18+

Четыре журнала в год

Подписка!
// Хроника

Сеанс-дайджест №37

Ямпольский о Лознице, Лозница о Муратовой. — Тильда Суинтон, которая удивила всех. — Джон Милиус салютует Шварценеггеру. — Джон Уотерс сжигает просмотровки. — Смотрим короткие фильмы Веерасетакуна и Малика.

 

В № 112 «Новой газеты» — разговор Дмитрия Быкова с Майей Туровской, который состоялся в Мюнхене, где Туровская живет и работает сегодня.

«Тарковскому не очень нужны были люди — по крайней мере он говорил, что мечтает о временах, когда кино можно будет снимать непосредственно из головы.

Без оператора — хотя с ним работали гении: Юсов, Княжинский, Рерберг, с которым они по-настоящему дрались… Без сценариста. Без актеров. Просто прямо транслировать то, что видишь. Он был перфекционист, мучил себя и других — а мечтал, вероятно, мучить только себя. Другие мешали».

 

● ● ●

Следствие ведет зануда: Филипп Теофанидис много раз смотрел «Космическую одиссею», и однажды обратил внимание, что на одном из компьютерных экранов в фильме появляются царапины, характерные для пленки. Теофанидис стал сравнивать доступные копии фильма и пришел к выводу, что они встречаются практически на всех копиях, кроме тех, которые были обрезаны для ТВ (где компьютерный экран не попадал в кадр) или восстановлены. Это значило, что царапины скорее всего были не на исходной пленке с фильмом, но на пленке с рирпроекцией, которая использовалась для изображения компьютерного экрана. Автор статьи сосчитал практически все появления этого экрана в фильме и понял, что царапины встречаются не однократно.

Кстати, недавняя реставрация, которую прокатывали в IMAX, тоже с царапинами — молодец, Нолан.

 

 

● ● ●

Ранее мы составили список всех картин, которые выдвинуты странами на соискание «Оскара» за лучший иностранный фильм. IndieWire вспоминает 29 случаев, когда фильм из этой категории включался в гонку за лучшую режиссерскую награду или лучший фильм. «Великая иллюзия», «Сладкая жизнь», «Эмигранты» и далее.

 

● ● ●

Джон Уотерс поговорил с Interview о том и сем. Это фантастически интересное чтение — о том, что должны были смотреть пассажиры рейсов 11 сентября, как курили Джеки Кеннеди и Пэт Никсон, и как политика обесценивает искусство.

«Вы участвуете в голосованиях за Грэмми?

Да. Я номинировался на Грэмми за лучший разговорный альбом, но Джоан Риверс одержала победу, находясь на том свете. Я принимаю участие во всех наградах. Я голосую за „Оскар“, за режиссерскую гильдию, гильдию сценаристов, гильдию киноактеров, за „Золотую малину“.

У вас, должно быть, горы просмотровых копий лежат в почте.

У меня была такая миниатюра „Уничтожь все просмотровки“ в 2006, в которой я, одетый в черный галстук, стою у костра и сжигаю все просмотровки, потому что вам же велят их уничтожить, но не говорят, как. Так что я попытался устроить из этого ритуал.

По-моему, самые крутые люди на свете — те, кто получают эти просмотровки. Я бы хотел переметнуться и стать когда-нибудь одним из них.

Да, единственный человек помимо Харви Вайнштейна, которого выкинули из киноакадемии, распространял просмотровки через блошиный рынок. А за это в академии полагается смертная казнь».

 

«Мрачный жнец». Джон Уотерс. 2014

 

● ● ●

Тильда Суинтон подтвердила, что немца не было: актер из «Суспирии» по имени Лутц Эберсдорф — выдумка, на самом деле старика в фильме играет Суинтон под тонной грима.

«По первоначальной легенде, роль психоаналитика сыграл немецкий актер Лутц Эберсдорф, который якобы до этого нигде не снимался. У него даже была страница на IMDB, но сейчас ссылка ведет на профиль Тильды Суинтон. Все ждали, что Эберсдорф появится на премьере фильма на Венецианском кинофестиваля и опровергнет слухи, но этого так и не произошло. Вместо этого Тильда Суинтон прочла письмо Эберсдорфа, где тот писал, что он непубличный человек, психоаналитик на пенсии, живет в Берлине и сильно подозревает, что больше никогда не будет сниматься в кино».

 

 

● ● ●

О фильме Сергея Лозницы «Процесс», который покажут на «Артдокфесте», на «Кольте» рассказывает Михаил Ямпольский.

«В фильме перед нами в течение двух часов проходит безостановочная цепочка обвинений и самообвинений. В литературе мне даже встречались догадки о том, что Рамзин был соавтором обвинительного заключения. Рамзин, впрочем, и считал себя соавтором дела, то есть соавтором Сталина. Он (и группа других обвиняемых) был приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами заключения. Уже в лагере он сделал стремительную карьеру, став в 1934 году директором ОКБ прямоточного котлостроения в составе 9-го управления ОГПУ. В 1936 году он был досрочно освобожден, получил ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Сталинскую премию первой степени, докторскую степень без защиты диссертации и даже баллотировался в членкоры академии, но провалился, несмотря на одобрение и поддержку Сталина. Этот стремительный карьерный рост и поток наград сам он интерпретировал как личную благодарность Сталина за соавторство в процессе».

 

● ● ●

Журнал Film Comment выложил в открытом доступе текст, написанный Лозницей в память о Кире Муратовой. Нелепой кажется идея переводить его обратно на русский:

«Я видел ее первые два самостоятельных фильма, „Короткие встречи“ и „Долгие проводы“, когда был студентом ВГИКа. Я помню, что мы изучали их на занятиях по монтажу. Я помню, как наш преподаватель, Людмила Петровна Волкова, вздыхала и качала головой в неверии. „Это невозможно! Нельзя так монтировать! Это против правил… Это не может работать… Но смотрите — работает же! Работает, и чудесно!“ Так что первый урок Киры Муратовой, усвоенный мною — ты сам создаешь свои правила».

 

● ● ●

По соседней ссылке Джей Хоберман вспоминает кино эпохи Рейгана, в первую очередь «Конана» — текст называется «Триумф трайбализма» и посвящен тому, как критики и соавторы фильма не сразу распознали фашистский задор режиссера Джона Милиуса.

«Шварценеггер говорил позднее прессе, что воинственно настроенный Милиус заправлял съемочной площадкой в мнимой военной манере, довершенной „нацистскими приветствиями“, муштрой и фразой „Генерал Милиус“, вписанной на спинке режиссерского кресла. Настоящий фанатик, Милиус видел в Шварценеггере воплощение Übermensch с присущим параноидальным индивидуализмом и ницшеанской волей к власти. (Ницше вписан в фильм цитатой, представленной в версии Дж. Гордона Лидди, участника уотергейтского заговора: „То, что не убивает нас, делает нас сильнее“ [Лидди действительно часто обращался к этой фразе, заменив единственное число на множественное и переменив порядок слов из оригинальной фразы — Примеч. ред.])».

 

 

● ● ●

В кино вышел ремейк «Хэллоуина», единственный повод для которого — сорокалетие оригинала. В The New York Times режиссер Джон Карпентер и исполнительница главной роли Джейми Ли Кертис вспоминают, как оно было четыре десятка лет тому назад.

«Карпентер: Причина, по которой я ее выбрал — она могла сыграть эту невинную, подавленную девушку, и в ней была искра интеллигентности. Это был ее первый фильм, так что я позвонил ей после первого дня съемок. Ей это было нужно.

Кертис: Когда дома ближе к ночи зазвонил телефон и моя соседка сказала, что это Джон, я подумала, что меня уволили. Но только я взяла трубку, как услышала Джона, который говорил своим сладким голосом южанина: „Дорогуша, я просто хотел позвонить и сказать тебе, как отлично сегодня прошел день“. Со мной такого больше никогда не бывало».

 

 

● ● ●

20 октября в Москве покажут «Слон сидит спокойно» Ху Бо. На Cinema Scope можно прочитать о короткометражке Ху Бо «Человек в колодце» (Jing li de ren).

«Пожалуй, „Человек в колодце“ даже мрачнее полнометражного дебюта Ху, здесь уже все утрачено: действие в фильме фактически происходит в постапокалиптической пустоши. Две молодые души бродят по руинам, оставшимся после неописанной катастрофы, которая стерла с лица земли всякое живое существо кроме злополучного персонажа, к которому отсылает название, и который послужит завтраком для героев. Всякая форма спасения уже исключена, и человечество, описанное Ху Бо сведено к инстинкту выживания и ничему больше».

 

● ● ●

В годовщину смерти Ху Бо Cineticle опубликовал перевод письма к зрителю его единственного полнометражного фильма, которое написал Бела Тарр.

«Впрочем, я не хочу говорить о своих чувствах. Я лишь хочу, чтобы вы знали: я встретил человека с очень широким взглядом на мир. Во время нашей последней встречи в Вухане, он показал мне актеров и локации, отобранные им для фильма, и подарил свою книгу. В посвящении он написал: „Моему крестному отцу“.

Черт возьми!»

 

● ● ●

Короткий метр Веерасетакуна Blue с согласия автора выложили на Ютуб.

 

 

● ● ●

Дамьен Шазелл говорит в новом видеоинтервью о том, как на него повлиял Морис Пиала и фильм «За наших любимых».

 

● ● ●

Снова Шазелл, теперь за кадром — в кадре Райан Гослинг; режиссер разбирает сцену из «Человека на Луне», который сейчас с трудом собирает деньги в американском прокате.

 

 

● ● ●

Терренс Малик снял рекламу телефона Pixel 3, разумеется, на этот самый телефон.

 

 

● ● ●

Эссе об «Охотнике на людей» Майкла Манна, первой экранизации Томаса Харриса, в котором авторы рассматривают визуальную и повествовательную симметрию фильма.

 

 

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»