18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №48

Рождественский дайджест отвечает на лавину вопросов. — О чем призывал помнить Риветт? — О чем забыли Коэны? — Что ждут в «Кайе» в 2019 году? — Что общего у Иди Амина и Трампа? — Какие фильмы 2018-го запомнились режиссерам?

 

 

Вышел свежий номер Film Comment — читайте текст о том, как в 2018 году мы потеряли стриминг классического кино Filmstruck, как не сбылась мечта о подписной модели посещения кинотеатров и, в общем, как мы вступаем в 2019-й с затуманенным пониманием того, как легально и без проблем смотреть кино вне мейнстрима.

 

● ● ●

 

«Внутри Льюина Дэвиса». Реж. братья Коэн, оператор Брюно Дельбоннель. 2013

 

Там же — интервью с Брюно Дельбоннелем по следам съемок «Баллады Бастера Скраггса» братьев Коэн.

«Поначалу было желание создать шесть разных вселенных. Но задачи произвести впечатление, будто это шесть разных режиссеров, не было. В любом случае, почерк братьев Коэн весьма своеобразный и он не менялся между сегментами. Так что следующим вопросом было: это нечто целое, или это шесть коротких фильмов? Но визуальный мотив книги [которая связывает главы] дал ясно понять, что это — единое целое. Конечно, „Баллада Бастера Скраггса“ имеет дело с темами, которые постоянно возвращаются в фильмах Коэнов, такими как смерть и абсурдность. Так что здесь была некая тематическая связность. И тут мы уже забыли про все кинематографические отсылки, которые у нас могли быть: „Однажды на Диком Западе“, „Шейн“ или „Искатели“».

 

● ● ●

На французском вышла книга критических текстов Жака Риветта. На Mubi можно прочитать о том, что внутри.

«Кинематографист должен помнить об уважении к тому, что он снимает, и посвящать себя объекту съемки».

 

● ● ●

Десятки и пятерки критиков уже известны досконально — почитайте лучше, что выбрали в 2018 году кинематографисты. IndieWire обратился к нескольким десяткам режиссеров, и 52 ответили — среди них Линн Рэмси («Рома»), Пол Шредер (первый эпизод сериала «Патрик Мелроуз»), Тодд Хейнс («Простите за беспокойство» и «Первая реформатская церковь»), Шон Бейкер и Педро Альмодовар. А ниже — Уит Стиллман:

«В прошлом году мне повезло открыть для себя „Счастливчика“, который продолжает брести по моей памяти словно пустынная черепаха. В этом году пока что (я все еще смотрю) я полюбил „Поддержите девушек“, „Смерть Сталина“ и „Зеленую книгу“ — у каждого из этих фильмов „под капотом“ гораздо больше, чем можно подумать, они красиво и умно сделаны, и уходят от лживого натурализма, оставаясь при этом виртуозными на пути от намерения к результату».

 

● ● ●

 

 

Не Полом единым: Барбет Шредер поговорил с изданием Filmmaker Magazine о своей «трилогии зла»:

«Всё, что вы говорите, применимо и к Трампу. Он знает, как совладать с аудиторией, у него невероятное умение присутствия перед камерой. С Иди Амином [генерал, диктатор Уганды, каннибал — примеч. ред.] я чувствовал, что передо мной суперзвезда. Вы можете чувствовать присутствие его личности на экране, невероятное обаяние и харизму. Я думаю, это и сделало его успешным. Это же качество составило успех Трампа. Он — это театр одного актера, который может не разочаровать свою публику, показать им то, что они любят».

 

● ● ●

 

 

50 лет назад в новогоднюю ночь советский зритель увидел «Ну, погоди!». Сценарист мультсериала Александр Курляндский поговорил с «Медузой». Из разговора можно узнать о том, какую роль в создании мультфильма сыграл Эдуард Успенский, как искали амплуа для волка и зайца, о дружбе и разрыве с Аркадием Хайтом и о том, как на самом деле выглядела смерть Сталина. Как не сложилось продолжение мультфильма про попугая Кешу:

«Героя перенесли в новую для него ситуацию, в новое время, и за всем этим потерялся характер персонажа, в советском мультфильме он проявлял себя в отдельных репликах — из них и складывался его юмористический характер.

В фильме должна быть драматургия, зритель должен гадать, а что будет дальше, — это все профессия, которой надо владеть. Когда я прочитал заявки, то понял, что ничего этого там нет, и отказался быть художественным руководителем сериала».

 

● ● ●

The Atlantic рассказывает, какие произведения искусства с 2019 года перешли в общественное достояние: это «Десять заповедей» Де Милля 1923 года, «Пилигрим» Чаплина. Но важнее в тексте не реестр, а размышления о том, как законы о копирайте сужают возможности осмысления предметов культуры. Сами по себе они не новы, но сейчас звучат все более уместно, потому как все больше «исходных» для американской культуры произведений в ближайшие годы окажутся частью общественного достояния — о том, как Дисней десятилетиями оберегает Микки-Мауса и лоббирует всё новые законодательные инициативы, читать и впрямь увлекательно.

 

● ● ●

Что ждет редакция «Кайе дю синема» в 2019 году? Читайте их выбор — 11 фильмов.

 

● ● ●

Дизайнер Брайан Бойер создал «Очень медленный проигрыватель фильмов»: он показывает двадцать четыре кадра в час, переводит изображение в электронные чернила и, в общем, ставит вопрос о том, когда кинематограф перестает быть таковым.

 

 

● ● ●

Colta на новый год выложила короткометражный фильм Бориса Хлебникова «Толстая» — он был снят для аукциона Action! в поддержку фонда «Антон тут рядом». Посмотрите его, если вдруг не успели в предновогодней суете.

 

 

● ● ●

На сайте «Сеанса» две другие премьеры: фильм «Мимолетности» Владимира Непевного о композиторе и музыканте Вячеславе Гайворонском, а также киноведческий трип Дениса Виленкина и Антона Фомочкина Donkey Hot.

 

● ● ●

Форма воды: Джеймс Ван в рубрике «анатомия сцены» говорит о том, из чего сделан «Аквамен».

 

 

● ● ●

Итоги года можно не только читать, но и слушать: на сайте «Искусства кино» новогодний выпуск подкаста Monday Karma.

 

● ● ●

Еще один фильм на каникулы — «Обреченная любовь» Эндрю Хорна, манхэттенское кино о вечном возвращении с авангардным художником Биллом Райсом в главной роли. Смотреть до 10 января.

 

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»