18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №47

Жаклин Биссет о Полански. — Мэтт Диллон о Джеке и Ларсе. — Михаил Идов вспоминает встречу со Спейси. — Дэвид Линч попадает впросак. — Ингмар Бергман живет на шведской кроне. — Смотрим первый черный поцелуй на экране. — Подводим итоги года.

Мы подвели итоги года: читайте версии Василия Степанова, Константина Шавловского и Никиты Смирнова, а также не проходите мимо «списка списков», куда мы собрали рейтинги основных изданий о кинематографе, от «Искусства кино» до Sight & Sound.

А здесь семь критиков выбирают по пять главных фильмов года — и мало в чем сходятся.

 

● ● ●

«Искусство кино» разместил плоды титанического труда: сразу 55 критиков, включая авторов «Сеанса», называют лучшие фильмы уходящего года. На основе этой массивной выборки журнал «ИК» составил топ-20 фильмов года — российских в нем сразу четыре.

 

● ● ●

Mubi в 11-й раз собирает «фантазийный сдвоенный сеанс»: авторы находят фильм прошлых лет в пару к премьере этого года. «Собиратели и собирательница» Аньес Варда соседствуют с «Не оставляй следов» Дебры Граник, «Аннигиляция» Алекса Гарленда и клип «Водопады» группы TLC, «Двойные жизни» Оливье Ассаяса и «Всю ночь» Шанталь Акерман — и многие другие расклады.

 

● ● ●

Павел Павликовский поговорил в 75-м эпизоде подкаста Filmmaker Toolkit о «Холодной войне». Одним из источников влияния на фильм стал известный документальный проект Майкла Эптеда Up, в ходе которого каждые семь лет он Эптед одну и ту же группу людей, которых впервые в 1964 году показал семилетними (в 2019-м он выпустит 63 Up — герои уже вышли на пенсию).

«Испытываешь волнение от того, что обнаруживаешь людей семь лет спустя и видишь, как они изменились. Порой это удивительно, но в то же время неизбежно, а иногда это совершенно шокирует. Иногда все кажется абсолютно логичным, но сам эффект прыжка во времени вызывает глубокий трепет».

 

 

● ● ●

Кевин Спейси записал исполненное безумия видео, в котором под личиной Фрэнка Андервуда из «Карточного домика» обыгрывает обвинения в сексуальных домогательствах в свой адрес. Сценарист и режиссер, бывший редактор российского GQ Михаил Идов по случаю вспоминает о встрече со Спейси в России, который не вошел в его книгу Dressed Up for Riot.

 

● ● ●

Московский «Иллюзион» в январе показывает фильмы Джона М. Сталя — куратор ретроспективы Борис Нелепо в Фейсбуке пишет о фильмах программы: «Закоулок», «Бессмертный сержант», «Рекомендательное письмо». Вместе с этим читайте на Criterion о немых картинах режиссера, которые в этом году показывали на фестивале в Болонье.

«Джон Малколм Сталь был красивым, полным сил мужчиной, чье лицо часто появлялось в рекламе его фильмов 1920-х. Его имя и копна седых волос взывают к чему-то неотчетливо аристократическому; он всегда утверждал, что родился в Нью-Йорке в 1886 году. На самом же деле он родился в Баку под именем Яков Стрелицкий, и ребенком эмигрировал в Соединенные Штаты. Когда он умер в 1950 году, единственный его ребенок от трех браков оспорил завещание — заявил, что третья жена Сталя принудила его оставить все наследство ей, угрожая раскрыть его реальное происхождение — а вместе с тем и тот факт, что в юности его заключали в тюрьму за неустановленные преступления, совершенные под разными псевдонимами».

 

● ● ●

Film Comment взял большое интервью у Жаклин Биссет: она вспоминает съемки у Полански, Шаброля и Джона Хьюстона. Говорит взахлеб, так что реплика адаптирована:

«У меня был учитель латыни, в классе нас было всего четверо. Это был потрясающий человек, мистер Лаборде, говорил на восьми языках и называл нас „четырьмя конфетками“. И он как-то сказал: „А ты — ты такая болтушка, что из тебя может выйти хорошая актриса!“ И я подумала: „Из меня, актриса?“ Я как-то позабыла об этом, а два с половиной года спустя уже была в Лондоне, пытаясь заработать денег, чтобы стать актрисой. И как-то мы ужинали с Романом Полански и [Дино] де Лаурентисом. Роман сказал мне: „Ты такой интроверт, из тебя могла бы выйти хорошая актриса!“ Так что, наверное, я и то, и другое. Именно тогда мне это засело в голову: я экстраверт или интроверт?»

 

 

● ● ●

«Коммерсант» о том, к чему приводят нерыночные методы регулирования кинопроката в России: падение посещаемости, чехарда с премьерными датами и сужение доли зарубежного проката.

 

● ● ●

Автор The New Yorker Дорин Сейнт-Феликс посмотрела «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса, и рассказывает о том, что значат расхождения фильма с романом Джеймса Болдуина. Интересно, впрочем, начало текста:

«Не так давно была заново открыта влюбленная пара в 30-секундном немом фильме „Кое-что хорошее — Негритянский поцелуй“. Лента, которую только что добавили в национальный кинорегистр библиотеки Конгресса, показывает череду объятий двух черных исполнителей, Сейнта Саттла и Герти Браун. Киновед Эллисон Надя Филд, занимающаяся героическим изучением немой эры черного кино, датирует работу 1898 годом, предполагая, что она затевалась как ремейк „Поцелуя“ Эдисона, который считается первым изображением поцелуя на пленке. В этом смысле, „Кое-что хорошее“ раскрывает тайную, альтернативную историю кинематографа».

 

 

● ● ●

Юлия Гулян рассказывает историю американской студии A24, которая в этом году отметилась фильмами «Экстаз» и «Реинкарнация».

«Именно независимые фирмы из года в год рискуют ради того, чтобы не самые очевидные фильмы можно было увидеть не только на кинофестивалях в Торонто и Венеции, но и в кинотеатре за углом. Однако даже среди таких безумцев студия А24 — явление выдающееся. Как случилось, что спустя пять лет после основания компания из 50 сотрудников стала выигрывать у Голливуда „Оскары“, а ретро-логотип А24 стал синонимом хорошего вкуса?».

 

● ● ●

Австралийский журнал Senses of Cinema смотрит на кино Латинской Америки с другой стороны. 89-й номер журнала составляет картографию: вот чилийское, а вот колумбийское, и еще аргентинское — перед 31-м декабря от такого перечисления начинаешь думать не в сторону кино. В этом случае можно отвлечься и прочитать о том, как Ингмар Бергман в Швеции поселился на денежных купюрах. Изучить новый номер можно тут. Коллекция «великих режиссеров» пополнилась Александром Довженко.

 

● ● ●

Взгляните на лицо: The New York Times пишет о том, как развивались грим и протезирование в кинематографе — поводом стало очередное перевоплощение Кристиана Бэйла, который изображает Дика Чейни в предстоящем фильме «Власть».

«Поначалу Дэвид Линч весьма надменно решил взяться за создание деформированного лица в своем „Человеке-слоне“ 1980 года сам. Лишь оказавшись в тупике, он обратился к Кристоферу Такеру, самоучке, который оттачивал свое ремесло, читая книжки по химии о пенолатексе и испытывая свои сочетания в маминой духовке в Англии. („Она была не слишком-то довольна — опыты были зловонными“, сказал он в интервью.)».

 

● ● ●

Василий Корецкий рассматривает кинематографически тенденции года на материале двенадцати картин: «Нетфликс» против большого экрана, феминистская повестка как часть поп-культуры, монструозное отечественное кино бьет национальные рекорды.

 

***

«Старик и ружье», последняя актерская работа Роберта Редфорда, пока не оформил российскую визу — самое время вооружиться в ответ словарем и прочитать оригинальный рассказ Дэвида Гранна на сайте The New Yorker. Одна из последних книг Гранна, расследование об убийстве индейцев ради нефтяных земель, будет экранизирована Мартином Скорсезе.

 

● ● ●

Появился трейлер фильма Сергея Дворцевого «Айка», за роль в котором Самал Еслямова получила приз за лучшую женскую роль в Каннах. Читайте наше интервью с режиссером и актрисой. Фильм выйдет в прокат в интересную дату — 14 февраля.

 

 

● ● ●

Наши друзья и коллеги из проекта Mirumaximum составили видеоэссе по итогам года: рифм здесь больше, чем на альбоме Оксимирона, и с наскока все восемь минут могут показаться несколько изнурительными.

 

 

● ● ●

Другой рифмованный мэшап года подготовил журнал Little White Lies.

 

 

● ● ●

Вот и Мэтт Диллон пришел в себя после съемок у Триера, и может говорить. В Линкольн-центре прошла встреча с исполнителем роли Джека — запись можно послушать ниже.

 

 

● ● ●

Новогодний выпуск передачи «Мой друг кинокритик» слишком короткий, чтобы занять им вечер 31-го, но зато шеф-редактор «Сеанса» Василий Степанов там называет фильм, который прекрасно заменит новогоднее мельтешение телевизора.

 

 

● ● ●

Сцена из новой «Мэри Поппинс» с комментарием режиссера Роба Маршалла.

 

APOCALYPSE
Козинцев
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»