18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №43

Долгий путь в кино Маргареты фон Тротты. — «Большой Лебовски» как кино о войне. — Стэнли Кубрик и буквы. — Стив Маккуин открывает Америку. — Гильермо дель Торо истрактовался.

 

Алексей Васильев о Михаиле Калике, ретроспектива которого недавно прошла в московском «Иллюзионе».

«Если „Человека“ называют „ласточкой оттепели“, то речь, очевидно, о режиссере, Михаиле Калике, создателе редкого советского фильма с ясно артикулированной рефлексией еврейства „До свидания, мальчики“ (1964). Он разделил авторскую интонацию поколения — вольную, разболтанную, нечеткую, которая после оптимистичного старта, когда развинченная повадка фильмов „шестидесятников“ транслировала юношеские дурашливость и оптимизм, по мере 60-х становилась сперва трагичнее, потом апатичнее, пока, наконец, черно-белое изображение в приступе реванша разочарования не вытеснило из их фильмов цвет. Конфликты с начальством затрудняли выпуск новых картин на экраны, их перерабатывали или вовсе клали на полку. Так, в начале 70-х Калик уехал в Израиль, после того как его свежую киноработу „Любить…“ (1968), разговор о любви, сделанный по годаровскому принципу социального анкетирования, без его ведома выпустили перемонтированной, избавив от библейских цитат и присутствия в кадре молодого Александра Меня, а телеспектакль по пьесе Артура Миллера „Цена“ попросту не показали».

 

● ● ●

The New York Times публикует ранние скетчи «Звездных войн» Джона Молло, которые вот-вот уйдут с молотка.

 

 

● ● ●

На Criterion рассказывают о Пабло Ферро, который скончался на прошлой неделе: художнике, сыне иммигрантов из Кубы, который работал в анимации и рекламе, рисовал для Стэна Ли, стал героем богемного Манхэттена и затем делал трейлеры для Кубрика и титры для «Доктора Стрейнджлава».

«Кубрик, в своей обыкновенной манере, убедил Ферро перебраться в Великобританию на полгода и оставить собственное агентство в Нью-Йорке. Ферро так описывал момент озарения: „Мы посмотрели друг на друга и поняли — бомбардировщик Б-52, заправляющийся в полете, ну конечно, что может быть сексуальнее?! Он влюбился в эту идею. Там есть один конкретный план, где самолеты сопряжены и они раскачиваются вверх и вниз, вверх и вниз“. Именно Кубрик придумал поставить инструментальную версию Try Little Tenderness, и Ферро понял, что „музыка делает то же самое!“ […] Но это было только полдела. Сверху еще предстояло положить сами титры, и когда Кубрик увидел первый вариант, он сказал: „Пабло, я не знаю, на что смотреть — на буквы или на самолет. Надо видеть то и другое разом“. Ферро придумал создать набор продолговатых, карандашной толщины букв, которые могли разместиться на экране, не заслоняя вид на бомбардировщики (шрифт затем появится в титрах фильма-концерта „Не ищи смысла“ Джонатана Демме 1984 года). Почти десять лет спустя Ферро смонтирует трейлер к „Заводному апельсину“ (1971), используя лишь черновые материалы, потому что Кубрик никому не давал приближаться к негативам».

 

 

● ● ●

В кино такого не покажут: читайте дайджест фильмов для домашнего просмотра от «Кольты». Тем временем, якутское кино обзавелось национальным онлайн-кинотеатром.

 

● ● ●

На сайте Criterion Маргарета фон Тротта описывает свои отношения с фильмом «Седьмая печать» — из ее рассказа сделали видеоэссе.

«Я поехала учиться в Париж в начале 1960-х, языку и другим вещам, но не кино. Я не очень-то им интересовалась. Я познакомилась с французскими студентами, и они повели меня в кино. И первым арт-фильмом в моей жизни стала „Седьмая печать“. Это было откровение: то, чего мне хотелось, возможно, и есть кино. Там было всё, что я искала. И тут мне пришло в голову, что это то, чем я хотела бы заниматься в жизни. Это было начало 60-х, вы не могли и вообразить, что у женщины даже выпадет шанс снять свое кино. Так что я не говорила об этом вслух, но сохранила глубоко в сердце. Мне понадобилось 17 лет, чтобы стать самой собою — кинематографистом».

 

● ● ●

«Хрусталев, машину!» отреставрирован и выходит в прокат в Англии.

 

 

 

● ● ●

Ричард Броди написал текст о «Большом Лебовски», которому в этом году исполнилось 20 лет. Ранее мы писали, как артисты отметили это событие.

"«Большой Лебовски — один из великих американских политических фильмов, который помечает свои исторические пределы в титрах. Хотя и сделан он в 1997 (премьера прошла в январе 1998 на фестивале в Сандэнсе), действие происходит в начале девяностых, во время войны в Персидском заливе, которая становится частым предметом обсуждения, и сам Саддам Хуссейн появляется в фантазийном эпизоде — и сам фильм вместе с его главными персонажами травмирован, определен или взят в плен современной военной историей Америки. Номинальный титульный персонаж, связанный с Чуваком актом ошибочной, кхм, ковровой бомбардировки, это искалеченный ветеран Корейской войны (и напоминающий Дика Чейни, который вел войну в заливе). Лучший друг Чувака, импульсивно жестокий, истовый, преданный до безобразия Уолтер Собчак — ветеран Вьетнама, чей военный опыт определяет и деформирует его повседневность».

 

● ● ●

«КиноПоиск» запустил проект «Новые русские» о молодых актерах, и уже побеседовал с Александром Кузнецовым, Иваном Янковским, Любовью Аксеновой и Риналем Мухаметовым.

 

● ● ●

This is America: Стив Маккуин комментирует сцену из «Вдов», видео переведено журналом Film Sense: «Для меня эта четверка женщин, которые вышли из разных социальных слоев, но готовы сплотиться ради общей цели, и есть Америка».

 

● ● ●

Le CiNéMa Club на этой неделе показывает «Историю взаимного уважения», короткий метр Габриэля Абрантеша и Дэниела Шмидта, который в этом году показали в Каннах «Диамантино».

 

 

● ● ●

 

Любителям пощекотать нервы авторскими ревизиями советской истории — фрагмент фильма «Спитак» Александра Котта, который вот-вот выйдет в прокат, мы писали о нем с ММКФ.

 

 

● ● ●

Минутка metoo-киноведения: Гильермо дель Торо распространяется насчет своей любви к «Ночи охотника» Чарльза Лоутона. Говорит, в частности, что лес в фильме удался, потому что Лоутон был бисексуалом.

 

● ● ●

«Какое оно — новое российское кино?» Разговор критиков, записанный во время кинорынка Cinemarket Potential. Тихо о важном.

 

 

● ● ●

Короткое видеоэссе Луиша Азеведо о танце, который выражает что-то отличное от радости.

 

 

● ● ●

90 лет Микки Маусу отмечают на «Кино ТВ».

 

 

Divine
Каро
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»