18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №42

«Властелин колец» под аккомпанемент Led Zeppelin. — «Дау» изнутри и на экране. — Жан Гремийон, passeur. — Уильям Голдман о сути Голливуда. — Евгений Сытый крутит барабан русского праздника.

 

На «Коммерсанте» — гигантский материал о «Дау» Ильи Хржановского. Ольга Федянина описывает его снаружи и изнутри, рассказывает о декорациях, о способах существования в авторской системе правил, о самих действующих лицах.

«Хржановский отказывается от профессиональных актеров. И получает взамен не пресловутую естественность — „не играть“ в присутствии камеры неактеру вообще-то сложнее, чем актеру,— а объем реальных биографий, опыта и чувств. Вот эти самые реальные человеческие объемы фильм буквально вталкивает в конструкцию исторической реальности. На современных фигурах повисают видимым грузом тяжелые, непродуваемые сукна пальто и шинелей, походку меняет неудобная, но прочная обувь. Выражение лиц меняется, потому что глаза постоянно видят только свет старых ламп. Кожа тускнеет от грубого мыла, затхлого воздуха и постоянной жизни в помещениях, которые моют допотопной химией. Половина времени, щедро отведенного на секс, уходит на возню с уродливым и сложно устроенным нижним бельем. При этом ни один человек не выглядит ряженым. И тут — один из источников постоянной угрозы: мы-то считаем, что люди очень изменились за последние 50 лет. „Дау“ показывает — не очень».

 

● ● ●

Ушел из жизни Уильям Голдман, один из главных авторов Нового Голливуда, который одинаково успешно помогал экранизировать собственные книги («Марафонец», «Принцесса-невеста») и адаптировал чужие («Мизери», «Вся президентская рать»). Автор афоризма «nobody knows anything» о том, как работает киноиндустрия, сценарист «Буча Кэссиди», двукратный обладатель «Оскара», автор классической книги о киносценарии Adventures In the Screen Trade.

«Самое главное, когда вы подумываете о том, чтобы начать писать — найти свой ритм, который вам подходит, и никогда с него не сбиваться. Я знал прозаика, который мог писать только по субботам».

 

 

● ● ●

На «Нетфликсе» выходит «Баллада Бастера Скраггса», альманах братьев Коэн из шести историй о Диком Западе. Когда его показывали в Венецию, критики отмечали, что слишком заметно: сперва это был телевизионный проект. Однако на днях Коэны рассказали, что «Баллада» ни в один момент не рассматривалась в качестве сериала. По поводу «Нетфликса»:

«Итан: Ну, мы относимся к этому противоречиво, как и все. Потому что мы говорим: „Здорово, что люди ходят смотреть фильмы в кино“. А потом сами приходим домой и смотрим их по телику.

Джоэл: Это правда: „О, просмотровка!“ (Смеется.) Странным образом, Голливуд сам по себе в ответе за то, что происходит, не меньше прочих. Ведь это они дают тебе все эти DVD с выходящими фильмами вместо того. И вместо того, чтобы идти в кино, ленивые люди вроде нас просто втыкают диск в машину.

Итан: Но знаете, когда мы начали работать в этом бизнесе, и встретили первый успех, нам помогло то, что в этот момент кинобизнес стал производить домашнее видео. Многие люди посмотрели нас дома. Такова для нас действительность с самого начала. Благодаря этому у нас задалась карьера, так что странно теперь по этому поводу жаловаться».

 

● ● ●

55 лет исполнилось Наталье Негоде. О ней для «Кино ТВ» написала Зинаида Пронченко.

«Вся фильмография Негоды делится на „до“ и „после“ народного хита Пичула, рождества, вернее, перерождения в амплуа первого секс-символа СССР, съёмки в Playboy только утвердили её в этом почётном статусе. „До“ была лишь эпизодическая, но запоминающаяся роль застенчивой и почти бесплотной Зины Коваленко из „Завтра была война“, прибегавшей сообщить одноклассникам, что „Вика в морге“. После Негода играла только негодниц. В первой копродукции с США с говорящим названием „Назад в СССР“, разумеется, клюкве развесистее некуда, она — начинающая проститутка Лена, полюбившая непутёвого интуриста Арчера и вытащившая янки из нешуточной переделки. Среди рыночного великолепия завиральных деталей не знаешь, чему возмущаться больше — интриге с похищением иконы Божьей матери или Роману Поланскому в роли карикатурного злодея Курилова».

 

● ● ●

Cineticle публикует фрагмент из книги Линдсея Андерсона — еще один вы можете прочитать на нашем сайте. О единственной встрече Андерсона с Джоном Фордом, который в тот момент уже готовился к смерти.

«Я спросил: „Как мне его называть? Как ему нравится, чтобы его называли?“. Как Роберту Пэрришу [Роберт Пэрриш (1916–1995) — американский режиссер, актер, монтажер. В качестве монтажера долгое время работал с Фордом], — хотя Боб, конечно, работал под его началом, — мне казалось невозможным обращаться к Форду иначе, чем „мистер Форд“ или „сэр“. Барбара удивилась. „Кого, папу? Зовите его Джек. Ему нравится, когда его зовут так“».

 

 

● ● ●

Довольно прямолинейно написанный — под стать теме — материал «Кинопоиска» о том, а кто такие «фиксеры», профессиональные «решалы» в Голливуде. Одного из них вы, конечно, прекрасно помните — это Эдди Мэнникс из фильма «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн. У него, кстати, был прототип с таким же именем, о котором рассказывает этот материал:

«Самая таинственная и громкая смерть, к которой, возможно, причастен Мэнникс, — гибель Джорджа Ривза. Ривз играл в сериале „Приключения Супермена“ и крутил роман с Тони Ланье, она же Тони Мэнникс, жена фиксера. А в 1959 году Ривз покончил с собой. По крайней мере так утверждают полицейские отчеты. В прессе суицид объяснили затянувшейся депрессией на фоне отсутствия предложений студий. Но никто из друзей Ривза в это не поверил».

 

● ● ●

На Mubi в этом месяце показывают «9 пальцев» Ф. Ж. Оссанга, который получил приз за режиссуру на прошлогоднем фестивале Локарно — о нем тогда и там же писал Алексей Гусев. Помимо этой заметки читайте о парадоксах в кинематографе Оссанга.

«Изображение у Оссанга может показаться непримечательным, сугубо функциональным. Но насколько затейливую, горячечную атмосферу они заключают в себе! Будто бы проклятый на то, чтобы всегда работать с маленьким бюджетом и с тесным съемочным расписанием, Оссанг переоткрыл для себя все самые изобретательные трюки из набора величайших режиссеров B-movie. Его глаз видит безукоризненно: у него есть нюх на выбор одежды (черные плащи — обязательная деталь этой вселенной на стыке sci-fi и нуара), аксессуары (каждого персонажа определяют собственные броские очки), внутрикадровую графику (карты, плакаты, книжные обложки, экраны рабочих столов) и поразительные локации (от баров и ванных до ливневых стоков и зловещих, пустых самолетных ангаров). Стоит только запуститься дым-машине, и включиться звуковому решению (где искаженные гитары сочетаются с шумом океанских волн или механическим жужжанием), наши умы свободны блуждать здесь. Оссанг признается, что это предпочтительный для него способ смотреть кино: отбросить сюжет ради того, чтобы погрузиться в „забытье визуальных, декоративных и звуковых нюансов“».

 

 

● ● ●

На этой неделе умер Дуглас Рейн, голос HAL 9000 из «Космической одиссеи» Кубрика и сиквела 1984 года. В Твиттере можно встретить фрагмент из книги о музыкальном дизайне у Кубрика, где описывается поиск правильного голоса.

«Кубрик отправил ассистента Бенна Рейеса искать необходимый голос на роль HAL. Кубрик описал желаемый голос письменно: „Я бы назвал его искренним, интеллигентным, обезоруживающим, голосом соседа-интеллигента, манера Уинстона Хиблера/Уолта Диснея [Хиблер выступал рассказчиком в документальных работах студии Диснея — примеч. ред.]. Голос не должен быть ни наставительным, ни пугающим, но также и не помпезным, не чересчур драматичным или слишком актерским. Все кроме того — интересно“».

 

● ● ●

Режиссер тролль-стори «На границе миров» Али Аббаси выдал десятку любимых фильмов из каталога Criterion: Параджанов, Тарковский и «120 дней Содома» на первом месте, объяснение выбора могло бы подлить масла в огонь недавней дискуссии критиков о картине Аббаси.

«Это один из самых красивых фильмов на свете. Даже со всеми его зверствами и пытками он демонстрирует подлинную текстуру действительности, ее эстетический аспект. Даже дерьмо выглядит по-особенному».

 

● ● ●

Большой материал о том, как Ральф Бакши задумывал «Властелина колец» с Миком Джаггером в роли Фродо и с музыкой Led Zeppelin, и что из этого вышло.

«Я сижу у себя в офисе и читаю, что United Artists собираются снимать „Властелина колец“ с актерами, в качестве сценариста и режиссера выбран Джон Бурмен. […] Но они собирались ужать три книги в одну картину и добавить туда еще персонажей. Будучи фанатом Толкина, я понял, что никогда не слышал ничего тупее этого… Вы не можете ужать три книги в один фильм, если только не делаете фильм для Роджера Кормана».

Хорошо, что не предложили нести кольцо всевластия Ринго Старру.

 

 

● ● ●

Лоран Крецмар продолжает переводить тексты Сержа Данея на английский, последний перевод — статья, в которой Даней вводит термин passeur (который подсмотрел в тексте об Эрике Долфи), который может означать и паромщика, челнока или просто человека, пересекающего границу. В качестве примера Даней описывает Жана Гремийона, «великого режиссер без зрителя».

 

● ● ●

Операторы рассказывают о своих работах в этом году: на какие линзы был снят черные клановец и пантера, «Холодная война» и еще 32 картины.

 

● ● ●

В прокат вышел «Догмэн», по ссылке мнение Зинаиды Пронченко о фильме, а на канале «Кино ТВ» — интервью с режиссером Маттео Гарроне.

 

 

● ● ●

На 96-м году ушел из жизни Стэн Ли. Читайте историю о его коллаборации с Аленом Рене («Создатель монстров» это вам не «Монстер Хантер»). И можно, конечно, посмотреть десять экранных минут, которые занимают камео Ли за почти тридцать лет в кино.

 

 

● ● ●

В сеть выложили короткометражный «Лалай-балалай», который многих очаровал в прошлом году: Евгений Сытый берет праздник в свои руки, и вечеринка набирает обороты. Слишком много оборотов.

 

 

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»