18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №28

Итоги Локарно, анонсы «Послания к человеку». Ассаяс пишет о Бергмане. Аньес Годар рассказывает о Бинош и коже. Юбиляры недели, которых вспоминают, интерпретируют и поучают.

Победитель Локарно, «Воображаемая земля».

В Локарно вручили призы: главный взял сингапурский фильм о полицейском и пропавшем гастарбайтере: как и в случае с «Пылающим», история исчезновения быстро перерастает детективные условности. О призерах можно почитать здесь, а вот наше интервью с Михаилом Максимовым, единственным российским режиссером в программах Локарно этого года.

Подробнее о фестивале писал Андрей Плахов на сайте «Коммерсанта»: о юношеских травмах в кино этого года, о первых премьерах и, в числе прочего, о «Цветке» Мариано Джинаса, который ничего не получил:

«По-прежнему котом в мешке остается включенный в конкурс аргентинский фильм „Цветок“ Мариано Льянаса, состоящий из шести эпизодов с общим беспрецедентным метражом в тринадцать с половиной часов. Посмотрев два эпизода из шести, приходишь к выводу, что это довольно милые упражнения интеллектуала-киномана, пародирующего низкие жанры. Ему помогают четыре хорошие актрисы, играющие во всех эпизодах. В первом возня идет вокруг исследуемой специалистами мумии, которая сеет в округе эпидемию. В третьем пародируется шпионский фильм: агенты-женщины без труда расправляются с врагами — представителями слабого, мужского, пола».

Также можно послушать итоговый подкаст Film Comment о фестивале.

 

 

● ● ●

Американская пресса с головой ушла в обсуждение «оскаров»: теперь их будут вручать еще в одной номинации, за «лучший популярный фильм». Во-первых, общественность уже углядела в этом подачку «Диснею» — права на трансляцию церемонии за многие миллионы долларов покупает канал ABC, за которым торчат понятно какие уши владельцев. Во-вторых, диснеевская же «Черная пантера», тем самым, вполне себе претендует на новую статуэтку — но значит ли это, что она недостойна соревноваться в основных номинациях? Глядя на это, сложно даже представить, кто отважится вести ближайшую церемонию.

«Академия, должно быть, руководствуется предположением, что некоторые потенциальные зрители не смотрят, потому что не видели или безразличны к номинируемым фильмам, но готовы будут подключиться, если франшизы, такие как „Звездные войны“, Marvel или „Миссия: невыполнима“ окажутся там», — пишут на сайте Criterion.

«Письмо, подписанное в том числе Дон Хадсон, исполнительным директором академии, не говорит, что составляет „популярный“ фильм и смогут ли фильмы, номинированные в этой категории, также соревноваться за лучший фильм. (Позднее представительница академии отметила, что смогут.)», — сообщает NY Times.

 

● ● ●

Журнал Filmmaker общается с женщинами-операторами про «женский пристальный взгляд» (female gaze): отвечают Наташа Брайер («Неоновый демон») Аньес Годар (оператор Клер Дени), Джоан Черчилль и Эшли Коннор.

«Брайер: Процесс [работы] с Ником [Виндингом Рефном] очень естественный и волнительный. Он не давал мне визуальных референсов, от которых можно было бы отталкиваться. Мы много говорили о теме, о том, каково быть чужаками в Лос-Анджелесе, о настроении, чувствах, музыке. Он дал мне плейлист с музыкой, которая вдохновляла его и список фильмов, которые надо было посмотреть, но которые не были референсами, в них больше значило настроение, тон и ничего, про что можно было сказать: я хочу сделать вот так. Скорее, ощущение было такое, что в месте, где встречаются все эти безумные фильмы, обитает „Неоновый демон“, и оставалось это место найти».

 

 

● ● ●

Помимо этого, Аньес Годар появилась на сайте студии Grasshopper Film, и представила десятку любимых фильмов. Попросили взять за последние десять лет — Годар предложила пять таких и пять, которые «время не тронуло»: «Горбатая гора», «Вкус вишни», «Клют» и другие. Кстати, на днях вышла новая десятка, ее составил Рикки Д’Амброуз, чьи «Заметки о видимом» в этом году показывали в «Духе огня», а сейчас они вышли в американский прокат.

Наконец, можно почитать интервью Годар журналу Film Comment. Самое время — снятый ею фильм «Впусти солнце» Клер Дени приплыл до одной знакомой всем бухты.

«Планы из-за плеча незаменимы в той грубой эстетике, которую вы и Клер заявили в неистовом и поглощающем „Плевать на смерть“, но ваш последний совместный фильм, „Впусти солнце“, состоит исключительно из съемок с фиксированной точки и тележки. […]

Это правда, что отказ от надплечевых планов был ощутимым, но он связан с нашим решением работать с цифрой, а также с моим подходом к этому конкретному проекту — а это первый сценарий Клер, по сути построенный на диалогах. Поэтому я задавала себе вопрос, как снимать слова и как снять героиню Жюльет Бинош красивой, желанной, источающей свет. Нам предстояло найти цифровую камеру, которая способна ухватить нюансы, потому что невзирая на развитие технологий, эти камеры не так хорошо обрабатывают текстуры, как пленочные камеры. Так что, поле обсуждений с Клер, мы решили использовать Sony F65 с 70-миллиметровыми линзами Panavision — вышел интересный союз между камерой, которая дает очень деликатное изображение и линзами, которые немного искажают изображение кожи».

 

 

● ● ●

В честь юбилея Энди Уорхола Cineticle публикует короткий текст Алексея Тютькина о восьмичасовом «Эмпайре»:

«И снова парадокс: такой фильм, как „Эмпайр“ стал зачатком мифологии быстрее и успешнее, чем фильм другого режиссёра, который также неравнодушен к высотным зданиям. Мэттью Барни снял Крайслер-билдинг в своём потрясающе детальном в смысле мифологии „Кремастере 3“, но вся эта подробность гротескных ритуалов масонства дигитальной эры совершенно перекрыта пустотностью всего одного плана Эмпайр-стейт-билдинг. Энди Уорхол без усилий доказывает, что мифология успешнее рождается из пустоты, чем из запутанного орнамента выверенной структуры».

Не пропустите и текст из 68-го номера «Сеанса» о Уорхоле в 1968 году — именно тогда в него стреляет Валери Соланас.

 

● ● ●

А Оливье Ассаяс написал большой текст про Ингмара Бергмана, в английском переводе его публикуют на сайте Film Comment.

«Бергман занимает уникальное место во французском кинематографе. Икона новой волны, признанный и Годаром и Трюффо, магнитным полюсом он послужит уже для следующего поколения. В самом деле, единственное общее место для Филиппа Гарреля, Андре Тешине, Бенуа Жако и Жака Дуайона, помимо того, что их фильмы избавлены от диалогов […], это их обращение к Бергману за инструментами, которые позволили бы им воссоздать отношения не в романном, не-брехтианском повествовании, а через воплощение на перекрестке между персонажем и актрисой или актером — кинематограф, который исследует человеческую породу, исследуя тайны, которые обнаруживают лица».

 

● ● ●

Майкл Алмерейда вернулся к студенческой затее снять байопик о Николе Тесле. В главной роли он видит Итана Хоука, с которым почти двадцать лет назад сделал «Гамлета» (там еще играли Кайл Маклахлен в роли Клавдия и Билл Мюррей-Полоний), а в 2015 — шекспировский же «Цимбелин», мы о нем писали. Режиссер рассказывает о проекте:

«После бессчетных переделок, сценарий теперь напоминает дом, который перестраивали на одном и том же месте в течение 35 лет. От первоначального строения остались только камин и несколько половых досок. Или, если точнее, несколько сцен с Джей Пи Морганом, написанных двадцатилетним человеком, который слегка напоминает нынешнего сценариста».

 

 

● ● ●

Через месяц в Петербурге начинается «Послание к человеку». На сайте можно начать знакомиться с программами: вот интервью с Джемом Коэном, который прилетит представить ретроспективу своих работ.

«Для меня работать с камерой — почти как дышать, я об этом не очень задумываюсь. Дело еще и в том, что некоторые вещи, которые обычно доставляют неудобство, становятся интересными, когда вы их снимаете. Это такой способ взаимодействия с миром. Например, бюрократия: если я сижу где-то в очереди, это меня раздражает, но если у меня с собой камера или хотя бы микрофон, то вся эта ситуация вдруг становится таким фрагментом жизни, который интересно рассматривать. Особенно я люблю ездить в нью-йоркском метро: я бесконечно удивляюсь разнообразию людей, которых я там вижу. Это до сих пор не стало для меня привычным, хотя я живу здесь уже тридцать лет».

 

● ● ●

Киномания среди немногих, кто вспомнил о 100-летии Роберта Олдрича, в связи с чем публикует подборку главных фильмов.

 

Об Олдриче говорит Ли Марвин.

 

● ● ●

Весьма неожиданный список фильмов от Зинаиды Пронченко публикует сайт Кино ТВ, и тоже в отношении юбиляра: «10 фильмов, которые помогут Марин Ле Пен стать нормальной». Под заголовком действительно интересный список с завлекательными описаниями. Можно придумать и другие поводы: фильмы, которые заставят Дональда Трампа писать в Твиттер (или, как вариант, заставят написать «SAD!»), фильмы, которыми мог вдохновляться Александр Беналла, фильмы, оскорбляющие быстрее Бориса Джонсона.

 

● ● ●

Американский критик турецкого происхождения Бильге Эбири в Твиттере делится фотографиями кинодневника своего отца: печатная машинка, ручные пометки, коллажи из газет и программок, в общем, загляденье.

 

 

● ● ●

Когонада теперь снимает кино и больше не делает видеоэссе, поэтому Film School Rejects собрали наиболее важные его эссе в одном материале: Тарантино, Кубрик, Одзу и прочие.

 

Сеанс68
Beat Weekend
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»