18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №49

Содерберг смотрит Спилберга. — Коэны цитируют Багза Банни. — Гонконг Ринго Лама опасен для здоровья. — Ретроспектива Джона М. Сталя (с плёнки!). — Первая критика «Дау». — Белый как самый последний цвет.

 

 

Роттердам объявил программу следующего фестиваля. Россия туда отправляет целую делегацию: вне конкурса покажут «Сердце мира», «Лето» и «Человека, который удивил всех», но самое интересное — участие в конкурсе отечественного фильма, впервые за пять лет. Это еще один режиссерский дебют актера, Григория Добрыгина (мы все помним, как он «провел тем летом»). Называется он Sheena667, там играют Юлия Пересильд и Владимир Свирский, действие происходит в Вышнем Волочке, в жизнь героев вторгается интернет — а точнее, вебкам-модель из Грузии. Подробности на сайте фестиваля.

 

● ● ●

В новый год — с новыми сериалами. Иван Кислый называет не только «Настоящего детектива-3», но и еще четыре сериала января: комедийная история подпольной секс-клиники, докудрама про расцвет Кремниевой долины, Дон Чидл в роли влиятельного брокера с Уолл-стрит.

 

● ● ●

 

 

Вчера миновало 120 лет со дня рождения Льва Кулешова. Мы составили дайджест текстов — это и воспоминания самого Кулешова, и слова о нем (например, Хичкок пересказывает в разговоре с Трюффо «эффект Кулешова»), и едкий фельетон Ильфа и Петрова о его картине «Веселая канарейка».

А на сайте «Искусства кино» вышел текст Максима Семенова о режиссере.

«Америка дает Кулешову возможность рассказывать истории, которые невозможно рассказать на русском материале. Она освобождает его. Позволяет поработать с новыми жанрами и в некоторых случаях высказать то, что на советском материале выглядело бы контрреволюционно. „Даже когда я работаю — нарочно думаю о другом, сочиняю. Сочиняю себе другую жизнь. А когда очнусь — мне страшно делается!“ — восклицает Дульси в „Великом утешителе“ (1933)».

 

● ● ●

Анна Наринская познакомилась с «Дау», и не разделяет восторгов тех, кто еще не видел.

«Вообще чем ближе Дау подходит к запредельному, тем очевиднее становится слабая точка этой конструкции. Она очевидна, но не значит — не важна. Вот одна из героинь совершает самоубийство после тяжелого допроса. Но сама-то участница проекта, слава богу, — нет. Или в одной из серий Нора в исполнении Радмилы Щеголевой занимается сексом со своим сыном в исполнении певца-эксцентрика Николая Воронова (здесь именно уместно написать „в исполнении“), но ведь по-настоящему он ей не сын. То есть когда в Дау секс, испражнения и драки — это все взаправду. А когда смерть и инцест — нет».

 

● ● ●

Этот январь мы ждем из-за «Дау», а каждый другой мы, потому что Стивен Содерберг расскажет, что посмотрел и прочитал за год в своем «Содерблоге». Дневник, который стоило бы вести всякому. Например, ровно год назад Содерберг смотрел классический нуар Ричарда Флейшера «Узкая грань» о неподкупном сержанте посреди криминального замеса, позднее переснятый с Джином Хэкменом (в дневнике вообще много нуаров), а следом — политическую трагикомедию с Робертом Редфордом «Кандидат». Дважды — «Первому игроку приготовиться» и «Челюсти».

 

● ● ●

 

 

На русском материале невозможно было бы рассказать и последний фильм братьев Коэн — в том числе, потому что в самом сердце их вестерна «Баллада Бастера Скраггса» лежат визуальные тропы из мультфильмов серии Looney Tunes с Багзом Банни и Даффи Даком. Блог про «Даффи Дака в Голливуде» приводит примеры сближений и заимствований из мультсериала в альманахе Коэнов.

«Для ребенка, и в особенности поколения Коэнов, первое столкновение с западной мифологией происходило через мультфильмы и жизнерадостных, предлагающих петь хором ковбоев типа Роя Роджерса и Джина Отри. И даже если вы не интересовались ковбоями, эта иконография имела отпечаток на всей американской культуре. Для многих американцев и людей по всему миру, первым наглядным представлением юго-западных возвышенностей, плоскогорий и видов Долина монументов на экране были на вестерны Джона Форда, но задник обреченной погони Хитрого койота за Дорожным бегуном».

 

● ● ●

В конце декабря умер Ринго Лам, один из ярких представителей гонконгской волны 1980-х, режиссер «Города в огне». На Mubi о нем пишет Шон Гилман.

«Ни в коем случае „Город в огне“ не почует на игре своих звезд или сценах с действием, он остается самым живым примером гонконгских улиц на экране во все времена. Он снят — словно бы спонтанно, на лету — оператором Эндрю Лау (который работал рядом с Лю Чя Ляном и Саммо Хунгом, а через год снял дебют Вонга Кар Вая „Пока не высохнут слезы“, а затем и первую половину „Чунгкингского экпресса“, после чего стал режиссером, поставившим серии „Молодые и опасные“ и „Двойная рокировка“), и начинается с многолюдных улиц, наводненных торговцами и готовых в любой момент пошатнуться в сторону насилия. Первые кадры показывают самостийный торговый центр под открытым небом, который становится сценой жестокого убийства, и по белым сеткам, отделяющим стенды продавцов, разбрызгивается ярко-красная кровь. Камера ошивается рядом с Чоу [Юнь-Фатом], тревожно пробирающимся улицами и переулками, чтобы уйти от погони. Кульминация — ночное ограбление — происходит ночью на улице, полной ювелирных магазинов, открытых допоздна в рождественскую пору, и прорывается в насыщенный пулями беспредел, образы которого так же аккуратно хаотичны, как и сам этот город».

 

● ● ●

Джон Лассетер возвращается в анимацию. Сооснователь Pixar ушел в прошлом июне из компании из-за обвинений в неподобающем поведении. Теперь его назначили главой компании Skydance Animation, оговорившись, что «решение не далось нам легко». Организация Time’s Up, ставшая дружинником эпохи #MeToo, уже выразила разочарование решением компании.

 

● ● ●

 

«Рекомендательное письмо». Реж. Джон М. Сталь. 1938

 

Если вы в Москве, на вторую половину января попросту необходимо запланировать походы в «Иллюзион» на ретроспективу Джона М. Сталя. Американский тихий классик, впоследствии многократно переснятый Дугласом Сирком, Максом Офюльсом и другими, был заново открыт киноведами уже в глубокой второй половине двадцатого века, а в прошлом году удостоился большой ретроспективы на фестивале архивного кино в Болонье. В «Иллюзионе» все показы — с пленки, и один из фильмов был отпечатан специально для предстоящего сеанса.

 

● ● ●

Правовая драма «По половому признаку» с Фелисити Джонс в роли Рут Бейдер Гинзбург, судьи Верховного суда США и борца за права женщин — герой постоянной рубрики «Анатомия сцены» в The New York Times.

 

 

● ● ●

Crack Magazine опубликовали часовой микс записей композитора Йоханна Йоханнссона, который покинул нас в минувшем году.

 

 

● ● ●

До завтрашнего дня смотрите фильм «Махорка-Муфф», дебют Штрауба и Юйе по прозе Белля. При должной смекалке фильм можно отложить для последующего просмотра, а почитать о нем стоит здесь.

 

● ● ●

История завершается, изображение уходит в темноту, начинаются титры. То, что на языке советского киносценария называлось «В ЗТМ», и хорошо знакомо нам всем. Авторы Fandor рассматривают обратный пример: финалы с переходом в белый. «Черный лебедь» Аронофски (с финалом, украденным из «Идеальной грусти»), «Человек, которого не было» Коэнов, «Шестое чувство» Шьямалана — и отвечают на вопрос «зачем?».

 

● ● ●

The New Yorker разместил документальный фильм «Спасательная шлюпка», который вошел в шорт-лист «Оскара». Это кино о капитане Джоне Касле, который спасает эмигрантов из Ливии и Туниса, пытающихся преодолеть смертельные опасности и проскочить все барьеры, чтобы попасть в страны Евросоюза. По иронии, жители Ливии и Туниса этот фильм посмотреть не могут — он регионально ограничен и для российского посетителя сайта. Придется воспользоваться VPN, спасательной шлюпкой всякого синефила.

 

● ● ●

В прокате «Наше время» Карлоса Рейгадаса, и российским зрителям повезло особо: «Иноекино» попросило режиссера записать обращение, которое можно увидеть перед показом. До показа можно посмотреть венецианское интервью с Рейгадасом.

 

GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»