18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №53

Старые забавные: о съемках «Ирландца» Скорсезе. — Негде посмотреть на Мэри Пикфорд. — Габен и Кертис играют сидючи. — Рейгадас о Сокурове. — «Дау» в Харькове. — Кинокритики в Берлине.

 

 

Некоторые издания уже готовятся к «Оскарам», которые по человеческому времени вручат утром 25 февраля. На «КиноПоиске» можно принять участие в угадайке с призами, а на сайте The New York Times посмотреть подсказки в ежегодном читательском опроснике.

 

● ● ●

Михаил Моркин делает божье дело, выбирая самое интересное из DVD-комментариев к нашему любимому кино. На этот раз «Видеодром» Дэвида Кроненберга, и 60 прекрасно иллюстрированных фактов — о том, как продавец порно из фильма стал министром культуры, как Кроненберг пробудил в актере технологического гика, а в Джеймсе Вудсе — паранойю.

«Кадр с деревянным членом был вырезан из кинотеатральной версии фильма. Кроненберга удивлял выбор цензоров, которых всегда смущали необычные вещи. Он считает, что цензура связана с индивидуальной чувствительностью и всегда зависит от личных решений: „Кто-нибудь, кому не нравятся фаллические предметы, просит вырезать их из фильма, хотя никаких легальных оснований на это нет“».

 

● ● ●

Если ждете «Ирландца» так же, как мы, читайте интервью Тельмы Шунмейкер, вечного монтажера Скорсезе. Она предупреждает, что фильм не похож на «Славных парней».

«Я не могу рассказать вам, как великие режиссеры, которыми Скорсезе восхищался, оскорбляли его и говорили: „Это не твое. Почему бы не сдаться?“».

«Мы уже кое-что видели [речь идет о сценах, в которых омолодили Де Ниро и Пачино — примеч. ред.], но целых сцен с ними молодыми пока нет, и на что я и Марти будем обращать внимание — как то, что мы видим их молодыми, влияет на остальную часть фильма?».

«Там очень сильные персонажи, и он очень забавный. Я не знаю, каким он будет, когда мы соберем его полностью — в этом есть риск».

 

 

● ● ●

Цифровое киноведение — «Искусство кино» составило внушительную табличку по конкурсу Берлинского кинофестиваля, которая с каждым днем пополняется и прирастает все новыми оттенками серого.

 

● ● ●

Томас Квист жалуется на то, что никому не интересно обращать внимание на маленькие и тихие темы в кинематографе. Например, говорит он, кто-нибудь вообще исследовал сидящих персонажей в кино, их мотивы, причины и стремления? На этой неделе тема сидения в России стала остросоциальной благодаря Reebok — самое время направить интерес в полезное русло искусствоведения. О Жане Габене, чудесно просидевшем «Французский канкан» Ренуара:

«Нежность Данглара кроется в его никем не замеченном умении всегда найти место, где можно посидеть. Многие кадры у Ренуара исполнены чистой суеты, но Габен делает Данглара словно статую, и своей спокойной силой он нивелирует хаос до комедии. Контраст между габеновским расслабленным исполнением и такими его противоположностями как, скажем, Тони Кертис в роли Сидни Фалко в „Сладком запахе успеха“ (1957), показывает, как редко встречается неподвижная актерская игра. Сценарист „Сладкого запаха успеха“, Клиффорд Одетс, советовал Кертису: „Никогда не застывай в роли Сидни. Никогда не давай ему удобно рассесться“. Это наблюдение наглядно поясняют неистовую энергию, которая бежит по нему весь фильм — изворотливый борец Сидни в исполнении Кертиса постоянно пребывает в движении. Он не находит ни передышки, ни отдохновения — трагическая судьба, которая никогда не могла бы постичь Анри Данглара».

 

 

● ● ●

Список, в котором «Пустоши» Малика соседствуют с «Мышьяком и старыми кружевами» Капры — разумеется, речь о произведениях, в основу которых легли реальные преступления.

«Как это ни удивительно, но в основе классического комедийного фарса Фрэнка Капры „Мышьяк и старые кружева“ тоже лежала история реального и довольно жуткого преступления. С 1907 по 1917 годы бывшая учительница Эми Арчер-Гиллиган управляла домом для пожилых людей и хронически больных в Виндзоре, штат Коннектикут. Сестра Эми, как ее звали местные жители, была набожной христианкой — как-то она даже пожертвовала местной церкви целый витраж — и передовиком в области здравоохранения, предлагавшей постояльцам удивительные по тем временам условия: каждый мужчина — а жили у Гиллиган в основном мужчины — въезжая платил $1 тыс., за что сестра Эми обязалась ухаживать за ним до смерти и кормить специально разработанными для поддержания здоровья напитками и блюдами. За 10 лет в гиллиганском доме престарелых умерло 60 жителей, в том числе ее второй муж, но особое внимание полиции привлекли пять из них — погибшие от отравления мышьяком и перед смертью либо переписавшие на Гиллиган выплаты о страховке, либо давшие ей крупные суммы взаймы».

 

● ● ●

Любимые фильмы Карлоса Рейгадаса в аннотированном списке и на русском языке.

«Если бы инопланетяне прилетели на Землю и попросили показать один-единственный фильм, то это должна была бы быть картина „Мать и сын“ Александра Сокурова. У него я люблю не только „Мать и сын“, я обожаю все его фильмы. Хорошие и даже плохие, я просто поражаюсь его поэтикой. Тому, как он не боится работать с классическим искусством».

 

● ● ●

Молодежи не понять: Дэвид Эдельштейн вспоминает, чем был эффект bullet time из «Матрицы» в 1999 году. Если вкратце, он заставил зрителей окончательно понять, что доверять в кино нельзя ничему.

 

 

● ● ●

Дэвид Бордуэлл написал для The New York Times о кинематографе сто лет назад. В этот год появляется студия United Artists, основанная не дельцами-эмигрантами, а звездами и режиссерами. Так началась борьба «креативного класса» Голливуда с мейджорами — да, UA собирали звездные имена, а вот Адольф Цукор в ответ попросту скупил кинотеатры.

«„Продюсеры настолько плотно закупорили лучшие театры“, отмечала Мэри Пикфорд, „что мне было невозможно показать там свои картины“. Звезды могли гаснуть, но кинотеатры, казалось, были здесь навечно».

 

● ● ●

Сергей Фоменко в жанре «жизнь замечательных людей» неожиданно восстанавливает биографию Сэмюэля Лумиса, вымышленного доктора из «Хэллоуина» Джона Карпентера.

«Терапия Майкла застыла на первом этапе работы с аутичными пациентами, позволявшем им любую свободу творчества. Как ни странно, маски привели к первичному результату: только в масках Майкл проявлял черты активности, точь-в-точь как пациент-кататоник из ЛаБорд, начинавший двигаться, только надев костюм и полностью погрузившись в мир собственного Воображаемого („Я двигаюсь, когда на мне надет костюм, потому что это не всерьез“).

Эти изменения не радовали, а пугали Лумиса. Точно срок ожидания Майкла подходил к концу. Собственным желанием доктора становилось не столько понять природу поведения Майерса, сколько удержать его в застенках СмитГроув».

 

● ● ●

Василий Корецкий — о спорщиках по поводу «Дау».

«Начнем с самого жареного — с кухни проекта. Лезть туда надо в первую очередь: махина, произведшая 700 часов гетерогенного материала (из которого все же смонтировали как минимум один „нормальный“ фильм — его в прошлом году показали украинским чиновникам „Держкино“, те были в восторге), — это очень интересно! Тем более что объектом изучения и репрезентации в проекте „Дау“ служит биополитика, осуществление власти через систему человеческих взаимоотношений, включая сексуальные. Хотелось бы узнать и о процессе ее, так сказать, презентации на съемочной площадке. Просто потому, что без этого кинокартина будет неполной: очевидно, что многие важные аспекты этого эксперимента исчезли при переносе на киномедиум».

 

● ● ●

Как открывался Берлинский кинофестиваль, рассказывает «Кино ТВ».

 

 

● ● ●

Цзя Чжанкэ некоторое время назад сделал короткий рекламный фильм про айфон.

 

 

Mubi тем временем насчитал четырнадцать точек зрения на режиссера — как на неореалиста, документалиста и сюрреалиста, автора мюзиклов, уся и гангстерских фильмов.

 

● ● ●

Неоднозначной получилась «Бархатная бензопила» — но пусть выскажется и сам режиссер. Дэн Гилрой комментирует одну из сцен фильма.

 

 

● ● ●

Здоровенный материал радио «Свобода» о свидетелях «Дау» — проектировщиках, соседях и участниках проекта, которые рассказывают о своем опыте. Ниже — аудиоверсия.

 

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»