18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №56

«Натуральное кино» Расторгуева. — Ситуация в Госфильмофонде. — Бергман снимает по рецептам Playboy. — Первые секунды «Ирландца». — Моральные дилеммы Нетландии. — Первое хантыйское кино.

 

 

Вышел новый номер киноведческого издания Film Quarterly. В нем — подборка манифестов критиков, теоретиков кино и кинематографистов. Один из манифестов, включенных в номер, был подготовлен «Сеансом» — это комментированная версия текста «Натуральное кино» Александра Расторгуева. На английском его можно почитать по ссылке.

 

● ● ●

Завершился фестиваль в «Белых Столбах». Вручены дипломы и призы — их определило голосование гостей фестиваля. Победитель в кинокритической номинации, Лариса Малюкова, написала текст в «Новую газету» о перестановках в Госфильмофонде, которые пришлись прямо на день открытия кинофестиваля — в частности, о перемене директора (Сергея Алексеева сменил Николай Малаков):

«С Малаковым приехала Лариса Оттовна Солоницына, директор Музея кино, она станет первым заместителем генерального директора. Судя по всему, осуществляется давний план Михалкова—Мединского по слиянию Музея, Госфильмофонда, библиотеки имени Эйзенштейна. Сегодня вообще слияние и объединение всего со всем — ​тренд времени. Исследователи говорят о спорности идеи сливания двух проблемных организаций, находящихся на разных концах Москвы. Петр Багров ссылается на неудачный международный опыт, когда несколько архивов „сливают“ в один, руки в них доходят только до самых горящих проблем».

 

● ● ●

На сайте The New Yorker говорят о нашумевшей документалке Leaving Neverland, в которой по новой выдвигаются обвинения в адрес Майкла Джексона.

«Заведомо сложно, когда смотришь Leaving Neverland, держать в уме две противостоящие и равнозначащие идеи: что жертвам необходимо верить, и что обвиняемые остаются невиновными, пока не доказано обратное. Первая критически важна, если мы желаем защитить лишенных права голоса от случаев чудовищного злоупотребления властью. Вторая остается самой сутью американской системы уголовного правосудия. Могут ли они сосуществовать? Прямо сейчас кажется, что они обязаны, а это значит, что мы порой оказываемся в положении личного выбора, какую информацию принять или отринуть. Первая часть Leaving Neverland — недвусмысленные описания надругательств от двух мужчин (и, надо сказать, описания почти идентичные). Слушая то, как Сейфчук устраивает виртуальный тур по дому Джексона — и в конце описания каждой новой комнаты говорит „здесь у нас был секс“ — испытываешь отвращение от того, как обыденно звучит „мы“, как если бы ребенок когда-то мог активно участвовать в надругательстве над собой. Все четыре часа Leaving Neverland я нашла ужасающими и незабываемыми».

 

● ● ●

В Ханты-Мансийске стартовал «Дух огня». В национальном конкурсе — первый в истории полнометражный фильм на хантыйском языке «Хон Юш. Путь от Оби». О нем рассказывает Сергей Анашкин:

«Этнографические зарисовки, сценки из „прежней жизни“ — кино переходного типа, шаг на пути к собственно игровому кино, которое самим этническим авторам видится важным подспорьем в сохранении и репрезентации элементов традиционной культуры. С реконструкций уходящих в небытие обрядов начинал свою деятельность классик инуитского кинематографа Захариас Кунук из Канады. Много времени для показа ритуалов и бытовых умений ямальских ненцев отводилось в созданных в Финляндии фильмах Маркку Лехмускаллио и Анастасии Лапсуй (у последней, кстати, Зинаида Лонгортова [режиссер фильма „Хон Юш“ — примеч. ред.] училась журналистскому ремеслу в те времена, когда та еще не была режиссером и жила в России)».

 

 

● ● ●

На сайте «Коммерсанта» — топ-100 «обидных отзывов» критики в адрес известных произведений. Междисциплинарная подборка, в первой десятке, тем не менее, сразу два фильма — «Энни Холл» и «Шепоты и крики»:

«Больно смотреть по трем причинам: во-первых — это несмешная комедия, во-вторых — это плохо снято, а в-третьих — это сеанс эксгибиционизма. Все, что мы боялись узнать об интимной жизни Вуди, но он все равно нам рассказал».

«Фильм по рецептам Playboy. Немного обнаженки, чуть-чуть шокирующего материала и бесконечная психологическая манипуляция».

 

● ● ●

Илья Будрайтскис решился посмотреть «Завод» Юрия Быкова (читайте текст Василия Степанова) — и предлагает анализировать его как культурный симптом:

«…фильмы, подобные „Заводу“, вполне сознательно разворачивают свое действие в безвременье, где рабочие или бедные могут быть представлены как чистый культурный тип, странная субкультура, лишенная рационального содержания и не связанная с действительными социальными и экономическими противоречиями. Наоборот, чтобы превратиться в место действия моральной притчи, завод и его обитателей следует не только исключить из экономической рациональности, но и противопоставить ей. Завод — это место, где сосредоточены молчаливые жертвы, отработанный материал. Их труд лишен ценности и смысла, а потому их борьба не может быть сознательной и организованной, но возможна только как жест отчаяния».

 

● ● ●

Вышел новый номер Film Comment (синюшный Паттинсон из фильма Клер Дени на обложке), самое время посмотреть его содержание и задуматься об электронной подписке.

 

 

● ● ●

Vulture предлагает взглянуть на отреставрированный фильм 1977 года «Между строк», в котором юный Джефф Голдблюм играет рок-критика — и предвосхищает кризис журналистики уже нашего времени.

 

● ● ●

Огромный фанатский материал по визуальным мотивам и образам «Твин Пикса», в котором даже стреляный воробей и знаток вишневых пирогов найдет что-то новое.

 

 

● ● ●

За все хорошее, включая фильмы, нужно платить. Новый сервис Telescope подскажет, где это сделать. Здесь можно проверить, на каких стриминговых площадках и в каких онлайн-магазинах есть тот или иной фильм.

 

● ● ●

Самое невиданное кино Берлинале — в дневнике Максима Селезнева, главного редактора Cineticle.

«„Мама, я задыхаюсь, это мой последний фильм о тебе“ — на протяжении полутора часов на разный лад, перекладывая один мучительный черно-белый кадр с крестным шествием на другой, повторяет и повторяет уроженец Лесото Лемуанг Иеремия Мозезе. То срываясь на крик в спланированной истерике, то падая до шепота, а чаще попросту причитая. Эта фраза — название фильма. А мама, как становится понятно по ходу его речитатива, — не конкретный человек, но целая страна. Вцепившись в ее пейзажи, оператор остервенело терзает набухшие символизмом и патетикой изображения. И снова, но уже иначе — странно думать, что это фильм, снятый сыном об умершей матери».

 

 

● ● ●

По половому признаку: на IndieWire составили аннотированный список ста фильмов, снятых женщинами. О Муратовой и Шепитько редакция сайта не слыхала, но тут и цели другие.

 

● ● ●

Артур Кулаков заглянул на съемки (точнее — досъемки) к Валерии Гай Германике. Кино называется «Мысленный волк». О том, какие проблемы бывают, если сочетать дискотечные прожекторы и оросительную систему, читайте на сайте Tvkinoradio.

«Юрий Николаевич Арабов написал сценарий за две недели. Я пришла к нему с идеей, он меня услышал и все понял. Арабов — не тот автор, сценарий которого я могу контролировать. Скорее сценарий контролирует меня и это очень сложно. Даже сам Юрий Николаевич не может внести правки в эту конструкцию — тогда все начинает рушиться. Так я стала заложником его конструкции и не могу импровизировать. Хотя постоянно бывает желание что-то поменять».

 

● ● ●

«Грета» вам не «Ева»: смотрите сцену из новой картины с Изабель Юппер, комментирует режиссер Нил Джордан.

 

 

● ● ●

Новый «Скриншот» (кинокритики угадывают фильм по кадру) связан с Берлинским фестивалем: угадывают победителей прошлых лет.

 

 

● ● ●

Анонс (sic!) фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе.

 

ALIEN
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»