18+

Четыре журнала в год

Подписка!
// Хроника

Сеанс-дайджест №40

Как Карпентер оказался «проклятым поэтом». — Как Спилберг придумал рейтинг PG-13. — Как Нетфликс пишет ваш психологический портрет. — Как Джонатан Розенбаум повторил ошибку Полин Кейл. — Манович против Базена. — Вачовски уходят из кино.

 

Умер Давид Черкасский. На сайте «Сеанса» о его работах говорит сценарист и режиссер Миша Сафронов. На сайте «Коммерсанта» о художнике рассказывает Михаил Трофименков:

«Режиссер-парадокс, он, кажется, лишь однажды обратился к фольклорным мотивам, перекладывал на язык анимации Стивенсона и Маяковского, но создал в своей области аналог барочной, чрезмерной, густой, как чернозем, стилистики украинского кино. Проще говоря, Черкасского было много, очень много. И в буквальном смысле слова: он выдавал на-гора полнометражные и многосерийные мультики в масштабах, немыслимых для его коллег. И в переносном: его фильмы распирало от орнаментальных, необязательных вроде бы, но составлявших их прелесть, визуальных выдумок и находок».

 

● ● ●

Перед фестивалем «Бок о бок» мы общались с Б. Руби Рич, киноведом, редактором журнала Film Quarterly, автором термина New Queer Cinema — а на «Кольте» можно прочитать более обстоятельное интервью с ней.

«Я всегда говорила, что история — великий редактор. Фильм будет выглядеть по-другому, когда вы увидите его через 5 или 20 лет. Он будет отредактирован временем. Когда „Горбатая гора“ вышла на экраны, для фильма был сделан сайт, где можно было рассказать свою историю. 18 000 человек, стали писать на сайт, вдохновленные просмотром фильма».

 

● ● ●

На Cineticle опубликован фрагмент работы Льва Мановича «Язык новых медиа». Достается Андре Базену.

«Итак, если для Базена реализм функционировал почти как идея (в гегельянском смысле), то Комолли обнаруживает его идеологическую роль (в марксистском ключе). Следом Дэвид Бордуэлл и Джанет Стайгер выявляют связь фильмического реализма с производственной структурой кино. Реализм Базена утопичен и мифологичен, он обнаруживается в пространстве между реальностью как таковой и трансцендентным зрителем. Комолли интерпретирует его как эффект, производимый встречей изображения и зрителя в исторической перспективе, как нечто, перманентно дополняемое идеологическими элементами и претерпевающее постоянные замены технологий. Бордуэлл и Стайгер же помещают реализм внутрь институционального дискурса, полагая, что он служит весьма рациональным и прагматичным орудием в производственном соревновании. Подчеркивая, что кинематограф — такая же современная индустрия, как и прочие, Бордуэлл и Стайгер предполагали, что для него характерны те же технологические факторы развития: эффективность, дифференциация продукта, поддержание стандартов качества. Такая прагматичность позволяет авторам обратить внимание на весьма специфические элементы кинематографии: собственно производство, структуры снабжения и даже профессиональные кинообъединения».

 

● ● ●

Однажды Дмитрий Буныгин ехал в метро и понял, что «Туман» Джона Карпентера резонирует с поэмой Малларме «Бросок костей никогда не отменит случай» («Что? Да!»). Текст он писать отказался, и за обнаружение сближений взялся Олег Горяинов.

«„Бросок костей“ Малларме представляет собой тот случай, который немотивированно допускает саму возможность — „Туман“ Карпентера начинается с кулака капитана во время кораблекрушения, в котором зажаты кости».

 

 

● ● ●

Отличную работу проделал Михаил Моркин на RussoRosso — к 40-летию карпентеровского «Хэллоуина» он собрал факты о фильме из режиссерского комментария к изданию 1994 года — набралось почти сто.

«Известный кинокритик Полин Кейл упрекала Карпентера за неумение работать с ритмом, хотя тот специально сделал так, чтобы перед первыми убийствами фильм замедлялся. Зрители знали, что убийца нападет, но не знали когда».

 

● ● ●

В паблике Brat Pack читайте рассказ об утраченном телеспектакле с де Ниро и Ральфом Маччио, «Куба и его медвежонок Тедди» — на втором плане там, к тому же, появляется Берт Янг.

«Ральф Маччио однажды сказал в интервью подростковому журналу Teen Beat, что видел все фильмы Роберта Де Ниро и хотел бы когда-нибудь с ним поработать. Эта мечта сбылась довольно быстро, весной 1986 года — когда Де Ниро и Ральф вместе играли на Бродвее в театральной постановке пьесы молодого драматурга Рейнальдо Повода „Куба и его Медвежонок Тедди“ (Cuba and his Teddy-Bear). Джозеф Куба — мелкий наркоторговец и заботливый (в несколько своеобразном смысле) отец; его шестнадцатилетний сын Тедди мечтает стать драматургом, но начинает увязать в наркотиках».

 

 

● ● ●

Джонатана Розенбаума ставят на место: киновед недавно написал о том, что в грядущей «Другой стороне ветра» часть сцен сняты не Орсоном Уэллсом, а его партнершей Ойей Кодар. Уэллсовед Джозеф Макбрайд (который, кстати, сыграл в «Другой стороне ветра») отвечает, что это попросту невозможно, и напоминает Розенбауму о том, как Полин Кейл в 1971 году написала, что Уэллс якобы не имел отношения к сценарию «Гражданина Кейна» — тогда ей отвечали сам Макбрайд, а также Богданович и Эндрю Сэррис.

«Когда я спросил Розенбаума письмом, зачем он утверждает, будто Кодар, а не Уэллс, снимала сцену секса в машине, когда есть доказательства обратного, он сказал, что просто полагался на то, что Кодар сказала ему. Он добавил, что она при этом ничего не говорила об участии в монтаже этой сцены. Я ответил: «Тебе следует быть аккуратнее, не то сам станешь Полин Кейл для фильма „Другая сторона ветра“».

 

● ● ●

Netflix ловят на том, что разным пользователям он предлагает разные обложки фильмов и сериалов — например, мужчинам чаще показываются обложки с полуобнаженными женщинами, в то время как женщинам чаще демонстрируется образ сильной героини. Открытие сделал Дэвид Вонг, который смотрел фильмы и шоу вместе с женой, у которой также был аккаунт. В какой-то момент они обнаружили несоответствия в обложках между своими профилями.

Вот как описывает автор «женскую» и «мужскую» соответственно обложки «Базы Куантико»:

«Это молодая сильная женщина в ФБР. Берегитесь, злодеи!»

«Глянь на грудь этой беспомощной леди, которую тащит мужик в какой-то страшной маске! Ты догадываешься, что произойдёт, мы знаем, что ты с радостью будешь за этим наблюдать. Это что, кровь у неё на лице?».

 

 

● ● ●

BBC попросил 209 критиков (в их числе Антон Долин, Кирилл Разлогов, Стас Тыркин и шеф-редактор «Сеанса» Василий Степанов) выбрать десятку лучших фильмов не на английском языке. Победили «Семь самураев». На сайте можно изучить списки каждого из участников, подробно узнать о 25 первых фильмах и ознакомиться с первой сотней.

 

● ● ●

Оператор Роберт Ричардсон рассказал кое-что о новом фильме Тарантино — об актерах, интонации и, конечно, выборе пленки.

«Сложно описать характер фильма — он очень свежий и колеблется между комическим, серьезным, пугающим; он игривый. Его непросто обозначить, но это очень, очень, очень похоже на Квентина. Конечно, раз уж тут Аль Пачино, ждите замечательных монологов, но будут и чудесные маленькие эпизоды. Это будет совершенно особенный фильм».

 

● ● ●

На минувшей неделе отметили 50 лет без кодекса Хейса. О десяти случаях противостояния голливудского кино рейтинговой системе читайте в нашем небольшом материале — и о том, как Стивен Спилберг сам предложил ввести дополнительное ограничение, чтобы его «Индиана Джонс» и «Гремлины» не отпугивали родителей.

 

 

● ● ●

Criterion позвал певицу M.I.A. и Стива Лавриджа, режиссера фильма о певице, в свой чулан с дисками — забрали Майка Ли и Кена Лоуча, Майя взяла также «Пропавшего без вести» Косты-Гавраса и «Дипан» Одиара. Напоминаем, что у нас есть интервью с обоими, которое прошло достаточно драматично.

 

● ● ●

Сестры Вачовски закрывают свою кинопроизводственную компанию и, по слухам, больше не планируют ничего снимать. Писатель Роберт Каргилл сказал, что в летнем разговоре Лана сказала, что уже всего добилась и не готова делать что-то новое.

 

● ● ●

Короткометражный фильм Монте Хеллмана, в котором Фрэнсис Форд Коппола образца 1981 года рассуждает о технологиях, любви и их сочетаниях.

 

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»