18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №62

Выберите одно: Роберт Олтмен о любви к кошкам и собакам. — По соображениям ненависти: новый сериал о Бобе Фоссе. — Положить на сохранение: судьба дебюта Рауля Руиса. — Спасибо, Кудряш: как Боб Рейфелсон довел человека до монастыря. — Херцог, Горбачев и Лермонтов: ждем на ММКФ.

 

Микки Руни в фильме «По кривой дорожке»

 

Criterion запустил собственный стриминг; если вы не в США и не владеете местной банковской картой, попасть в виртуальный кинозал не выйдет. Среди первых программ — линейка нуаров студии Columbia, о которой рассказывают десять интересных фактов: как Ким Новак из «Головокружения» впервые попала на экран, как Мэрилин Монро не удалось зазвать в «Большую жару», а оператор «Бонни и Клайд» снял 24 нуара.

«Режиссер Блейк Эдвардс обычно не ассоциируется с нуаром. Он больше всего известен за более легкие работы шестидесятых, такие как „Завтрак у Тиффани“ и сериал о Розовой пантере, кроме того, он — мистер Джули Эндрюс. Но еще он тесно работал с режиссером Columbia Ричардом Куайном, и написал вместе с ним сценарий „По кривой дорожке“ (с Микки Руни). Также он написал и поставил зловещий нуар начала шестидесятых „Эксперимент с ужасом“».

 

● ● ●

До конца июня в московском «Иллюзионе» будут показывать программу, посвященную Марлену Хуциеву — «все его режиссерские работы, включая редкие документальные ленты, картины его учителей — Игоря Савченко и Бориса Барнета, фильмы, где Хуциев выступал сценаристом или актером, а также документальные ленты о творчестве Марлена Мартыновича». Алексей Васильев написал в «Коммерсант» о «Двух Фёдорах» — фильм покажут 17 апреля:

«Вот разговор о том, чтобы привести Аистиху в дом. Пацан опять утыкается в быт: понуро идет заправлять кровать, но услышав, как солдат шурует ложкой в кастрюле, хватается за привычное: „Ты чего? Борщ же холодный! Давай я разогрею“. Двое вцепились в кастрюлю, и когда мальчишка даст свое согласие — „Пусть живет!“, кастрюля падает из рук — кадр уходит в затемнение. Обычно такое доставалось Нонне Мордюковой — в „Двух Фёдорах“ ее роль увел девятилетний мальчуган.

Принято считать, что Марлен Хуциев в своей первой единоличной постановке (самую первую, „Весну на Заречной улице“, он осуществил совместно с Феликсом Миронером) — это еще не совсем Хуциев, он здесь еще во власти традиционного кино. Внимательно вглядываясь в конструкцию картины, убеждаешься, что это не так. Штампами мелодрамы 1950-х он пользуется не по инерции, а генерирует их совершенно сознательно, чтобы на контрасте с ними ярче заиграло несоответствие белобрысого чумазого мальчугана роли жены-хозяйки, к которой охладел муж».

 

● ● ●

Вышел сериал «Фосс/Вердон» о Бобе Фоссе и Гвен Вердон. Примечателен он тем, что авторы считают героя отвратительным человеком, и Вердон назначают фактически ведущим автором некоторых его работ. С такой точкой зрения не согласен Дмитрий Комм.

 

 

● ● ●

Esquire чествует другого БобаРейфелсона. Фрагмент о фильме «Почтальон всегда звонит дважды» с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг:

«Когда Рейфелсон показал фильм Николсону, актер обнял своего старого приятеля и сказал: „Кудряш, с этой картиной я буду обеспечен сексом на десять лет вперед“. Много лет спустя, посещая далекий от цивилизации русский православный монастырь, Рейфелсон узнает от монаха, что тот видел „Почтальон всегда звонит дважды“, когда ходил на российском торговом судне.

„Это один из лучших грязных фильмов, которые я видел“, — сказал ему монах. — „Я поэтому в монастырь и пришел“».

 

● ● ●

«Встреча с Горбачевым» Вернера Херцога закрывает ММКФ; интересный рассказ о фильме можно почитать в журнале Filmmaker:

«Момент во „Встрече с Горбачевым“, который больше всего подходит к фирменной „экстатической правде“ Херцога, происходит в финале. Режиссер говорит, что перехитрил Горбачева, попросив прочитать по памяти стихотворение Пушкина — зная, что тот откажется. Вместо этого Горбачев предложил Лермонтова, и фильм завершается чтением горестного „Выхожу один я на дорогу“, мощным выражением того, как Горбачев живет с осознанием провала попыток, чем все предшествующие вопросы вместе взятые. Тут, сказал Херцог, „я почувствовал, что заглядываю в самую душу России“».

 

 

● ● ●

В кино еще можно застать «Амбивалентность» Антона Бильжо. Сценарий фильма написали Сергей Тарамаев и Любовь Львова — с ними для «Кольты» поговорил Денис Виленкин. Говорят о своем режиссерском дебюте «Зимний путь», о новом сериале «Доктор Преображенский» и открытии Петра Скворцова.

«Львова: В „Преображенском“ у нас врачи тоже слегка больны. Герой Дениса Шведова находится в предынсультном состоянии после военной травмы, все время падает в обморок. Герой Амбарцума Кабаняна — у него так называемый синдром летчика, проблемы с венами. Персонаж Алексея Маслодудова — алкоголик. И вот подумаешь: ну так же не бывает, не все врачи такие. А недавно приходим в одну клинику — Сережа говорит: посмотри! Один ногу подволакивает, следующий какой-то скособоченный. Врачи все больные!

Тарамаев: Да, это к разговору о гротеске и театральности. Жизнь действительно гипертрофированно гротескная! Если вы увидите всех этих врачей в одном коридоре…».

 

● ● ●

На сайте «Искусства кино» читайте разговор с Петром Айду о том, как в 1926 году для немецкого показа «Броненосца „Потемкин“» была заказана музыкальная партитура, как работа Эдмунда Майзеля понравилась Эйзенштейну — и как совсем недавно ее восстановили Айду и его коллеги.

«У Эйзенштейна была специально задумана особая „музыка машин“. Был даже эпизод, исполняемый только на шумовых инструментах, без музыки как таковой. Это исторический факт. Естественно, никаких точных описаний не сохранилось, что это были за инструменты и как все игралось, но мы делаем это на свой вкус, исходя из того, как нам это представляется. Как и сейчас, в кино шумами и музыкой занимались разные люди, хотя, может быть, это и не совсем правильно. У Майзеля партитуры написаны для музыкальных инструментов, есть ударные, но никаких специальных указаний на какие-то шумовые инструменты нет. Мы просто знаем, что это традиция и что Эйзенштейн в этом фильме этого точно хотел».

 

● ● ●

Уилл Дженнингс исследует взаимоотношения Бастера Китона с архитектурой.

«Комедия Китона во многом исходит из положения — и постоянного, неожиданного изменения этого положения — его тела в пространстве, и в архитектурном пространстве в особенности. В отличие от других исполнителей слэпстика, которые со смаком использовали укрупнение и пристальное внимание к герою, Китон часто ставил камеру таким образом, чтобы общим планом захватить целый фасад здания или фрагмент городского пейзажа. Гордившийся самостоятельным исполнением всех (и часто чрезвычайно опасных) трюков, он тем самым мог показать зрителю, что его действия происходили в настоящем времени — и настоящем месте — и не были просто монтажными или операторскими трюками. Это также позволяло ему наглядно исследовать множество способов, которыми его тело взаимодействовало с городскими формами».

 

 

● ● ●

Вдова Рауля Руиса восстановит «Танго вдовца» — дебютный фильм чилийского режиссера, который по финансовым причинам не был доделан в 1967 году. В частности, оставалось озвучание, и Руис сказал об этой работе:

«Будущее даст звук этому фильму, который в настоящем вынужден немым лечь на сохранение».

Фильм о мужчине, чья жена покончила с собой и теперь является призраком навещает его, обнаружили случайно, во время работы над «Блуждающей мыльной оперой» — ее Руис снимал в 1990, а вдова Валерия Сармьенто завершила в 2017-м. Сармьенто привлекла специалистов по чтению по губам и языку тела. Она также использовала записи Руиса, который говорил о «нарративном зеркале» в структуре фильма — «Танго вдовца» состоит из двух частей, фильма и его «дубля».

Теперь Валерия Сармьенто рассчитывает показать фильм на каком-нибудь из ведущих мировых фестивалей в следующем году.

 

● ● ●

1974-й год, Роберт Олтмен рассказывает о Филипе Марлоу из «Долгого прощания». Читать можно с любого места:

«Можно сказать, что подлинная загадка „Долгого прощания“ — куда делась кошка Марлоу. Я снимал фильм последовательно; думаю, самое важное, что мы делаем, это весь этот эпизод с кошкой в начале. Именно это, мне кажется, сообщает зрителям, что это не будет Хамфри Богарт, это не про девок и драки. Для подобного фильма открываться тяжелым экшном почти необходимость; мы сделали ровно наоборот.

У Марлоу нет симпатий к собакам. Он кошатник. Думаю, что человек должен выбрать что-то одно».

 

 

● ● ●

Ольга Касьянова — о Хармони Корине специально для «Кино ТВ»:

«…третьей своей „фишкой“, третьим контринтуитивным принципом Корин сделал ещё один чисто литературный приём — он превратил себя в „ненадёжного рассказчика“ (unreliable narrator). Что очень удобно, ведь его байкам не очень верят с самого начала карьеры. Отчасти это связано с тем, что не все готовы принять слишком эксцентричный опыт, который в пересказе порой напоминает рассказы рыбака вперемешку с отповедями школьного гота, выставляющего свою жизнь в максимально мрачном свете. Отчасти Корин дискредитировал себя как наркозависимый, который шарил по сумочкам Мэрил Стрип. В-третьих, порой не все его истории сходились сами с собой и со временем мутировали (чему, однако, всегда находилось объяснение). Например, долгие годы никто не верил, что Корин действительно дрался с людьми на улице и его так сильно избивали, что записи стали нести криминальный оттенок снаффа. Подтверждал это только его друг Дэвид Блейн. Потом они как-то очень удобно сгорели в пожаре (втором из трёх на счету Корина). Тем не менее позже записи всплыли: оказывается, Корин держит восемь кассет в сейфе и недавно даже разок показал смягчённую версию маленькой аудитории».

 

● ● ●

Пару лет назад режиссер Рон Ховард открыл в себе еще один талант — документалиста. Сейчас постановщик «Кода да Винчи» готовит фильм о Лучано Паваротти, для которого записи тенора будут переведены в новый формат Dolby Atmos. Самое время почитать о том, почему привычного Surround уже мало. Рассказывает представитель компании Dolby в России:

«Dolby Atmos строится на базе системы 5.1. или 7.1. и принципиально отличается от нее тем, что вводит понятие „звукового объекта“. То есть в миксе, на базе опорной канальной структуры, выделяются отдельные звуки, так называемые звуковые объекты. Их вы можете делать статичными, очень точно локализуя объект в любой точке пространства, либо динамическими — давать возможность перемещаться по всему залу. Можно объекты также группировать: такое часто это применяется в музыке. У объекта может быть размер — его размытость в пространстве, которую человек ощущает своими ушами.

В итоге мы получаем базовую систему 5.1 или 7.1. и надстройку, которая позволяет определять объекты и траектории их перемещения и записывать их в виде метаданных. Все это входит в пакет Digital Cinema Package (DCP) и в таком виде распространяется в кинотеатры».

 

● ● ●

В Москве прошел пятый фестиваль «ДОКер», о фильмах которого на сайте Postcriticism рассказывает Александра Шаповал:

«Мистическое влияние „включённой камеры“ на изменение реальности вокруг заметно и в неожиданных, кажущихся срежиссированными поворотах сюжета в „Услышь мою песню, сестра“ израильтянки Данаи Элон (приз за лучшую режиссуру в основном конкурсе), где визит героини в монастырь к своей младшей сестре, ставшей монахиней против воли близких, приводит к неожиданным для обеих последствиям. Страшным образом кино срастается с жизнью и в „Диагнозе“ полячки Евы Подгорской, исследовании взаимосвязи города и его жителей методами урбанистического психоанализа: один из героев, с которым у зрителя вырабатывается крепкая эмоциональная взаимосвязь, неожиданно погибает во время съёмки.

„Диагноз“ примечателен ещё и визуально: заваленный на бок, перевёрнутый, скособоченный город рифмуется с деформированными душевными состояниями героев, создавая гнетущий, депрессивный портрет общественной травмы».

 

● ● ●

Видеозапись лекции Михаила Трофименкова о фильме «Апокалипсис сегодня», который снова в прокате.

 

 

● ● ●

Кому Танос, кому танатос — в кино на всех парах безысходности идет «Высшее общество» Клер Дени. Посмотрите на выбор один из разговоров с режиссером и звездой картины Робертом Паттинсоном (в кепке!) — оба состоялись в Нью-Йорке.

 

 

«Клер, я видел ваш фильм трижды» — «Больше, чем я».

 

 

● ● ●

Издание IONCINEMA известно умением подкараулить режиссеров в кафе, между показами или просто за углом. Среди последних попался Карлос Рейгадас. Его интервью «Сеансу» читайте здесь, а также в 70-м номере журнала.

«Даже самые большие художники — вполне обыкновенные люди. Мне кажется, важно об этом не забывать».

 

 

● ● ●

Перед стартом последнего сезона «Игры престолов» можно посмотреть уйму всего, а можно — послушать, как Эмилия Кларк рассказывает о том, как пережила операцию на мозге. «Часть мозга так и осталась мертвой. Я говорю, что это та область, которая отвечает за достойный вкус к мужчинам».

 

APOCALYPSE
Козинцев
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»