18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №31

Фестиваль в Венеции. — Новая стена в Берлине. — Конкурс в МШНК. — Критики на диванах. — Цзянху в вашем вокабуляре.

 

Начался Венецианский кинофестиваль. Мы собрали дайджест прессы о «Балладе Бастера Скраггса» братьев Коэн, о «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса. Текст о фильме открытия, «Человеке на Луне» Дэмьена Шазелла, написал Денис Виленкин. О долгожданной и черно-белой «Роме» Альфонсо Куарона рассказала Зинаида Пронченко.

Если вам удобнее смотреть, заходите на «Кино ТВ» — здесь исправно выходят видеодневники с фестиваля.

 

● ● ●

«Кольта» предвкушает выход «Другой стороны ветра» Орсона Уэллса — ее тоже показали в Венеции, но речь в тексте Андрея Карташова идет о затянувшемся процессе создания, который уже на тридцать с лишним лет рассинхронизировался с годами жизни самого режиссера.

«Из Европы в Калифорнию Уэллс вернулся, чтобы найти финансирование для кино о пожилом режиссере, который возвращается из Европы в Калифорнию, чтобы найти финансирование для своего кино. Автор утверждал, что фильм не автобиографический».

 

● ● ●

Рассказываем подробности о берлинском арт-проекте Ильи Хржановского, который получил название «ДАУ: Свобода» и пройдет в октябре и ноябре. Режиссер планирует возвести Берлинскую стену.

 

 

● ● ●

Джеремайа Загар, режиссер фильма «Мы, животные» (показывали в Сандэнсе), выбирает десятку фильмов из каталога Criterion. Восьмая строчка — «Летят журавли».

«Этот фильм пришел из ниоткуда. Я даже не знал, что он есть, пока не увидел его в Бруклинской академии музыки, и я помню, что вышел из театра с мыслью, что это лучший фильм всех времен. Я люблю гигантские, эпические фильмы с невероятной черно-белой операторской работой. Там есть одна сцена, которую я показываю буквально каждому, с кем делаю кино. Мы видим Татьяну Самойлову через ограду, она бежит, и камера быстро бежит вдоль, и все быстрее, соотносясь с ее бегом. И это производит такой эффект, что у тебя сердце в груди безумно скачет. Еще одна вещь по поводу этого фильма — это эпическая история, рассказанная с точки зрения женщины, а такое редко можно увидеть. Короче, это один из величайших фильмов в истории».

 

● ● ●

Дэвид Бордуэлл тоже посмотрел нового Шазелла, и сильно впечатлился. Обещает подергать оператора Линуса Сандгрена: киновед отмечает впечатляющую работу с отражениями.

«Снимая тесты и миссии Армстронга, Шазелл сталкивается с тем, что мы можем назвать „проблемой Бешеного Быка“. Скорсезе пытался обособить каждый бой Джейка Ламотты различной техникой съемки (рапид, съемка субъективной камерой и так далее). Шазелл делает так же. Шокирующее начало фильма передано глазами Армстронга, нас запирают вместе с ним в кокпите, и ему удается спасти тестовый полет. В поздних небесных эпизодах нас ненадолго выводят за пределы космического корабля под разными углами, но я думаю, что самые грандиозные экстерьерные планы припасены для кульминационной лунной части.

 

 

В параллель этому, в моменты клаустрофобии кинотеатр разрывают хлещущие и скрежещущие звуки. Напротив, посадка на луну сопровождается триумфальным вальсем Джастина Гурвица. Это тот фильм, который надо смотреть и слушать на самом большом экране, что вы сможете найти».

Дэвид Бордуэлл в Венеции.

 

● ● ●

В сентябре «Искусство кино» привезет показать «Пепел — самый чистый белый» Цзя Чжанкэ. Перед этим не худо почитать интервью с Чжанкэ и актрисой Чжао Тао (на самом деле, это раздельные беседы, для простоты слепленные в единый разговор) — его публикует Film Comment. Разговор получился про Фому и Ерёму:

«„Пепел — самый чистый белый“ это мелодрама, в центре которой женщина, и я подумал, что на вас наверняка оказал влияние голливудский жанр сороковых годов „женской картины“?

Нет, я думаю, что на фильм в основном повлияли гонконгские фильмы о триадах 80-х и 90-х годов — Джон Ву и Джонни То. Я хотел показать, что цзянху [многозначный термин, в жанре „уся“ им обозначаются сообщества боевых искусств, в позднее время термин применяют для обозначения незаконных сообществ, таких как триады — примеч. ред.] — неотъемлемая часть китайской культуры. Гангстеры — это маргинальные люди, и чтобы выжить, они организовывают себя. У них есть свои правила и система ценностей. Вы можете представить это как контркультуру, которая противостоит мейнстриму. Я использовал цзянху как способ исследовать возрастающее доминирование мейнстрима в китайском обществе, в особенности в последние десять лет».

 

● ● ●

Кроме того, «ИК» объявило о создании гранта на обучение в Московской школе нового кино — один для сценаристов, другой для режиссеров. Темы вступительных работ — дрожь и гнев, подробности по ссылкам, время подачи до 15 сентября.

 

● ● ●

О том, как устроена учеба в МШНК, на «Сигме» рассказывает Игорь Поплаухин:

«Я помню, что первой лекции Димы (мастер Дмитрий Мамулия) я испугался. Зашел Дима, там сидело много опытных студентов с прошлых курсов, Дима начал кричать „Бог не играет в кости“, „Марк Твен умер“, „Петр первый придумал Достоевского“. У меня был просто какой-то взрыв мозга. Происходящее напоминало то ли секту, то ли некий гипноз».

 

 

● ● ●

«Трудностям перевода» исполнилось 15 лет — Софию Копполу попросили рассказать о съемках.

«Когда мне было двадцать с лишним, я много времени проводила в Токио и очень хотела сделать кино об опыте пребывания там. Это была отправная точка. Незадолго до этого я вышла замуж и чувствовала себя немного изолированной. Я находилась в той поре, когда ты не уверен, что сделал правильный выбор и не знаешь, что после колледжа делать в начале взрослой жизни. „Короткая встреча“ была на уме, когда я писала сценарий, но вообще я держала в голове идею связи, потому что сама я в тот момент связи не чувствовала».

 

● ● ●

Артем Хлебников на Cineticle разбирает три фильма — «Нелюбовь», «Тесноту» и «В лучах солнца» — и обнаруживает четыре сущностных сходства. Это новый текст рубрики о формальных приемах кинематографа, но разговор быстро преодолевает формальные границы:

«К примеру, финальные титры в „Тесноте“ начинаются фразой „и ничего больше о судьбе этих людей я не знаю“ — подразумеваются выдуманные персонажи фильма. При этом настоящие люди, которых убивают в кадре, в титрах не названы вообще; точно так же отсутствуют любые упоминания видео, врезанного в фильм. Можно предположить, что Балагов решил не добавлять популярности жестоким кадрам — но странно подозревать в такой похвальной аккуратности режиссёра, который этот самый снафф напрямую демонстрирует в своём фильме, а в интервью говорит, что его легко найти на ютюбе. К тому же, это всё равно не объясняет отсутствие в титрах — наверняка ведь известных — имён погибших. Полагаю, режиссёр попросту об этом не подумал».

 

 

● ● ●

Скоро в Петербурге начнется «Ревизия» — первый книжный фестиваль на Новой Голландии, который мы горячо рекомендуем посетить. В качестве открытия — премьера фильма Go. Go. Go Александра Сокурова, экранизация его постановки «Мрамора» Бродского в театре Олимпико. Перед премьерой с режиссером поговорил Константин Шавловский, один из кураторов «Ревизии».

«Когда я собрал массовку, то стал рассказывать о своем замысле. Говорю: на площади в вашем городе показывают фильм. „Показывают?“ — „Да! Когда-то было, сейчас уже нет“. — „Фильм большого итальянского режиссера Фелллини…“ — „Кого-кого? Феллини?“ — „Так, понятно. Хорошо, вот вам показывают фильм, а бывает так, что обрывается пленка?“ — „Да, очень часто бывало!“ — „И что вы делаете в этом случае?“ И мне нужно было обязательно услышать это, и они ответили: а поем! И я говорю: будем петь».

 

● ● ●

На этой неделе стартовал прокат документального фильма «100 лет дизайна», который стал хитом последнего фестиваля Beat. На «Медузе» можно посмотреть фрагмент:

 

 

● ● ●

У фестиваля «Послание к человеку» появилось расписание.

 

● ● ●

Видеоэссе, которого так не хватало, на Cineticle — снова Артем Хлебников, который сопоставляет два фильма Хармони Корина, «Отвязные каникулы» и «Трахателей мусорных бачков».

 

 

● ● ●

Первый номерной выпуск видеоблога «Кимкибабадук».

 

 

● ● ●

Другие диванные критики: Василий Степанов, Егор Москвитин и Даша Цыбульская взялись обсуждать «Девушку с татуировкой дракона» для «Кино ТВ».

 

 

● ● ●

Ранее мы писали о кино из Доминиканы под названием «Кокоте» — в прошлом году он брал призы в Локарно. Сейчас его показывают в английской секции Mubi, и по этому поводу сайт публикует интервью с режиссером.

 

GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»