18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №33

Хэл Эшби выходит из монтажной. — Жак Одиар выбывает из фестивальных гонок. — Терренс Малик задумывает «Древо жизни» в Индии с Мелом Гибсоном. — Нолан собирается настроить ваш телевизор.

 

В Санкт-Петербурге открылся фестиваль «Послание к человеку». В гиде «Сеанса» читайте, что о программах «Сопротивление. 1968 — 2018» и экспериментальной In silico говорят их кураторы, а также выписывайте фильмы, которые лучше бы не упустить из виду из конкурса и прочих спецпрограмм.

 

● ● ●

В гиде Катерина Белоглазова рассказывает о «Сопротивлении» в целом, а на «Кольте» — об одной из картин в этой спецпрограмме, «Битве за освобождение Японии» Синсукэ Огавы. На западе Огава был открыт недавно и уже после своей смерти в 1992 году, на русский его фильмы не переводились.

«Десятки лет Огава и члены образованной им в 1968 году группы Ogawa Productions (или Ogawa Pro) жили в среде своих героев — японских фермеров из провинций Санридзука и Ямагата. Серия из семи фильмов о протестах против строительства международного аэропорта Нарита на месте сельскохозяйственных земель в Санридзуке снималась в течение восьми лет, а когда протесты угасли, Огава переехал в Ямагату, и его коллектив продолжил снимать кино о тающем традиционном укладе жизни японской деревни. Параллельно со съемками группа возделывала собственное рисовое поле».

Здесь же, на «Кольте», другой хороший точечный гид по «неочевидным, но не менее стоящим» фильмам: док об Орсоне Уэллсе, каннский «Догмен» Маттео Гарроне, чудесный неигровой дебют «Ничего личного» Евгения Милых, о котором мы писали в связи с «Рудником».

 

● ● ●

Cineticle рассказывает о новом проекте Creative Agitation — его «нулевой главой» стал текст Олега Горяинова о Сильвене Жорже, авторе работа «Париж — это праздник. Фильм в 18 сериях», который, кстати, 22 сентября выступит на конференции в рамках упомянутого выше «Сопротивления».

«Название данного проекта — CA (Creative Agitation) — позаимствовано у американского кинематографиста Трэвиса Уилкерсона, который описывает задачу своего начинания как „стремление объединить творческий и политический акт в абсолютном единстве“, что призвано „усилить резонанс их обоих“. Для Уилкерсона речь идёт о создании таких визуальных объектов, которые, будучи укоренёнными в жест(о)кой реальности исторической фактуры, не сводятся к „голым фактам“, но проходят обработку одновременно критической рефлексией и чувственным вовлечением. Агитация для Уилкерсона — это синхронное убеждение аргументом и принуждением аффектом».

 

● ● ●

В Торонто завершается международный фестиваль, где показали новый фильм Юрия Быкова «Завод» и документальную работу Виталия Манского «Свидетели Путина». О реакции зрителей, разнице в приеме между Европой и Северной Америкой и грядущем Артдокфесте — в интервью ProfiCinema.

 

 

● ● ●

В соседнем зале шел фильм свидетеля Горбачева Вернера Херцога — он взял несколько интервью у президента СССР и сколотил из них фильм, а еще похвастался, что будет играть в большой франшизе (поговаривают, это новый Top Gun) и что уже поработал над двумя другими проектами.

 

● ● ●

Человек, которому фестивали вовсе надоели — Жак Одиар. Получил в Венеции Серебряного льва за режиссуру, поехал в Торонто и там рассказал о том, как устал от каннских споров с Netflix и повинности участвовать в конкурсных программах.

«Делать фильмы трудно. Мир меняется, я не уверен, что людям до сих пор нужно кино. И в этом проблема с „Нетфликсом“. Можно ли говорить о кинотеатрах и кинематографе, когда всё это показывается на планшете? Это не кинематограф».

 

● ● ●

В США вышла документальная картина Hal. Посвящена она не компьютерному разуму, который пел про маргаритки, а режиссеру несчастливой судьбы Хэлу Эшби, автору культового фильма «Последний наряд» с Джеком Николсоном. Эшби начинал работу в кино с монтажа — Норман Джуисон пригласил его на свои классические работы «Цинциннати Кид», «Полуночная жара» и «Афера Томаса Крауна». Режиссер «Хэла» Эми Скотт тоже сперва поработала монтажером, это ее дебют в режиссерском качестве. Criterion поговорил со Скотт об Эшби.

«Хэлу было легко выйти [из монтажной] на площадку благодаря тому, что Норман Джуисон и сам выпускал его из монтажной и научил его всему в нужный момент. Думаю, если бы у него был другой наставник, могло оказаться по-другому, но Норман был тем человеком, который подключал всех, и оба они разделяли убеждение, что кино это такая коллективная вещь. Поэтому Хэлу удалось освоиться среди других людей. Но, помимо этого, он всю жизнь постоянно забирал уже состоявшиеся фильмы и монтировал их у себя дома. Он любил это делать, не из-за контроля, но из любопытства — ему хотелось увидеть, как он сам смонтировал бы фильм. И я его прекрасно понимаю. У меня ушли годы на монтаж этого фильма, потому что мне было приятно просто сидеть в монтажной с архивными съемками Хэла».

 

 

● ● ●

Кристофер Нолан и Пол Томас Андерсон возьмутся за телевизор. В совместном письме, адресованном режиссерской гильдии, они призывают бороться с производителями телевизоров, которые придумывают дурные настройки изображения, искажающие режиссерский замысел. Режиссеры рассчитывают вступить в диалог с компаниями, которые производят технику, чтобы прийти к компромиссному решению в визуальных настройках, предустановленных в телевизорах.

Год назад Джеймс Ганн призывал режиссеров бороться с настройкой smooth motion, сглаживающей изображение в динамике, тогда же режиссер Райан Джонсон сравнил ее с диареей. Вместе с Эдгаром Райтом, Мэттом Ривзом и другими они просили производителей ТВ отключить эту опцию по умолчанию.

 

 

● ● ●

Джей Хоберман — о том, почему «Ночь живых мертвецов» главный для него фильм 1968-го года.

«Сам смысл „Ночи живых мертвецов“ создавался аудиторией — вернее, аудиториями — пока фильм коротким замыканием проходил по существующим маршрутам. После первоначального проката в грайндхаусах и кинотеатрах на колесах, фильм был выпущен следующим летом с прикидом на черных зрителей, и показывался вместе с „Рабами“, другим примером продукции Уолтера Рида, незамысловатой но эффективной антитезой „Унесенным ветром“, сделанным бывшим членом „голливудской десятки“ и убежденным марксистом Гербертом Биберманом».

 

● ● ●

Вы, конечно, знаете историю о том, как Брайан де Пальма помогал писать титры самых первых «Звездных войн»? А Татьяна Алешичева рассказывает, из какого фильма пришла идея уходящих за бесконечность строчек.

 

 

● ● ●

Syg.ma публикует статью философа Олега Аронсона из сборника «Кино/капитал», который вышел в нашем издательстве в этом году — и его еще можно купить.

«Как полагает и объясняет Аронсон, деньги не имеют фотогении, ориентированной на визуальные качества объекта, а обладают киногенией, передающей прежде всего скорости и трансформации, в которых кино проявляет себя уже не как техника представления, а как сама материя современного мира, одним из элементов которой деньги и являются».

 

● ● ●

New York Times подготовил большой материал — женскую историю кино: Деде Аллен монтирует «Бонни и Клайд», Ли Брэкетт адаптирует «Глубокий сон», Ида Люпино отказывается улыбаться и снимает нуар.

Деде Аллен в монтажной.

 

● ● ●

Руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной подробно говорит о кинематографе с Андреем Архангельским.

«У нас огромная проблема с культурным, визуальным освоением пространства. Стране с огромными территориями нужен визуальный брендинг, культура — визуальная артикуляция этого богатства. Попросту говоря, на киноэкранах у нас нет той страны, в которой мы живем. Во многих странах — Франции, в Великобритании, Канаде, Китае — есть системное стимулирование подобной визуальной политики: снимайте в наших ландшафтах, получайте за это бонусы».

Кстати, последний «Кинотавр» фиксирует этот разворот к регионам — снятая с квадрокоптеров тайга («Двое»), взмыленная под эстетику телевизионной мелодрамы Калуга («Пусть будет Лиза», отфильтрованный под Лос-Анджелес Владивосток («На районе») и лишенный оттенков, кроме желтого, Курган («Дар») — работы дебютантов этого года.

 

● ● ●

Режиссер, программный директор Нью-йоркского кинофестиваля Кент Джонс написал большой текст о Терренсе Малике.

«За те годы, что Малик держался в стороне от кино после „Дней жатвы“, можно было услышать о разных проектах. Был сценарий под названием „Англоговорящий“ о Фрейде, Йозефе Брейере и пациентке Анне О. Была сценическая адаптация „Управляющего Сансё“. Была потенциальная адаптация „Кинолюбителя“ Уокера Перси. И был проект под названием „Древо жизни“. В какой-то момент сообщали, что фильм будет сниматься в Индии с Мелом Гибсоном. Затем, годы спустя, это был Шон Пенн. Предполагались спецэффекты. Картина должна была получиться автобиографичной. И, как мы узнали еще позже, началом ей служило начало времен».

 

● ● ●

Клер Дени и Роберт Паттинсон говорят о «Высшем обществе». В России фильм должен выйти в феврале.

 

● ● ●

Приложение к ранее упомянутой публикации New York Times, видеоэссе о женщинах-сценаристках.

Subscribe2018
Бок о бок
Зимние братья
Закат
Сеанс68
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»