18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №55

Оскаровские номинанты говорят и показывают фрагменты своих фильмов. — «Оскар» 1940-х и «красная угроза». — Йонас Мекас под арестом. — «Дау»: фильм о фильмах. — Олтмен на срез. — Дворцевой о слепоте москвичей.

Роберт Тэйлор и Барбара Стэнвик на оскаровской церемонии в 1949 году.

Можно бесконечно смотреть на костер, улыбку Орсона Уэллса в «Третьем человеке» и споры о том, как «Оскар» решительно ничего не значит. Mubi решила вдарить по теме материалом, автор которого Кристофер Смолл припоминает, как «Оскар» ненавидели в разные годы. По-настоящему с этой задачей справлялись в годы «охоты на ведьм» Рэймонд Чандлер.

«Сравнение 21-й оскаровской церемонии, которая прошла 24 марта 1949 и отмечала фильмы 1948-го, с той, которую посетил Рэймонд Чандлер предыдущей весной, доносит суть лучше всякого историка. К 1949 году всего лишь один фильм, спродюсированный коммунистами, остался в оскаровской гонке — „Обнаженный город“, номинированный за „Лучшую историю“. Альберт Мальц, написавший ее, был в черном листе с ноября 1947 года и входил в „голливудскую десятку“. Режиссер Жюль Дассен был вынужден покинуть Штаты во время работы над следующей картиной, „Ночь и город“, по некоторым данным в результате совета своего друга Дэррила Занука, который знал, что скоро на того нацелится Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Формально Дассена внесли в черный список в 1951 году».

 

● ● ●

Архивный материал публикует журнал Film Comment: 1964-й год, Йонас Мекас рассказывает о том, как был арестован за показ обсценного фильма «Пламенеющие создания» Джека Смита.

«Признать „Пламенеющие создания“ или „Песнь любви“ обсценными на основе нескольких отдельных кадров, вырванных из контекста, и завести уголовное дело по этому поводу, не попытавшись понять ни работу в целом, ни подлинное значение указанных кадров — действительно узколобый, наивный и неразумный способ смотреть на вещи.

Детектив из офиса окружного прокурора, который арестовал нас с „Пламенеющими созданиями“, сказал что не заинтересован в фильме как предмете искусства; он так признал, что некомпетентен, чтобы оценить его; он сказал, что смотрел на него сугубо как на „работу“; он искал лишь „неприемлемые“ образы, сообразуясь со своим пониманием закона».

Сегодня фильм доступен на YouTube:

 

 

● ● ●

18 февраля ушел из жизни Борис Яшин, шестидесятник, студент Михаила Ромма, автор негромких шедевров. Читайте текст Евгения Марголита о режиссере.

«Ну да, Яшин из кино 1960-х, ученик Ромма; он даже на экране в годы учёбы появился в свите молодых физиков, сопровождающих Гусева в „Девяти днях одного года“ — а для всего их поколения, заворожённого „Аталантой“, это лёгкое касание было идеалом. Но ставить самостоятельно, после нескольких короткометражек и полнометражной экранизации „Пяди земли“ Бакланова, снятых вместе с Андреем Смирновым, он начал в конце 60-х. К тому времени лирический воздух оттепельной эпохи был почти выкачан, осталось гулкое и бесприютное разрежённое пространство, для лирики не приспособленное».

 

● ● ●

Нина Цыркун пробует разъять бесшовную режиссуру Роберта Олтмена на отдельные карточки.

«В мюзикле „Нэшвилл“ (1975) фестиваль музыки кантри становится сатирической метафорой всего американского общества. Здесь Олтмен впервые использовал прием, который впоследствии довел до невероятного совершенства в „Свадьбе“ (1978), „Срезках“ (1993), „Готовом платье“ (1994) и „Госфорд-парке“ (2001). Это горизонтальный срез или „скрутка телефонного кабеля“, когда взаимная вибрация мини-сюжетов создает особый резонанс, в котором звучит то слаженный, то дисгармоничный хор голосов. Певцы, знаменитые и начинающие, политиканы, несчастная домохозяйка с двумя глухонемыми детьми, английская документалистка, мечтающая о певческой карьере бездарная официантка — 24 персонажа в „Нэшвиле“, а потом 48 экстравагантных персонажей в „Свадьбе“ или 45 в „Госфорд-парке“ — это сумма простых историй обыкновенных людей с их обыкновенными житейскими драмами».

 

Роберт Олтмен на съемках «3 женщин»

 

● ● ●

Отличная беседа Василия Корецкого с Сергеем Дворцевым об «Айке», Москве и этических пределах кинематографиста:

«Интересно, что люди в Москве меньше всего догадываются о том, какого уровня нерв, обостренность у той жизни. Не укладывается у них в головах. Вот если бы я сам не делал эту картину, я бы тоже посмотрел и подумал: ну нет, это уж слишком сгущаются краски, так не может быть. Да, естественно, есть там драматургия, которая работает как усилитель. Но их жизнь действительно проходит на таком градусе напряжения. Они же здесь живут как в джунглях. Посмотрите на пластику киргизов, допустим, как киргизы двигаются. Или узбеки. Они никогда не идут абсолютно открыто, всегда чуть-чуть пригнувшись. Боятся — там менты, там те, там эти, их любой может здесь напрячь. Даже свои!».

 

● ● ●

1 марта начинается фестиваль дебютов «Дух огня». Об одной из картин международного конкурса, «Португалке» Риты Азеведу Гомеш, рассказывает главный редактор Cineticle Максим Селезнев — он увидел картину в Берлине.

«Но что португалка? Неужели Рите Гомеш удается создать фильм из того же состава, что и проза Музиля? Что ж, кинематограф нулевых годов научил как режиссеров, так и зрителей этой ласковой игре со временем. Его соблазнительной способности растягивать секунды и спрессовывать часы, его умению рассказывать истории на особом языке длительностей, интервалов, пауз. И фильм Гомеш, как и новелла Музиля, почти полностью лишенный диалогов, объясняется посредством телесных ощущений времени. Перемещаясь от долгих стылых минут, проведённых португалкой в одинокой комнате незнакомой крепости, к редким часам солдатского отдыха между сражениями. Затем — обратно от барона к его иноземной супруге, обживающей свой новый дом и его окрестности в древней темпоральности мифов и сказок, где соседние ущелья населены единорогами и драконами. И наконец — к драгоценным пугливым минутам, проводимым вместе».

 

● ● ●

В возрасте 94 лет скончался Стэнли Донен, соавтор «Поющих под дождем», режиссер «Шарады». Variety собирает реплики режиссеров, авторов и организаций, от Спилберга до Британского киноинститута.

 

Стэнли Донен понимал, когда двигаться, и когда оставить движение другим.

 

● ● ●

«Дау» отгремел и продолжит (наверное) встречи со зрителем в Лондоне — а пока смотрите специальный репортаж «Кино ТВ» и Максима Заговоры из Парижа.

 

 

● ● ●

Харрисон Форд наш лучший президент. В «Коммерсанте» публикуют итоги американского опроса о лучшем воплощении вымышленного президента на экране.

 

● ● ●

Мощная подборка в The New York Times: режиссеры фильмов-номинантов на главный «Оскар» показывают и рассказывают о своих картинах. Фаррелли о «Зеленой книге», Куарон о «Роме», Лантимос о «Фаворитке», и так далее.

 

● ● ●

Всюду Трамп: в юбилейном тридцатом видеоэссе Кристины Альварез Лопез и Эдриана Мартина на Mubi — взгляд на мексиканско-американские отношения в «Печати зла» как комментарий к тому, что происходит сегодня.

 

 

● ● ●

Короткометражный фильм «Кэролайн», вошедший в шорт-лист «Оскара».

 

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»