18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №30

Американские друзья Ренуара зовут его просто Жан — сообщает Пол Шредер из 1969 года. Жорж Франжю рассуждает о стиле работ Ланга в 1937 — и убеждается в своей правоте двадцать лет спустя. Превер решает, что проще всего рассказать Марселю Карне сюжет — через картинки.

 

Лариса Малюкова в «Новой газете» написала о том, что происходит с Госфильмофондом спустя несколько месяцев после увольнения бывшего главы архива Николая Бородачева и назначения Вячеслава Тельнова.

«Рядовые сотрудники говорят вот о чем: в архиве меняется отношение к людям. Раньше они были балластом для начальников-феодалов, вынужденных их работу мизерно (зарплаты в 12 тысяч) оплачивать. „Научники“ работали на устаревших компьютерах, да и тех не хватало, монтажные столы без ремонта приходили в негодность. В библиотеку не закупались киноведческие издания и журналы, секвестировали обменный фонд, а значит, и возможности получать зарубежные профессиональные издания.

Обновленное руководство вроде бы осознает роль киноисториков, киноведов, архивистов — тех, кто сообщает рассыпающейся пленке качество бесценного masterpiece, артефакта мировой киноистории».

 

● ● ●

Syg.ma публикует запись лекции Йоэля Регева в СПбШНК, которую не описать точнее, чем она уже описана на сайте:

«Отталкиваясь от тезиса, что кино — это революционный инструмент для само-распутывания и самоосвобождения реальности, Регев рассмотрел ситуацию прерванной революции в современном кинематографе и способы ее продолжения. Проанализировав связь между фильмами Рауля Пека, Мишеля Хазанавичуса и Хон Сан Су, он постарался ответить на основной вопрос материалистической диалектики: отчего Альтюссер задушил свою жену — и как этого избежать».

Умри, а лучше не суммируешь.

 

● ● ●

На фестивале в Выборге главный приз программы «Копродукция» достался «Хрусталю» Дарьи Жук. Фильм уже показали в Карловых Варах, Белоруссия подумывает отправить его на соискание «Оскара». Это полнометражный дебют Жук, а ниже — короткометражная работа, которая выглядит отчасти разминкой перед «Хрусталем»: тоже 90-е, но место действия США.

 

 

● ● ●

Фестиваль «Послание к человеку» продолжает описывать свои необъятные программы. В том числе здесь можно будет увидеть тот самый «Хрусталь». А еще — короткий метр Лондонской академии кинематографа, ретроспективу Джема Коэна и Михаила Литвякова, и программу «Сопротивление. 1968-2018», созвучную последнему, 68-му номеру «Сеанса».

 

● ● ●

Мартин Скорсезе знает толк в интервью. В недавнем он назвал 85 самых важных для себя фильмов и аннотировал некоторые из них (следите за кавычками): много Росселлини, Фуллера, Олтмена и Уэллса. Вот его слова о «Лицах» Кассаветиса:

«Кассаветис приехал в Голливуд снимать такие фильмы, как „Ребенок ждет“ и „Слишком поздний блюз“, и после „Блюза“ он был разочарован. Те из нас, кто работал в Нью-Йорке, задавались вопросом: „Что там делает Кассаветис? Что он задумал?“ А он в это время снимал фильм в собственном доме в Л. А. с женой Джиной Роулендс и друзьями. И когда „Лица“ показали на кинофестивале в Нью-Йорке, он перекрыл всё, что там показывали. По большому счету, Кассаветис воплощает собой независимость в кино».

 

Кассаветис и Роулендс работают над «Лицами»

 

● ● ●

Нью-Йорк Кассаветиса уже в далеком прошлом. Спайка Ли обвиняют в тайной работе на полицию города. Оказывается, полицейский департамент Нью-Йорка заплатил режиссеру 200 тысяч долларов за ряд мероприятий, призванных «наладить отношения между представителями закона и черным сообществом». В Твиттере буря, среди недовольных рэпер Бутс Райли, читающий так называемый conscious rap и дебютировавший в этом году в режиссуре с картиной «Простите за беспокойство». Райли критикует «Черного клановца», в котором черный полицейский внедряется в Ку-Клукс-клан — по его словам, прототип персонажа прежде всего был человеком, который годами разрушал изнутри работу черных общественных организаций.

 

Бутс Райли

 

Как говорит в таких случаях «Медуза», если критика Спайка Ли для вас неприемлема, прочитайте лучше текст NYT о трех знаковых приемах из его фильмов.

«Если выбросить отсебятину и взять то, что мы действительно знаем о полицейском внедрении в радикальные [черные] группы и о том, как они проникали и направляли организации белых супремасистов, чтобы атаковать эти группы, то Рон Сталворт выходит злодеем. И снять на месте Спайка Ли такой фильм, в котором историческая основа сфабрикована с целью сделать черного копа и всех вокруг него союзниками в борьбе против расизма — это очень печально, если сказать мягко».

Спайк Ли в ответ заявил, что не будет ввязываться в конфликт и считает, что «полиция, как ни крути, нужна — нельзя ненавидеть ее целиком».

 

● ● ●

Пол Шредер поделился с Film Comment письмами, которые писал студентом в конце 60-х и начале 70-х своему брату Леонарду. Прелестное чтение, но ограниченное пейволом.

«День я провел в доме Жана Ренуара в Беверли-хиллз, прием был отличным. Жан (так мы, друзья, зовем его) снимает четыре коротких рассказа для французского телевидения. Во время каких-то деловых торгов с континентом он решил вернуться в Л. А. на пару недель. Максу Леммле, управляющему театра Лос-Фелиз, он сказал, что моя статья о „Будю“ была лучшей из тех, что он читал. Затем он отправил мне письмо с благодарностью, вложил туда фото с автографом и попросил врезку для Мишеля Симона, заодно пригласив меня к нему домой».

 

● ● ●

А вот как выглядел сценарий «Детей райка», написанный Жаком Превером. Можно заказать в виде постера за каких-то 469 долларов.

Пользователь Твиттера Дин Фрай также нашел небольшую киноведческую работу о том, как рисунок Превера превратился в режиссерский сценарий Марселя Карне.

 

 

● ● ●

К слову, послезавтра на аукционе выставят первую в истории киноафишу, ее автор — Анри Бриспо, она датирована 1896 годом и посвящена буквально первым показам синематографа братьев Люмьер. Стартовая цена — 40 тысяч фунтов стерлингов.

 

 

● ● ●

Наш французский блок закрывает текст сооснователя Синематеки, режиссера Жоржа Франжю о кинематографическом стиле Фрица Ланга — его перевели на английский язык. Франжю обстоятельно и без спешки рассуждает об отношениях режиссера с идеей суда в любом его проявлении, будь это линчевание, произвольный арест или суд в США. Франжю написал текст в 1937 году, ему тогда было всего 24 года, а в 1959 он вернулся к тексту и отредактировал его для «Кайе», исходя из своего подновленного знания о Ланге. Перевод выполнен на основе второй версии текста.

 

● ● ●

Вайнона Райдер и Киану Ривз пришли к выводу, что могут быть супругами. Виноват Коппола: на съемки «Дракулы» он позвал настоящего католического священника, тот для сцены провел церемонию от и до; на главный вопрос оба ответили «да». История вспомнилась в связи с новым совместным фильмом актеров — «Как женить холостяка».

 

 

● ● ●

В сентябре у москвичей и гостей города будут три дня, чтобы научиться снимать на 16мм и проявлять пленку. С 27 по 29 сентября специалисты из рижской лаборатории проведут воркшоп в рамках фестиваля MIEFF — но заявку на участие надо подать до 10 сентября. Подробности на «Кольте».

 

● ● ●

На этой неделе вышел пилотный выпуск видеоблога «Кимкибабадук» с Татьяной Шороховой и Марией Кувшиновой. Обсуждают «Безумно богатых азиатов», которые уже третью неделю не перестают обсуждать в США — сцену из них мы показывали в прошлом выпуске дайджеста.

 

 

● ● ●

Венецианский фестиваль открывается 29 августа, а с 30-го часть фильмов можно будет смотреть дома на платформе Festival Scope. Правда, один показ обойдется в 4 евро. Среди работ — «Человек, который удивил всех» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой.

Андрей Карташов загодя выбрал 21 фильм для «Коммерсанта».

 

● ● ●

Наконец, вернемся к Кассаветису. Режиссер Эндрю Бужальски описывает и показывает сцену из «Премьеры» — а самого Кассаветиса называет «недооцененным сюрреалистом».

Рейгадас
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»