другое качество изображения). Но потом — к усладе всех, кто не выносит синефилов и иронистов — сценарист тележурналиста где-то на полпути теряет. Что, конечно, непростительно с точки зрения кинокритики, не говоря уже о киноведении: передоверить своё вúдение кому-то из героев — шаг для любого автора ответственный, он требует особого отношения и особой, отдельной роли в сюжете (неважно, относится автор с камерой к герою с камерой как к коллеге, как к дилетанту или как к шакалу). Само соотношение этих изображений неизбежно становится отдельной сюжетной линией, со своими завязкой, кульминацией и финалом».

 

 

● ● ●

В журнале The New Yorker — о том, как сериал «13 причин почему» связан с подростковыми самоубийствами и романом Гёте:

«Для всякого изучающего эффекты масс-медиа рост числа самоубийств после выхода „13 причин почему“ — и во время маркетинговой кампании, ему предшествовавшей, — не покажется чем-то удивительным. <…> Цепная реакция самоубийств наблюдается веками. Известным примером является эффект Вертера: в 1774 году, череда самоубийств последовала после публикации романа Гёте „Страдания юного Вертера“. (Роман „13 причин почему“ был самой часто запрещаемой книгой в американских школах в 2017 году, по данным Американской ассоциации библиотек, ровно по той же причине.)»

 

● ● ●

А в The New York Times — портрет Лоры Дерн, любимой актрисы Дэвида Линча.

«Как бы гротескно себя ни вела Дерн, эффект никогда не ограничивается ужасом или комедией. Гибкость ее лица связана с большей физической гибкостью и вздымающимся присутствием, и оба проистекают из какой-то более глубинной эмоциональной гимнастики. За каждым мгновением кроется твердый и пытливый ум, который скрепляет все воедино — то, что без него казалось бы кэмпом или истерикой, на самом деле является укорененным, многослойным, странным, человеческим и почти невыносимо ранимым».

 

 

● ● ●

Цирк, да не только: безразмерный материал о «Монти Пайтоне» следовало бы разбить на два-три сезона, но «Коммерсант» делится им одним махом:

«Апофеоз подковерной войны BBC с Пайтонами наступил в 1971 году, когда руководство канала в целях экономии пленки чуть не смыло весь первый сезон шоу — естественно, не предупредив никого из участников. Об этом совершенно случайно узнал Терри Гиллиам и успел выкупить у BBC все записи шоу. За это он потребовал от остальных Пайтонов прекратить издеваться над ним из-за того, что он американец. Пайтоны, в приливе благодарности, издеваться стали в два раза больше и еще год покупали Гиллиаму выпивку».

 

● ● ●

Старость и радость. Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе поговорили на фестивале Трайбека о былом. Скорсезе всю дорогу напоминает Де Ниро о том, как они проводили время, и что тот говорил. Дождитесь момента, когда Скорсезе жалуется на то, как Де Ниро увез его на остров переписывать сценарий Пола Шредера.

 

 

● ● ●

Фильм Кирилла Серебренникова об Александре Сокурове. Серия «Титаны».

 

 

● ● ●

Терри Гиллиам в чулане Criterion.

 

 

● ● ●

Видеозапись лекции киноведа Алексея Гусева из цикла «Невиданное кино». Немая индустриальная мелодрама «Взрывокопатель 1010». Не послушаете — никогда не узнаете о фильме.

 

 

● ● ●

А также немая комическая: Дэвид Кэрнс разбирается в том, какими путями смешное Гарольда Ллойда становится страшным, и обратно, на примере «Младшего брата».

 

 

● ● ●

«У Брюса Ли фирменный жест это „иди-ка сюда“. У Джеки Чана — защищаться. В него всегда летят удары». Режиссер Эдгар Райт рассказывает о легенде.

 

 

● ● ●

Взгляните на лицо: зрители фильма «Голова-ластик» реагируют на то, что увидели.

 

Клуб
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»