18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №34

Все смотрят экспериментальное кино. — Пьер Риссьян говорит с Тарантино. — Итан Хоук вспоминает Ривера Феникса. — Грегори Ла Кава обхитрил студийных «пиджаков». — Пол Верхувен благодарен за «Золотую малину».

 

На русском выходит книга Марка Ле Фаню «Мидзогути и Япония» — спасибо издательству Rosebud. Мы публиковали фрагмент, посвященный фильму «Женщины ночи», а на «Горьком» полновесная рецензия Максима Семенова.

«Не пытаясь изображать из себя академика, скрывающегося за бесстрастным „мы“, Ле Фаню открыто вводит себя и свой субъективный, очень личный взгляд на кино на страницы книги. Как хороший исследователь, он всегда готов аргументировать свою точку зрения, а также встать на место своего воображаемого оппонента (особенно если речь идет о негласном споре между Мидзогути и Куросавой), однако он любит Мидзогути и не собирается этого скрывать. В итоге в лучшие моменты „Мидзогути и Япония“ напоминает киноведческую поэму — собрание пестрых глав, заметок и любовных писем. Влюбленный кинозритель пытается проникнуть в тайну поразившего его совершенства. Он ищет объяснения, подбирает аргументы, находит аналогии, и, разумеется, какие-то фильмы нравятся ему больше, какие-то меньше».

 

● ● ●

Евгений Майзель на сайте «Искусства кино» рассказывает об экспериментальной программе In Silico на прошедшем «Послании к человеку». Это известный, но так и не изученный феномен, который в кулуарах фестиваля обсуждают по-прежнему с удивлением: программа Михаила Железникова неизменно собирает полные залы, хотя и кажется «побочной» для документального кинофестиваля. О причинах такого успеха:

«На фоне остроактуальных доков (международный и национальный конкурсы, „Панорама.doc“), коллекций фестивальных хитов („Кино Сверхреальности“), тематических подборок (современная анимация, „Документальное кино северных стран“, „Сопротивление. 1968-2018“ и так далее), уникальных ретроспектив (Джема Коэна, Майка Хулбума, Михаила Литвякова…) и прочего множества отличных программ „Послания“ экспериментальная секция In Silico смотрится скромно: ни тебе синефилии, ни хайпа, ни гламура. Имена авторов, даже самых известных в своей области, как правило, ничего не скажут даже образованному киноману; звезд в этих фильмах тоже не встретишь; нередко и сюжет их толком не перескажешь. Тем не менее, фильмы именно этой секции как никакие другие самыми простыми и чуть ли не каждому доступными способами ставят самые важные, иногда фундаментальные вопросы; именно эти непретенциозные миниатюры предлагают нашему вниманию самые широкие вариации независимых авторских нарративов, произведенных, как правило, в одиночку, то есть без участия больших денег и индустрии с их прокрустовыми эффектами. (В этом ракурсе, к слову, эксперимент можно понимать и как форму принципиального творческого одиночества, возвращающего нас к бескомпромиссной авторской политике, распространенной среди режиссеров-авангардистов.) Вероятно, именно это обстоятельство — а также среднестатистическая длина фильма (не превышающая в этой программе 10 минут), привлекательная в глазах современного зрителя с его тягой к „экономии времени“ — привели к тому, что за последние годы популярность секции выросла настолько, что в этом году показы In Silico было решено перенести из маленьких залов в большой зал кинотеатра „Великан“».

 

● ● ●

Терренс Малик до бронзы: на Tvkinoradio можно прочесть подробный рассказ о «Днях жатвы». Арахисовая скорлупа с неба, подслеповатый оператор и бунт съемочной команды.

«Нельзя не упомянуть об одной из самых впечатляющих в визуальном плане сцен фильма — общие планы нашествия саранчи. Вместо насекомых на самом деле использовалась скорлупа арахиса, которую в большом количестве сбрасывали с вертолетов. Но чтобы создать эффект полета „саранчи“, а не падения, актеры двигались в обратном порядке. При проекции „задом-наперед“ возникало убедительное ощущение естественного движения людей и „насекомых“».

 

 

● ● ●

17 сентября умерла Аннет Майклсон, кинокритик, переводчица Сартра и де Бовуар, соосновательница ежеквартального журнала об искусстве и критической теории October. Майклсон было 95 лет. Дэвид Хадсон вспоминает ее киноисследования. Ее теоретическая работа рассматривается в «Теории кино» Эльзессера и Хагенера, которую мы только что переиздали. Почитать Майклсон на русском можно на сайте «Киноведческих записок», где опубликован ее текст о Gesamtkunstwerk и массовом искусстве.

"Выстрел Валери Соланас, прозвучавший в 1968 году, обозначил границу между двумя типами производства, — момент замены прежнего индивидуального творчества системным разделением труда в кинопроизводстве. "Девушки из Челси«—главный фильм Уорхола, завершивший первый период. Затем он начал отказываться от авторства последних фильмов, так как его деятельность свелась по преимуществу к финансированию и рекламированию. После 1968 года Уорхол взял на себя роль «главного кутюрье», чей торговый знак обеспечивает продажу его товара (так же, как духов, чулок или нижнего белья), где бы этот товар ни производился. «Деловое искусство» Уорхола достигло апогея в создании лейбла, который в дальнейшем использовался в художественных фильмах, сделанных под руководством Пола Моррисси. И роль Моррисси в сокращении проката фильмов, снятых до его возвышения, определялась маркетинговой политикой, соответствующей нормам индустриальной эпохи«.

Уорхол и Соланас среди центральных героев 68-го номера «Сеанса»; почитайте текст Майи Кононенко о них.

Аннет Майклсон (с сигаретой) и Аньес Варда в 1966 году

 

● ● ●

На сайте Criterion в подробностях — о фильме «Мой слуга Годфри», классической screwball-комедии Грегори Ла Кавы с Уильямом Пауэллом в главной роли.

«В фильме Ла Кавы было что-то современное, даже экспериментальное, прежде всего в том, как он вдохновлял актеров заходить настолько далеко, насколько позволит воображение. В эпоху, когда путь к сердцу студии лежал через съемку в рамках сценария, времени и бюджета, Ла Кава верил в затяжные репетиции и ценил возможность в последний момент внедрить свежую идею. Люди в пиджаках никогда бы не оценили эти методы, но именно за счет методов Ла Кава опередил время, став предтечей таких раскрепощенных талантов, как Роберт Олтмен и Майк Ли. Фильмом „Мой слуга Годфри“ Ла Кава доказал, если перефразировать самую известную реплику картины, что для великолепной комедии ему требуется только пустая комната и верные люди».

 

● ● ●

На «Нетфликсе» можно посмотреть сериал «Маньяк» с Джоной Хиллом и Эммой Стоун. Его снял Кэри Фукунага, режиссер «Настоящего детектива». На Spotify уже собрали песни «Маньяка».

 

 

● ● ●

В мае умер Пьер Риссьян, «один из героев той легендарной синефилии, которая сейчас уже невозможна», как о нем писал Борис Нелепо. Сайт Cinema Scope публикует нежные мемуары о Риссьяне.

«Часто утро начиналось с раннего звонка из Парижа, на том конце был слышен рокочущий баритон Пьера: „Какие новости в Лос-Анджелесе?“ или „Что ты слышал о новом фильме Клинта?“ или „А ты когда-нибудь видел фильм Альфреда Грина 1932 года под названием „Вокзал Юнион депо“? Я смотрю его по TCM и он весьма интересный“. И я был не один такой. Возможно, такие звонки-переклички и были нормой для киноиндустрии, но вряд ли у кого эти звонки так различались в своем разнообразии (географическом и кинематографическом), как у Пьера, который мог повесить трубку в нашем разговоре, чтобы сразу же справиться у Квентина Тарантино насчет франко-русского (в понимании Голливуда) режиссера Леонида Могая, к которому оба питали симпатии — он был еще одной „жертвой киноиндустрии“».

 

● ● ●

Похоже, Голливуд наконец нашел баскетболиста, который сможет сыграть в продолжении культового «Космического джема». Леброн Джеймс и правда самый выдающийся игрок нашего времени, и в этом сезоне он перебрался в Лос-Анджелес, где будет играть за местную команду Lakers и где уже начал продюсировать собственные телевизионные и кинопроекты. (Например, документальную картину о Мохаммеде Али, в которой занят Антуан Фукуа.) На возможную кинозвезду ближайших лет любуется Hollywood Reporter.

 

● ● ●

Журнал Film Comment поговорил с Итаном Хоуком на Нью-йоркском кинофестивале.

«Когда я увидел на экране Ривера Феникса, я впервые увидел человека моего возраста, который играл так, что нельзя было сказать: это все заслуга режиссера. Вы видите молодых людей в фильме и часто говорите себе: хорошая работа, но наверное им помог режиссер. Ривер был художником. В те времена юной звезде было опасно играть роль гея. Ваши агенты сошли бы с ума. Он был очень смелым».

 

 

● ● ●

У Mubi новая заставка, которая будет использоваться в кинопоказах. Ее сделала Люси Рейвен.

 

 

● ● ●

ScreenPrism рассказывает о том, как устроена музыка в кино, взяв в качестве примеров корпус работ Рюити Сакамото («Счастливого рождества, мистер Лоуренс», «Выживший», «Последний император»).

 

 

● ● ●

Criterion готовит новую версию «Древа жизни», которая иначе смонтирована и содержит новые сцены. (Известно, что на каком-то этапе у Малика была идея сделать неисчислимое количество вариантов монтажа, которое задавалось бы устройством DVD-диска.) В честь релиза посмотрите рассказ о том, как возник и из чего сделан космос в фильме.

 

● ● ●

Небольшое эссе о «Призрачной нити».

 

 

● ● ●

Пол Верхувен получает «Золотую малину» за худший фильм, «Шоугёлз». «Мне дали семь статуэток, а я все равно счастлив: это оказалось гораздо лучше, чем читать сентябрьские рецензии [на мой фильм]».

 

 

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»