18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №41

Петр Багров о том, что происходило в советском кино в 1968-м, и еще семь часов разговоров о 68-м в кинематографе. Павликовский злится на родителей, Джон Уотерс топчет границы политкорректности, а Борис Хлебников не умеет рассказывать анекдоты. Что смотреть и где смотреть, не выходя из дома.

 

На канале ТВ3 показывают «Обычную женщину», сериал Бориса Хлебникова с Анной Михалковой, которая играет сутенершу. Ярослав Забалуев поговорил с режиссером для издания «Москвич Mag» — об обезличенной Москве, положении женщины и пересечениях с сериалами «Во все тяжкие» и «Косяки».

«Мне стало ужасно интересно быть рассказчиком. Я вот, например, не умею рассказывать анекдоты. То есть буквально: кто-то расскажет анекдот теми же словами, что и я, и все будут ржать, а если я рассказываю — никто не смеется. Меня очень увлекает работа со сценарием, поиск способа поставить его так, чтобы там что-то заработало, зажило. От этого я получаю ужасное удовольствие».

 

● ● ●

Станислав Зельвенский советует фильмы в традиционной рубрике «Мимо проката»: индонезийский боевик с Ико Ювайсом из «Рейдов», новый фильм режиссера «Рейдов» Гарета Эванса, сладкие остатки «Сандэнса», датский претендент на «Оскара» и «Простите за беспокойство» Бутса Райли, который сталкивают лбами с «Черным клановцем»:

«Этот чудный фильм, режиссерский дебют рэпера и довольно радикального политического активиста Бутса Райли, напоминает анархистские комедии 60-х — скорее даже британские, чем американские. Изобретательное, абсурдистское, красочное, дурашливое кино с более чем серьезной повесткой — причем не столько по расовой линии, как кажется поначалу, сколько по антикапиталистической».

 

● ● ●

Константин Шавловский поговорил с Петром Багровым о том, что происходило с советским кинематографом в 1968-м — к грядущей ретроспективе в Санкт-Петербурге. Что происходило с мировым, читайте в «Сеансе» № 68, который мы выпустили доптиражом и который пока еще можно купить.

«Ключевой фильм нашей ретроспективы — „Три дня Виктора Чернышёва“ Марка Осепьяна, который показательно можно сравнить с „Заставой Ильича“ Марлена Хуциева, главным оттепельным фильмом, снятым на шесть лет раньше. У них приблизительно одна и та же фабула: молодые ребята шатаются по городу, показаны их отношения с родителями, с девушками. Разница между ними в том, что „Застава Ильича“ — фильм про его потенциальных зрителей, это фильм для интеллектуальной, думающей, рефлексирующей молодежи, и его герои точно такие же. А „Три дня Виктора Чернышёва“ его герои смотреть уже не пойдут. У них явно не хватает для этого интеллектуального уровня. Герои Осепьяна ощущают, что происходит что-то не так, а что именно — не ясно».

 

 

● ● ●

В кинотеатрах Москино до 14 ноября продолжается ретроспективная программа «Киргизское чудо». Куратор программы Гордей Петрик рассказал на сайте «Сеанса» о «Красном яблоке» Толомуша Океева, а для «Кольты» написал про картину «Приют для несовершеннолетних» Геннадия Базарова, которую вы не найдете на просторах сети.

«Геннадий Базаров был самым неподконтрольным режиссером студии „Киргизфильм“, его фильмы лежали на полке, не выходили в прокат. Дипломная работа Базарова — „Материнское поле“, кино о том, что во время войны тыл может быть страшнее, чем поля сражений, — вышла на советские экраны в 1968-м, спустя год споров о ее идеологической неоднозначности. Сейчас мало что изменилось: оцифрованы лишь три фильма Базарова, два из которых — истерны. „Приют для совершеннолетних“ не из их числа: это выпущенный на закате эры горбачевского „сухого закона“ сюрреалистический манифест трезвости, каждый кадр которого полон ощущением смутного времени».

 

● ● ●

В прокат вот-вот выйдет «Холодная война» Павла Павликовского — и «Коммерсант» опубликовал беседу Татьяны Рознештайн с режиссером.

«Идею картины я вынашивал еще задолго до работы над „Идой“. Но история любви двух молодых людей в послевоенное время казалась мне слишком реалистичной. Поэтому я ее долго откладывал. Зула и Виктор в какой-то степени похожи на моих родителей. Те тоже постоянно встречались и расставались, успели дважды развестись, встретить других партнеров и, вернувшись друг к другу, снова пожениться. Как и мои герои, они также покинули Польшу, эмигрировали по отдельности, жили в изгнании. Мой отец был бабником, а мать, узнав об этом, ему отомстила. Я был еще ребенком, когда наблюдал за происходящим, и очень на них злился».

 

● ● ●

На Mubi в ноябре и декабре показывают фильмы индийского актера и режиссера Гуру Датта. Вот небольшой и достаточно емкий текст о нем.

«За свою сравнительно короткую карьеру, продлившуюся менее двух десятилетий, Датт поработал над триллерами, нуарами и романтическими комедиями в ранние годы и постепенно двигался к мелодраме, где в центре внимания оказывалось не только личное, но и крупные социальные структуры вокруг героини или героя. Его темы претерпевали существенные изменения. Если ранние фильмы, такие как „Туда-сюда“ (1954) и „Мистер и миссис 55“ (1955), имели нотки более легкие и игривые, в поздних работах возникают более мрачные темы — переживающий затмение артист в безразличном мире, безответная любовь, смерть. Его мироощущение становится все более трагическим, лишенным надежды — до той степени, что уже в его отсутствии фильмы его кинокомпании отмечены этими качествами».

 

 

● ● ●

На страницах Cineticle Дмитрий Буныгин продолжает пристально и пристрастно рассматривать работы учеников сокуровской мастерской — и, кажется, в этот раз он смотрит их на сайте «Сеанса», где не так давно состоялась совместная с платформой «Пилигрим» онлайн-премьера «Жизни моего друга», короткометражного фильма Александра Золотухина.

«23-минутная „Жизнь моего друга“ и впрямь по-утреннему светла от преимущественно натурных съёмок между ясным небом и сугробами. Но снег не ослепляет режиссёра, а разномастный, демисезонный кавказский пейзаж не является главным действующим персонажем „Жизни“, как в „Реках“ Битокова, не стремится из физического поля стать полем историческим, как в „Софичке“ Коваленко, и не претендует на инсталляцию, провоцируя „синдром Стендаля“, как в „Хамсе“ Эфендиева».

 

● ● ●

Дэниэл Рэдклифф играет на Бродвее факт-чекера в постановке «Жизненный цикл факта». Факт-чекеры из The New Yorker решили помочь ему вжиться в роль.

 

● ● ●

Пол Дано вслед за Полом Шредером говорит о трансцендентальных Дрейере, Одзу и Брессоне: «Holy shit! Я и не знал, что так можно». Смотрите три минуты киноманских рассказов Дано в интервью на Criterion.

 

● ● ●

Бен Уолтерс поговорил с Джоном Уотерсом.

«Не думаю, что я когда-либо могу быть злонамеренным, я просто пытаюсь что-то понять про человеческое поведение, хоть это и невозможно. Публика никогда не обижается на мои слова. И я пытаюсь расширить рамки дозволенного! Над республиканцами я смеюсь не больше, чем над политкорректностью в отношении геев. Моя идея — не судите других людей, но также и не теряйте чувство юмора».

Недавно мы уже ссылались на другое интервью с художником.

 

● ● ●

The New York Times рассказывает о фильмах «утерянных и вновь обретенных»: Кевин Бранлоу сорок лет восстанавливает «Наполеона» Абеля Ганса, «Опасное пробуждение» спасают из кучи малы забытых пленок, «Страсти Жанны д’Арк» дважды сгорают при пожаре.

 

● ● ●

Думаете, Рами Малек принял трудный вызов, согласившись на роль Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии»? Читайте интервью с человеком, который делал ему зубы для этого фильма — кстати, у Меркьюри они были даже больше, но такие у Малека просто не уместились бы во рту. Крис Лайонс делал протезы для Тима Рота, Бьорк, Тильды Суинтон в «Суспирии» и «Звездных войн». О самой сложной работе:

«Это был Тим Рот и фильме „Молодость без молодости“. Нужен был кадр, когда он в больнице, доктор кладет ему палец в рот. Им хотелось, чтобы каждый зуб у него во рту шатался. У меня ушло два месяца на то, чтобы придумать, как это можно сделать. Мы сделали четыре или пять вариантов, пока не остановились на том, который можно было представить. Я не мог поверить, что это действительно сработает на экране».

 

 

● ● ●

«КиноПоиск» продолжает отмечать 15-летие: на этот раз редакция поделилась списками любимых фильмов, а также составила список из 861 фильма, которые относятся к той или иной «волне». Если вы не видите своей жизни без списков, то теперь у вас их достаточно.

 

● ● ●

Важно знать не только, что смотреть, но и где смотреть — мы описали главные стриминг-сервисы, с помощью которых хорошее кино можно смотреть легально, впрочем, чаще всего и платно.

 

● ● ●

По этой ссылке Кэри Фукунага говорит о «Роме» и о брезгливом отношении к тем, кто брезгливо относится к «Нетфликсу».

 

● ● ●

Посмотрите что-то наподобие трейлера короткометражного дебюта Олега Коронного «Префект».

 

● ● ●

The New Yorker поделился коротким мультфильмом Сары Литценбергер Undiscovered — о лесном монстре в поисках удачного ракурса.

 

 

● ● ●

И снова Пол Дано — рассказывает о сцене из «Дикой жизни» для New York Times.

 

 

● ● ●

И снова о 68-м. Наконец смонтирована и выложена семичасовая дискуссия, завершившая программу «Сопротивление. 1968 — 2018» на «Послании к человеку». Среди выступающих Йоэль Регев, Олег Горяинов, Марина Симакова и режиссер Сильван Жорж.

 

APOCALYPSE
Козинцев
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»