18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №51

Йоргос Лантимос и ожоги на пленке. — Фильмы Триера вызывают у Триера отвращение. — «Эмберсоны» Уэллса во всем великолепии. — Музыка Дона Ширли из «Зеленой книги», и Бертрана Бонелло — из собственных фильмов.

 

 

Йонас Мекас покинул нас. В январе The New York Times писал о нем в материале о «четырех долгожителях из Нью-Йорка». Вот, что Мекас тогда сказал о смерти:

«Это нормальный переход. Загадка, что именно за той границей, вот это уже интересно. Есть проблески в сообщениях, которые приходят оттуда, в Писании. Там все необходимые указания, и я им верю. Я верю им больше, чем всему, что было написано после XII века».

 

● ● ●

Film Comment поговорил с Мануэлем Альберто Кларо, оператором «Дома, который построил Джек», а также одним из операторов «ДАУ» — впрочем, о проекте Хржановского в разговоре ни слова.

«После „Меланхолии“ Ларс сказал: „Ох, это ужасный фильм, безвкусный и омерзительный. Блевать тянет“. Как мы говорим в Дании, „сыр сырный“. И он представил, что „Нимфоманка“ должна быть очень панковской, что нужно вернуться к этому ощущению свободы, когда ты в киношколе и от тебя исходит такая энергия — „да пошли вы!“ Но потом он сказал: „Черт. Мне не нравятся эти съемочные места“. И поэтому он хотел, чтобы „Дом, который построил Джек“ был более эстетским и красивым, и выбор локаций играл здесь важную роль. И пока что я не слышал, чтобы он стал поносить этот фильм».

 

● ● ●

Еще один любопытный разговор с оператором — на сайте Filmmaker Magazine. Робби Райан о том, как снимал «Фаворитку», о Йоргосе Лантимосе, с которым вместе «выжигали пленку» и который никому ничего не объясняет, и о том, как неудобно снимать при свечах.

«В фильме были сцены, снятые у трех больших окон, и когда ты снимаешь так, трудно не свести актеров до силуэта. Обычно вы ставите актеров так, чтобы сбалансировать [разницу в световых уровнях между ними и окном], но именно это Йоргос делать не хотел. Он был просто без ума от засвеченных окон. Когда мы получали результаты съемок, техник пытался приглушить тон от окон, отчего они становились чуточку багряными, и Йоргос расстраивался, потому что всё, что ему было нужно — белый засвет. Я понял, что когда снимаешь человека напротив окна и показываешь его лицо, свет практически обтекает их и создает прекрасный белый венец засвета. Йоргос снимал „Лобстера“ на цифру и не мог добиться этого, и с тех пор невзлюбил цифровую съемку. Он очень любит пленку, и одна из причин — то, как красиво она выгорает».

 

 

● ● ●

На прошлой неделе умер Мишель Легран. В «Коммерсанте» вспоминают о его отношениях с джазом и российским слушателем.

«Во время записи принципиально важного для своей карьеры альбома „Legrand Jazz“ (1959) Мишель Легран впервые встретился в студии с Майлзом Дэвисом. Сотрудничество с великим реформатором джаза „держало“ его долгие годы, и, в конце концов, в 1991 году он выступил в роли соавтора Майлза Дэвиса во время работы над австралийской лентой „Динго“, в которой трубач выступил еще и в роли актера».

 

 

● ● ●

Тиражом в 500 экземпляров вышла пластинка с композициями Бертрана Бонелло, которые он написал для трех своих картин. Что-то вроде рецензии публикует журнал Cinema Scope.

«„Музыка возникает сразу, как только я начинаю работать над сценарием“, говорит Бонелло, который был музыкантом, прежде чем стал кинематографистом (среди прочих он работал сессионным музыкантом у Франсуазы Арди). Это главенство очевидно по фильмам, в которых самые памятные эпизоды сопровождаются сногсшибательными, необычными фрагментами из поп-музыки: сотрудницы борделя, медленно танцующие под слезливую Nights in White Satin группы The Moody Blues в „Доме терпимости“; в „Ив Сен-Лоране“ модель и муза дизайнера Бетти Катру, взбивающая волосы под Put Spell On You в исполнении Creedence Clearwater Revival; или, скажем, озвучивающая сцены взрывов в „Ноктюраме“ опустошающая Whip My Hair Уиллоу Смит».

 

● ● ●

На сайте Cineticle подводят итоги каникулярного чтения — дайджест рецензий на книги прошлого года, от сеансовского «Из(л)учения странного» до Линдсея Андерсона и Горелова.

 

● ● ●

На «Кольте» обсуждают, может ли искусство быть удобным. Участие приняли Борис Юхананов и Анатолий Осмоловский, модерировал встречу Василий Корецкий. Юхананов о встрече с Годаром:

«Так случилось, что в конце 1980-х годов я встретился с Годаром в Женеве. И моя приятельница, швейцарский киновед Бренда Боллок, принимала меня у себя перед тем, как мы встретились с Годаром: ведь я все-таки был человеком из Союза, из совка. И хотя я видел Годара, но если представить, что это был примерно 1988 год, я не видел очень многого из его фильмов. Я приехал к ней за три дня. И эти три дня я провел, непрерывно отсматривая его фильмы. При этом я не знал французского, естественно, мне никто ничего не переводил. А язык, как вы понимаете, у Годара — это очень существенная часть „дерганья за усы вечности“. Я просто смотрел Годара, не понимая ни одного слова, как чистое кино. Он тек просто передо мной. Я не спал. Я пил, что-то еще делал и смотрел Годара. Это одно из глубочайших удовольствий, которые я пережил за свою жизнь. При этом я был настроен очень скептически к нему, потому что мне казалось, что параллельщики, в том числе я, уже давно все это преодолели — всю это годаровщину, тарковщину. Мы занимались чем-то совсем другим. Я заново пережил это как чистое наслаждение именно искусством. Что-то глубоко индивидуальное в нем независимо от его периодов вплоть до 1985 года превратилось в единую реку, и я понял, что Годар — это чистейший художник. И с тех пор я не смотрю его фильмы, но люблю их».

 

● ● ●

Запущен сайт, посвященный «Великолепным Эмберсонам» Орсона Уэллса. Раскадровки, сценарий, история создания — все на месте. Ниже можно послушать радиопостановку, которую Уэллс осуществил в 1939 году. Роли исполняют Уолтер Хьюстон (отец Джона), его супруга Нинетта Сандерленд и, разумеется, сам Уэллс.

 

 

● ● ●

В Великом Новгороде открылся частный киномузей, при нем — киноклуб.

 

● ● ●

На Mubi вспоминают короткометражку «Первый павильон» Януша Маевского с Яном Махульским. Там «Короче» Пейна встречает «ДАУ»: главный герой, ученый, не по своей воле становится участником эксперимента по уменьшению людей и объектов.

 

 

● ● ●

Трейлер нового Содерберга о баскетбольном локауте — с Маклахленом в сауне. «Американский футбол — это здорово, но кроссовки он не продает. Чтобы толкать свой товар и вдохновлять рэперов, им требуются твои услуги».

 

 

● ● ●

Три режиссера недавнего анимационного «Человека-паука» рассказывают о том, как создавалась сцена, в которой мальчика Майлза кусает непростой паук.

 

 

● ● ●

Недавно Sight & Sound попросил экспертов выбрать лучшие видеоэссе прошлого года. В перечень попала работа Максима Селезнёва, а также 217 других сюжетов. Рассказываем о некоторых из них.

 

● ● ●

В прокате идет «Зеленая книга» про дружбу черного пианиста Дона Ширли и итальянского крутого парня Тони Валлелонги. Самое время послушать записи Ширли, например, этот концертный альбом 1968 года, вышедший через несколько лет после событий фильма.

 

GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»