18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №65

Любовь к Marvel как воинская повинность. — Локальные параллели: Джон Хьюз и Южный Централ. — «И тут я замер»: Оливье Ассаяс о том, как созревает сценарий. — Три цвета, классно: оператор Маккуина о плёнке. — Трудные подростки не курят: Disney учит Спилберга снимать. — Еще одна проблема с Netflix.

 

Айс Кьюб и Джон Синглтон на съемках «Ребят по соседству»

 

На этой неделе не стало американского режиссера Джона Синглтона, который в 1991 году стал самым молодым и первым черным номинантом на «Оскар» за лучший фильм — «Ребята по соседству». Ему был 51 год. Вспоминаем интервью Синглтона газете The Guardian.

«Хотя он и был новичком, вчерашним выпускником Школы кинематографического искусства при университете Южной Калифорнии, Синглтон вспоминает, как говорил продюсерам, что только он сам поставит свой сценарий. „Я не собирался позволить кому-то из Айдахо или Энсино ставить этот фильм“, говорил кинематографист, выросший в Южном Централе.

Однако он дал прочитать сценарий Джону Хьюзу („Клуб „Завтрак““, „Милашка в розовом“).

„Я люблю фильмы Джона Хьюза“, говорит Синглтон. „Дело же в том, что „Ребята по соседству“ это такая подростковая история. Я вырос на его подростковых фильмах. Его герои не похожи на меня — но я насытил историю подростковой экзистенциальной тревогой. Этот фильм все-таки очень подростковый“».

 

● ● ●

Фильм «Воскресенье» Светланы Проскуриной ничего не получил в конкурсе ММКФ, но вот награда важней предмета на полку: отзыв Александра Сокурова о картине, который опубликовала «Новая газета».

«Был ли кто-то так близок к пониманию судьбы и рока русского героя Толстого, как в фильме моего любимого режиссера Проскуриной? Я так не смог бы.

Является ли фильм „Воскресенье“ экранизацией романа Толстого? Ни в коей мере.

Однако большая часть самых сокровенных и обособленных тем романа великого русского писателя обнаруживается внутри жизни и течения времен фильма.

Не на поверхности — в глубине потока этой реки».

 

● ● ●

На ММКФ также показали и новый фильм Оливье Ассаяса «Нон-фикшн». Теперь режиссер взялся за книжную индустрию, которая понемногу забывает запах бумажных страниц. Ассаяс рассказывает о фильме в беседе с MUBI.

«Фильмы сами происходят со мной, у меня нет большого карьерного плана, и я не подхожу к фильмам с соображением о том, что не должен делать подобного рода картину. Я часто оказываюсь в безвыходной ситуации, когда есть только что-то одно, что я могу написать, потому что происходит какая-то одна вещь, которая двигает мое желание писать в конкретный момент. Пару лет назад я написал совершенно другую версию этого фильма, там было больше повествования, и он в гораздо большей степени был таким классическим фильмом… где всякие вещи происходят с двумя людьми [смеется], есть драма, насилие, всё такое — понимаете? И тогда он не случился, но у него был похожий центральный персонаж, то есть издатель средних лет, вынужденный справляться с изменениями в окружающем мире. И хотя проект отошел на второй план, персонаж остался.

В какой-то момент я подумал, что пора вернуться к тому сценарию и посмотреть, надо ли его обновить. Я стал читать и просто замер. Я был другим человеком, другим кинематографистом, вещи не стояли на месте. В нем уже не было смысла. И это ставило под вопрос обоснованность как такового… моего желания».

 

«Нон-фикшн». Реж. Оливье Ассаяс. 2018

 

● ● ●

Ким Ки Дук был председателем жюри Московского международного кинофестиваля в этом году. «Коммерсант» поговорил с режиссером о планах и о том, как Каннский фестиваль понуждает хорошо одеваться.

«— В ваших фильмах часто используется ситуация очищения через страдание — тема, близкая русским писателям. Вы знакомы с русской литературой?

— Признаюсь, плохо. Но мои фильмы часто сравнивают с романами Достоевского, особенно с „Преступлением и наказанием“. А из режиссеров — с Тарковским. Вообще, в литературе я совсем не силен, так что зря вы меня спрашиваете о ней. Не могу сказать, что я рос на книгах, мне кажется, за всю жизнь я прочитал всего три штуки. Две корейские и одну японскую, вам их названия ни о чем не скажут».

 

● ● ●

Пятеро авторов «Таймс» обсуждают новых «Мстителей». Сравнивают с сериалом «Офис», жалеют о том, что супергерои не ездят на лошадях, а также обсуждают концепцию фансервиса:

«Скотт. У меня несколько более зловещий взгляд на весь этот вопрос о фанатах. Да, эти фильмы фансервис, но это еще и в каком-то смысле фанрекрутирование. Создание [концепции] развлечения как послушания — вы пойдете смотреть эти штуки, и они вам понравятся. Вся логика этой франшизы с игрой в напёрстки в том, что ты никогда не будешь достаточно удовлетворен отдельным фильмом, потому что суть в том, что тебя должно засосать полностью».

 

 

● ● ●

В наших дайджестах давно не встречалось списков. Это не значит, что их не составляют — вот, например, 120 главных русских фильмов от «Афиши». «Русский бизнес», «Русский регтайм», «Любить по-русски». «Трактористы-2», «Два капитана-2». «Дюба-дюба», «Ширли-мырли». Можно сверяться с собственными впечатлениями от кинематографа последних тридцати лет — или подивиться некоторым определениям. «Шультес» Бакура Бакурадзе — «неспешное кино про жизнь».

 

● ● ●

В некотором роде списком является и текст Вадима Ризова о фильмах, которые вышли в прошлом году и снимались, хотя бы частично, на пленку (автор насчитал двадцать четыре). К каждому Ризов добавляет комментарий создателей о том, почему был выбран именно пленочный способ съемки. Шон Боббитт, оператор «Вдов» и остальных фильмов Стива Маккуина — все они сняты на 35мм:

«У вас на пленке — три разных цветовых слоя, и вы получаете много информации в красном, голубом и зеленом в каждом отдельном кадре. В то же время на цифровой камере у вас есть лишь поверхность чипа, и уж что получили на каждом пикселе, то получили. […] Колорист Том Пул — лучший в своем деле и знает, как найти то, что запрятано в негативе».

 

● ● ●

На той неделе 70 лет исполнилось Александру Миндадзе. На сайте «Искусства кино» опубликованы сценарий фильма «В субботу» и киноповесть «Они улетели», которая затем стала фильмом «Отрыв».

«И опять двое эти сходятся, которые от всех держатся особняком, в сторонке хитрой своей. Но уже открыто они, не таясь, потому что всего их двое в гостинице и осталось, другие родственники все уехали.

Вечером водитель на бильярде стучит и думает: он вообще один, с кием среди туристов затерялся. И недоволен, когда, обернувшись, вдруг за спиной пассажира видит.

— А ты здесь чего?

Тот плечами пожимает.

— А чего и ты, то же самое.

На столе самая кульминация, нервничает партнер. И водитель заново начинает целиться».

 

● ● ●

Интересный рассказ о том, как Disney приобрел Fox и теперь, например, боится показывать курение в грядущих фильмах студии. Пострадать может «Вестсайдская история» Стивена Спилберга.

«Аудитория Disney может не знать, что она увидит, но должна знать, чего не увидит. Есть вещи, которые мы не можем включать в фильм, потому что нам станут приходить письма».

 

● ● ●

А вот весьма сердитый текст в журнале The Baffler о том, как Netflix пытается казаться твоим приятелем в соцсетях: шутит о сексе, публикует мемы по мотивам своих сериалов и говорит о себе то «мы», то «я», никогда толком не объясняя, кто же этот «я» такой. Вот фрагмент о том, как Netflix реагировал на слова того же Спилберга о том, что их фильмы нельзя допускать до «Оскаров».

«Опять это „мы“. Раз уж Netflix так печется о доступе для людей, которые не могут позволить себе смотреть кино, было бы справедливым предположить, что они планируют поддержать твиты делом: вложиться в широковещательные линии в неразвитых регионах, или предложить бесплатные интернет-услуги и подписки людям с низким достатком (в начале года Netflix вновь поднял цены). Возможно, они могли бы чуточку ослабить условия контрактов, которые дали бы сценаристам и режиссерам больше контроля над тем, как их работа находит распространение. […] По меньшей мере они могли бы заплатить в следующем году чуть больше, чем $0 в федеральных и государственных налогах».

 

 

● ● ●

Film Comment выпустил новый номер. Особняком — статья о присутствии кинематографа в поэзии Фрэнка О’Хары.

«Его поэмы полны болтовней друзей о кино: „Все мы понимаем, почему Люсиль Болл столь успешна“. „Как говорит Мэрилин Монро, быть секс-символом — это ответственность“. „Ты кто такая, а? Джо Ван Флит?“ Для О’Хары, фильмы помогали категоризации опыта. Если ты можешь выделить момент из фильма и сказать „Да, и со мной это было“, тогда ты не одинок. Вальтер Беньямин считал фильмы „одновременным коллективным восприятием“ (чем кино отличалось от прочих форм искусства), и как раз это запечатлевает О’Хара».

 

● ● ●

Вот полторы минуты тихого счастья: компиляция гэгов с участием Гарольда Ллойда и шляп. Кстати, уже третья в серии — в первом комментарии можно найти ссылку на такие же подборки с Чаплином и Китоном. Читайте о Ллойде и его маске замечательный текст Алисы Насртдиновой.

 

● ● ●

Netflix пугает новым фильмом о маньяке Теде Банди — он у них и не инженер, и не архитектор, а в первую очередь красивый белый мужчина (Зак Эфрон). Режиссер Джо Берлинджер комментирует сцену из фильма для The New York Times.

 

 

● ● ●

У Criterion вовсю работает собственный стриминг, но нам пока уготовано облизываться. Сервис не работает в России и не принимает наши банковские карты; обходные пути есть, но стоят неразумно дорого. Помимо фильмов из каталога, издатель выкладывает серию эссе Observations on Film Art, начатую еще на платформе Filmstruck. Посмотрите анонс нового выпуска, посвященного разбору повествовательных техник кубинской картины «Воспоминания об отсталости» (1968).

 

 

● ● ●

Пока часы двенадцать не бьют, посмотрите «Пятерку» Михаила Горобчука, дневник одних «жигулей». 6 мая фильм уже не будет доступен. Прочитать о нем можно на «Кольте».

 

 

GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»