18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №29

Мэрилин Монро говорит и показывает. Гейбл и male gaze. Джейлан и государственные деньги. Два Турнёра по цене одного. Фрейд о Джереми Айронсе.

 

Узнать о работе сотрудников Госфильмофонда можно из интервью Алисы Насртдиновой уфимскому изданию RB Today. Вот, например, о том, как вместе с Петром Багровым был открыт промежуточный вариант фильма «Квадраты» авангардного аниматора Оскара Фишингера:

«Я заказала по одной из карточек некий „Экспериментальный фильм. Франция“. Мы с Багровым сели смотреть. Это был очень короткий ролик — буквально секунд 30. И в процессе мы понимаем, что по стилистике это Оскар Фишингер. Стали искать, что это могло бы быть. Петр Алексеевич, полчаса проведя наедине с Гуглом, установил, что, скорее всего, это „Квадраты“ — беспредметный фильм 1934 года, который Фишингер сделал незадолго до эмиграции в Америку, поскольку в Германии был объявлен автором „дегенеративного искусства“. Но кое-что не сходилось: найденный фрагмент был с фонограммой, хотя прежде считалось, что Фишингер сделал картину без звука».

 

Оскар Фишингер

 

● ● ●

Совсем иная находка у архивиста Чарльза Казилло: он отыскал утраченную сцену с обнаженной Мэрилин Монро в «Неприкаянных» Джона Хьюстона. Оказалось, что пленка преспокойно лежала в доме продюсера картины Фрэнка Тейлора, который умер в 1999 году — о том, что материал существует, Казилло поведал сын Тейлора Кёртис. Вот его слова:

«Если вы прочитаете сценарий… там ничего не сказано про обнаженку… Когда она вдруг пошла на это в сцене, все на площадке были поражены. Хьюстон вздохнул и говорит: „Дорогуша, я их уже и прежде видал“. Гейбл и остальные, хотели, чтобы кадр оставили. Хьюстон был против, он чувствовал, что это совершенно не обязательная вещь».

 

● ● ●

Скончалась Арета Луиза Франклин. В Times вспоминают, в каких фильмах звучат песни королевы соула.

 

 

● ● ●

Нури Бильге Джейлан получил почетную награду от фестиваля в Сараево — и поговорил с публикой о своих последних работах.

О переменах в стиле и уходе от длинных планов в поздних фильмах:

«Это сложно объяснить. Это всё происходит инстинктивно. Я никогда не панирую этого, просто делаю — потому что это ощущение. И мне достаточно трудно его определить».

Об обилии диалогов в новом фильме:

«Меня пугает, что это может не сработать. И страх меня мотивирует. Но это не значит, что я всегда теперь буду делать такие фильмы».

О том, можно ли брать деньги на кино у государства:

«Они ничего мне не говорят. Критиковать фильм не так просто. Люди думают, что как только ты получаешь деньги от государства, ты больше не свободен. Это неправда. Они дают деньги, но не говорят ни единого слова по поводу того, каким должен быть фильм. Ведь для этого им придется обсуждать фильм с тобой, а никто [из них] ничего не понимает в кинематографе. Это никак не сказывается на твоей независимости».

О том, почему Джейлан не использует раскадровки:

«Раскадровки сужают мое видение. Когда я прихожу на съемочную площадку, я хочу чувствовать себя свободным, готовым что-то изменить. На площадке все может поменяться. И нужно быть открытым, доверять себе… я не особо думаю о том, как буду снимать. У меня заранее есть какие-то идеи, но когда я прихожу на съемки, то начинаю с нуля».

 

● ● ●

На Кино ТВ — программа предстоящей московской Ночи кино, которая запланирована на 25 августа. Там и фильмы последнего «Кинотавра», и «Магазинные воришки» — в общем-то, есть ради чего пренебречь сном.

 

● ● ●

В Петербурге «Воришек» покажут на «Послании к человеку» — вместе с триумфатором карловарского фестиваля «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» и с картиной «Три лица» Джафара Панахи. Эти и другие картины вошли в программу «Кино сверхреальности», которую собрал Андрей Плахов и о которой рассказывают Михаил Захаров, Андрей Карташов и Наталья Серебрякова.

 

 

● ● ●

Criterion рассказывает о фильмах, в которых актеры исполняют более одной роли.

«„Связанные насмерть“ — фильм, взывающий к прочтению по Фрейду — использует близнецов, названных женскими именами, чтобы исследовать мужской страх и зависть перед многообразностью женского тела, с его биологической потенцией к двойственности».

 

● ● ●

Более одного Турнёра представляют на сайте музея кино Австрии: говорят о Морисе и Жаке Турнере, отце и сыне, чьи фильмы собрали в общую ретроспективу.

«Надобно отметить, что Морис был одним из режиссеров, определявших киноязык в 1910-е, поэтому он повлиял на многих других. Если вы посмотрите, насколько его режиссура прогрессировала к 1915 году, то поймете, почему он вскорости был признан одним из величайших, где-то после Гриффита и рядом с Демиллем и, возможно, Инсом. Почти каждый последующий режиссер заимствовал у них, и мы говорим не только о тени. Тем не менее, Жак — великий режиссер теней, потому что он всегда привлечен к скрытому, к необъяснимому, к вещам, которые остаются в тени и на которые можно лишь дать намек».

 

«Ночь демона». Реж. Жак Турнёр. 1957.

 

● ● ●

В 1987 году в США начали выпускать игрушечную камеру PXL-2000, известную также как PixelVision, которая стоила сто долларов и снимала на обычную аудиокассету. Было выпущено около 400 тысяч экземпляров, которые сегодня считаются раритетом, и активно используются видеохудожниками. На Mubi статья о том, как дефект был доведен до эффекта.

 

● ● ●

Продолжаем разговор о дауншифтинге в съемочной технике. В блоге Дэвида Бордуэлла появилась отличная гостевая запись: Джефф Смит рассказывает о камере в фильме «Рассекая волны». Потому что гостей надо тоже уметь выбрать.

 

● ● ●

Cineticle опубликовал дайджест рецензий: отечественные «Глубокие реки» и «Календарь» проигрывают рядышком с «Людьми озера», «Моими провинциалами» и так далее, впрочем, «Мектуб» оказывается ничуть не лучше. Сыпятся звездочки.

 

● ● ●

Шок-контент недели от Станислава Ростоцкого: Юрий Никулин и Леонид Гайдай на съемках «Бриллиантовой руки»:

 

 

● ● ●

«Искусство кино» объявило конкурс на эссе о кино для школьников. Писать надо о «Трансформерах». Если вы школьник и любите автоботов, до 20 сентября у вас есть отличный повод заваливать домашние задания.

 

● ● ●

Июльское эссе об искусстве рассказывать истории на примере «Семи самураев».

 

 

● ● ●

На «Кольте» онлайн-премьера фильма Инны Омельченко «Бумажные звезды», ученицы школы Разбежкиной, действие которого происходит в летнем лагере возле моря.

А у нас — премьера короткометражного фильма «Дирижабль» Марии Вихровой.

 

● ● ●

В сентябре у нас покажут «Безумно богатых азиатов», которые сейчас широко обсуждаются в западной прессе. New York Times попросила режиссера картины Джона Чу разобрать одну из сцен в фильме.

 

● ● ●

Платформа для стриминга авангардного кино Kinet опубликовала августовскую программу — смотреть фильмы можно бесплатно.

BEAT
Косаковский
Manhattan
Proskurina
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»