18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №45

Скорсезе спасается от астмы в кинозале. — Петцольд сходит с рельсов. — «Вождь краснокожих» и Ясудзиро Одзу. — Для чего нужны женщины в кино. — Самый неправильный фильм Триера. — Первые итоги года.

 

 

В сети появился новый киноведческий журнал Research in Film and History, первый выпуск открывает текст соавтора изданной «Сеансом» книги «Теория кино» Томаса Эльзессера. В номере разбирают апроприации документального материала о Холокосте в последние годы, восприятие исторического в раннем послевоенном кино Германии, рассказывают о нарративе в лже-вестерне Томми Ли Джонса «Три могилы», об отражении чилийской диктатуры в картине Пабло Ларраина «Нет», о роли закадрового голоса в историческом рассказе, и многое другое.

Все тексты доступны бесплатно.

 

● ● ●

Интервью с соавтором фон Триера на трех последних фильмах Йенли Халлунд на «КиноПоиске». Халлунд, помимо сценарного труда, выступает за права женщин, тяжело реагирует на современный западный феминизм и считает «Антихрист» манифестом свободной воли:

«Потому что это самый неправильный его фильм. Он как бы сломан изнутри. И он еще больше размышляет о свободе, чем „Нимфоманка“. Не только свободе женщины от мужчины или навязываемых обществом клише. Но о свободе человека от смерти. Ведь смерть — наш главный компромисс. Мы много говорили с ним на эти темы в процессе подготовки. Я, кстати, никогда ничего не пишу вместе с ним. Наша работа — это беседы, обмен идеями. Пишет он в одиночестве. Пишет и переписывает сотни раз. Поскольку также стремится достичь абсолютной свободы в творчестве, чтобы конечный результат — сам фильм — был манифестом свободной воли. И, мне кажется, ему это удается».

 

● ● ●

На Cineticle Сергей Фоменко рассматривает последние работы Филиппа Гранрийе — опыты постижения Реального, на которых режиссер растерял многих своих зрителей.

«Представленный в 2015 году в Марселе видео-перформанс „Убийца“ посредством многочисленных наложенных изображений и звуков показывает, что кинематографический экран обладает отсутствием, которое невозможно устранить, областями, которые недоступны для глаз зрителя. В свою очередь „Наперекор ночи“ — не столько попытка кино по Спинозе, сколько демонстрация рождения Символического из чистых образов, происхождение истории из аффектов. Но истории, вектор которой направлен к началу, сюжет которой связан со стремлением к первичному и опустошающему Реальному. В обоих произведениях, пускай и по разному, задается один и тот же вопрос — о возможности доступа зрителя к абсолютному пределу, лежащему за границами языка и принципов идентичности».

 

«Наперекор ночи». Реж. Филипп Гранрийе. 2015

 

● ● ●

Кристиан Петцольд в интервью Criterion говорит о проблеме цитирования с точки зрения режиссера (а также о многом прочем):

«В жизни я совершал большие ошибки… в том числе и в кинематографической жизни [смеется]. Например, когда я собирался сделать цитату, получалась полная катастрофа. Когда мы начинали снимать „Йеллу“, я пересматривал „Марни“ Хичкока. И мы заказали дорогие рельсы протяженностью сто метров на железнодорожной платформе, и Нина Хосс должна была стоять там, как Типпи Хедрен. Выглядело замечательно, но в тот момент я понял, что это полная лажа, потому что к нашей истории всё это не имеет никакого отношения — просто цитата. Она обошлась нам в 65 тысяч евро, и мы попросту ее выкинули. Так что цитирование я ненавижу. Фильм может открыть для тебя дверь, но чтобы зритель мог войти в нее, вам не обязательно что-то цитировать».

 

● ● ●

Продолжает пополняться онлайн-энциклопедия немого кино, открытая при фестивале немых фильмов в Сан-Франциско. Для примера — текст о «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» Кулешова.

 

● ● ●

Подходит к концу масштабная ретроспектива фильмов Ясудзиро Одзу. Показы тех из них, что относятся к немому периоду, сопровождал чтец-бэнси — исчезающий сегодня тип японского оратора, который во времена немого кино был необыкновенно популярен. Его участие в показах Третьяковской галереи вызвало дискуссии — по этому поводу прочитайте небольшую статью о том, кто такие бэнси, «говорящие звезды немого кино».

 

● ● ●

По удивительному стечению обстоятельств, в эти же дни состоялась американская премьера ранее утраченного (и тоже немого) фильма Одзу Tokkan Kozo («Сорванец»). Это вольная экранизация рассказа «Вождь краснокожих» О. Генри, которую собирали по частям с 1980-х годов. 4 декабря фильм показали в американском Рочестере. Это вторая в жизни роль Томио Аоки, тогда шестилетнего мальчика, который затем сыграет более чем в ста картинах, и во многих последующих фильмах Одзу: «Родиться-то я родился…», «Единственный сын», «Повесть о плавучей траве».

«Процесс [восстановления] был особенно сложным, учитывая что фильм напечатан в необычном формате 9,5 миллиметров, который использовался для домашних показов в поздние 1920-е и в 1930-е годы. Фильмы в таком формате можно показывать на фестивалях только с DCP или раздутыми до 35мм — но это существенно дороже».

 

 

● ● ●

Мартин Скорсезе выступил перед публикой на мастер-классе в Марракеше — и Little White Lies публикуют частичную расшифровку его речи.

«В три года мне поставили астму тяжелого течения, мои родители не знали, что со мной делать, и стали брать в кино. Я не мог заниматься спортом, я не мог бегать, из-за спазмов я и смеяться особо не мог, а мы были людьми из рабочего класса, без книг в доме, так что все было визуальным. Моя семья — родители, бабушка с дедушкой, многочисленные тетушки и дядюшки — были выходцами из Сицилии, и среди нас было много отличных рассказчиков».

 

● ● ●

Большой текст Манолы Дарджис в NY Times о том, чему ее и других женщин научил кинематограф. Интригующе оформленный материал иллюстрирует такие уроки, как «женщины заслуживают порки», «женщины нужны, чтобы их целовать», и так далее.

 

 

● ● ●

Совсем не таковы лучшие фильмы 2018 года по версии той же Дарджис: здесь и «Смерть Сталина», и «Черный клановец». Ее коллега А. О. Скотт и вовсе вспоминает невыносимые «Капернаум» и «Впусти солнце».

 

● ● ●

«Впусти солнце» в свой список ставит и Ричард Броди в итоговом списке The New Yorker. В его списке также немало документальных работ: «Вальс Вальдхайма», «Бисби ’17», «Бесконечный футбол» и другие.

 

● ● ●

Барри Дженкинс (его имя также встречаем в перечне Броди) — о том, как взялся ставить «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Джеймса Болдуина. По его словам, до этого была всего одна попытка экранизации работ писателя, и не на английском языке.

«В „Бил-стрит“ я вижу того Болдуина, который не проявляет себя так охотно в прочих работах. Можно уверенно сказать, что это гневное художественное произведение, до краев наполненной энергией своей турбулентной эпохи, когда автор был окружен смертью; фермерские мальчишки и ребята из гетто отправлялись во Вьетнам по воле упивающегося государства, государственные мужи и главы гражданских движений падали под пулями стрелков. В вики-статье о „протестном романе“ „Если Бил-стрит могла бы заговорить“ должна бы находиться в самом верху списка».

 

 

● ● ●

Про Vox Lux, второй фильм Брэди Корбета, с режиссером поговорил журнал Film Comment.

«Я всегда думал, что это фильм в духе Ника Роуга или чего-то такого, особенно из-за того, что фильма Роуга 1980-х такие свободные и дикие, прямые, но при этом сведенные с чем-то чрезмерным и кричащим. Я подумал: „Окей, мы будем делать фильм про Америку. Какие американские фильмы этого периода я по-настоящему люблю?“, и я возвращался к поздним 1970-м. Я решил, что надо взять 15-миллиметровую линзу, снимать с руки и просто как-то прочувствовать это. Но эту манеру надо было сбалансировать чем-то более аккуратным, чтобы все чувствовали себя спокойно в руках режиссера и доверяли нам. Нужен этот контракт со зрителем, иначе всё распадается».

Кроме того, можно посмотреть мастер-класс, который Корбет провел в Париже два года назад.

 

 

● ● ●

Апичатпонг Веерасетакун рассказал о своем предстоящем фильме «Память» (Memoria) для того же Film Comment: автор впервые снимает кино за пределами Таиланда, а главную роль исполняет Тильда Суинтон.

«Поначалу меня завлекли амазонские леса. Мои прежние фильмы, в которых есть джунгли, были на самом деле вдохновлены приключенческими романами тайских писателей, которые в свою очередь вдохновлялись Амазонией — особенно романами западных авторов колониальной эпохи, где романтизировались джунгли. И я подумал, что должен отправиться к источнику этих инспираций».

Однако во время подготовки к фильму Веерасетакун обнаружил, что в Колумбии его «больше влекут города, промышленность и человеческая память». «Здесь я не могу отобразить подлинную память. Как аутсайдер, ты чувствуешь, что не можешь понять некоторые вещи. Ты все время остаешься вовне».

 

● ● ●

Питер Джексон рассказывает о «Хрониках хищных городов», где он выступил соавтором сценария и продюсером.

«…города на колесах с фундаментом в пять миль — это, конечно, фантастика. Но тема закрытых границ, нестабильности и неуверенности в будущем — вполне реализм. Ведь какая в этом обществе была концепция: побежденный город они уничтожали, перерабатывали на топливо, но его жителей не убивали, а как, говорится, интегрировали в общество, понимая, что сами от этого только выиграют. Звучит знакомо?»

 

 

● ● ●

Книжный магазин «Подписные издания» выпустил в качестве книги кандидатскую диссертацию Сергея Бодрова-младшего «Архитектура в венецианской живописи Возрождения». Она уже издавалась в 2004 году. Саму работу можно прочесть онлайн.

ALIEN
Юморист
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»