18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №39

Гарольд Ллойд снимает Мэрилин Монро. — Майкл Мур обнаруживает преступника в снятой им толпе. — У Виктора Косаковского правда 96 раз в секунду. — Что значит слово «храбрый» в Голливуде. — Эффект «Сестер» и освещение Ардженто.

 

Когда Гарольд Ллойд ушел из кино (а о Ллойде в кино читайте завораживающий портрет авторства Алисы Насртдиновой), он получил шанс поработать с Мэрилин Монро. Об этом вспомнили лишь недавно: Ллойд продюсировал серию коротких пропагандистских зарисовок на тему «не болтай», где ходовой фразой из уст Монро звучало томное «ненавижу неосторожных мужчин». Для этой серии Ллойд снимал Монро возле своего бассейна, ниже — единственная доступная сегодня короткометражка из серии.

 

 

● ● ●

Поскольку новый «Хэллоуин» никого не напугал (впрочем, отпугнул), все вспоминают действительно ужасные картины. The Guardian попросил пятерых режиссеров выбрать по одному эпизоду из любимого хоррора, отвечают Эдгар Райт, Карин Кусама, Панос Косматос и другие. Слово Райту:

«Если посмотреть на американский постер „Суспирии“ Дарио Ардженто, слоган там такой: „Единственное, что страшнее последних 12 минут этого фильма — первые 92“. То есть рекламная кампания прямо говорит, что фильм страшнее его концовки. И это верно. Не то, чтобы финал „Суспирии“ был слабым, но он не так пугает, как начало — одна из лучших заготовок в фильмах ужасов.

В моих фильмах есть кивки в сторону Дарио Ардженто: убийцы в капюшонах из „Типа крутых легавых“, трейлер для „Грайндхауса“ — моя дань европейскому хоррору. В фильмах „Армагеддец“ и „Малыш на драйве“ есть сцены, про которые мы говорили — здесь у нас „освещение Ардженто“, когда два контрастных базовых цвета используются внутри кадра (в „Суспирии“ это контраст синего и красного). Если вы посмотрите финал „Малыша“, с Джоном Хэммом в полицейской машине, вы увидите красные и синие огни — это было намеренно. Это гиперреалистическое использование цветов сообщает зрителю, что он попадает в немного фантастическое измерение — это я позаимствовал из работ Ардженто».

 

● ● ●

Джона Хилл говорит о своей режиссерской работе на фильме «Середина 1990-х», который только что стартовал в США — вышло нудно и чересчур учтиво, но тем не менее.

«Бловелт [Крис Бловелт, оператор фильм — примеч. ред.] и я разработали этику, которую не нарушали. Камера не должна была двигаться, только если это не будет абсолютной необходимостью, ради какой-то важной цели. Не для того, чтобы показать, какие мы замысловатые. Просто большую часть времени она неподвижна. Мы много снимали широкоугольных кадров. И лучший комплимент от Бловелта в мой адрес был: „С большинством режиссеров мы придумываем этику, но они ее нарушают из страха, а мы с тобой не нарушили“».

 

 

● ● ●

Свою трактовку картины «Человек, который удивил всех» предлагает Константин Шавловский.

«Это совершенно точно не фильм о проблемах ЛГБТ — герой подчеркнуто не является представителем этого сообщества, он не „выходит из шкафа“, а совершает именно что обрядовое действие или даже своеобразный перформанс (и лучшим эпизодом в этой, перформативной части фильма является почти покадровая цитата знаменитого клипа The KnifePass This On“ под композицию „Мой рок-н-ролл“ Чичериной и „Би-2“). Пытаться расшифровать спрятанное за этим скандальным жестом высказывание через призму гендерной теории можно — но с тем же успехом можно искать библейские коннотации в „Колобке“. Дистанция между объектом и методом анализа оказывается настолько велика, что любые выводы будут неубедительны».

 

● ● ●

Двадцать лет прошло с момента выхода «Большого Лебовски» — экранные друзья (Бриджес, Гудмен, Бушеми) встретились в ресторане и поговорили на камеру о том, как участие в фильме аукается даже спустя столько лет. Бушеми рассказал, как думал отказаться, Бриджес — о том, как его персонаж стал культовым среди дзен-буддистов.

 

 

● ● ●

Кэрри Рики детально пишет о «Сестрах» Брайана де Пальмы, касаясь актерских работ, возможных влияний Ингмара Бергмана и, конечно же, формальных приемов, таких как разделенный экран — прием старый как сам кинематограф, но словно бы заново изобретенный здесь де Пальмой.

«В «Сестрах» де Пальма исследует различные возможности разделенного экрана, привлекая его для метафорических и психологических целей. Экран не только отражает различный опыт Даниэллы и Доминик, но раскрывает и отражает противоположную перспективу Даниэллы и Грейс. В особенности это относится к исключительному эпизоду, в котором левая половина экрана раскрывает заметание следов убийства, а правая показывает Грейс и полицию на пути к месту преступления — де Пальма использует разделенный экран, чтобы играть с правдой и временем. Это можно назвать «эффектом „Сестер“».

 

 

● ● ●

Очаровательный рассказ продюсера Нины Джейкобсон о том, какой авантюрой было финансирование «Водной жизни Стива Зиссу».

«Когда Уэс Андерсон дал мне сценарий „Водной жизни“, стало ясно, что тут нужен больший бюджет, но я была так влюблена и ослеплена своей любовью, что начала биться за те деньги, которые требовались на фильм, а это было существенно больше, чем на предыдущих его картинах. И я никогда не забуду, как после первого большого показа ко мне подходили люди и поздравляли с тем, какие мы храбрые, что сделали это кино — и в этот момент я поняла, что дела мои в полной заднице, потому что „храбрый“ в Голливуде расшифровывается как „тупой“».

 

● ● ●

Продолжает кругами по воде расходиться фестиваль «Меридианы Тихого»: на сайте Cineticle Наталья Серебрякова пишет о трех картинах, показанных в этом году — по странному стечению обстоятельств все они оказались черно-белыми. А для «Кольты» она поговорила с режиссером одной из этих картин, живущим в Китае американцем Джорданом Шили, чей «Шелк и пламя» рассказывает о китайском семьянине Яо, который осознает, что является гомосексуалом.

«Я встретил Яо, когда был занят другим проектом — снимал фильм про танцовщика и хореографа из Пекина. Довольно быстро выяснилось, что мы говорим с Яо как будто на одном языке, учитывая наши культурные бэкграунды. Он — отличный рассказчик и поведал мне сложную историю своей семьи. В его деревне живет несколько сотен человек, и все они не очень искушены в плане съемок и телевидения, но к присутствию камеры относились спокойно. К тому же я вначале пожил в деревне с этими людьми, много фотографировал, мы привыкали друг к другу. А когда заработала камера — они уже не боялись. Они вообще к ней относились без пиетета: могли выключить свет, который нам нужен для съемок, и делать свои дела. Или, например, они моют пол, камера им мешает, они просто камеру отодвигают и моют дальше».

 

● ● ●

Майкл Мур опубликовал кадры, снятые для фильма «Фаренгейт 11/9» (сиквел к его «9/11») — они не вошли в итоговый монтаж, но теперь оказались более злободневны, чем само кино. На них запечатлен Сизар Сайок, задержанный на днях по подозрению в изготовлении и рассылке бомб. Режиссер снял его во время митинга сторонников Дональда Трампа во Флориде — Сайок держит с надписью CNN sucks (одна из бомб была отправлена в офис телеканала в Нью-Йорке). Фургон, в котором жил Сайок, оклеен фотографиями, на одной из них — сам Мур, помеченный перекрестием прицела.

 

 

● ● ●

Виктор Косаковский говорит об «Акварели»: как «страшные вещи» показаны в фильме на скорости 96 кадров в секунду.

«Мы поставили камеру и стали снимать, как бесстрашные эмчээсники достают из-подо льда утонувший накануне автомобиль. И тут же, вдруг, в кадре другая машина с людьми ушла под воду… Найдутся люди, которые будут меня обвинять, что я показываю страшные вещи. На самом деле, поверьте, большую часть из того, случайно снятого материала я так и не решился показывать. Надеюсь, что этот эпизод сможет предостеречь кого-то от безрассудства».

 

● ● ●

На Mubi вышло видеоэссе о «Хозяевах ночи» Джеймса Грэя. Самое время перечитать текст Бориса Нелепо о режиссере, в том числе касающийся и этой его картины.

 

 

Рейгадас
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»