18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №26

Что смотрели киноведы на фестивале в Болонье? Какой фильм рассердил ФБР? А также дневники Рауля Руиса, в которых Бранку еще не бука, и новые друзья и враги Бонда, которые будут выглядеть по-русски.

 

12 друзей кинокритика Андрея Карташова выбирают лучшие фильмы XXI века на сайте «Кино ТВ»: чаще всего упоминаются «Малхолланд Драйв» и «Догвилль», но самое интересное, конечно, пояснения выбора: пока вы не открыли материал, можете поиграть в отгадайку:

«Открываются новые технические возможности для отражения жизни героев в её реальной длительности».

«Американа глазами упрямой британки, предсказавшей пришествие Трампа; точный портрет страны, в которой юность теперь бунтует по причине».

«Частная история семейных отношений в большой истории румынско-немецкого капитала».

«Один из самых красивых фильмов XXI века для тех, кто всё-таки не может смириться с новым Маликом и хочет вернуть старого. Идеальный продюсерский выбор Брэда Питта».

«Экзистенциальный триллер, посносивший крыши по всему миру (что в новом тысячелетии происходит всё реже) и заодно объявивший, что корейское — значит отличное».

 

● ● ●

На этой неделе мы запустили новую авторскую рубрику «Оттуда» — Денис Горелов описывает зарубежное кино, попадавшее в позднесоветский прокат. Голливудская требуха, евротрэш и много нежданных открытий ждут вас не еженедельной основе, а пока — интервью Дениса Вадимовича «Комсомолке» вокруг книги «Родина слоников». Дух захватывает с любого места, поэтому приведем отрывок буквально случайным образом:

«Тут мы вышли на очень важную тему: все фильмы, которые крайне популярны в народе, на самом деле являются в той или иной степени байками. Знаменитый сценарист Валерий Фрид („Служили два товарища“, „Экипаж“, „Гори, гори, моя звезда“) прямо говорил, что его и его соавтора Юлия Дунского всегда отличало крайнее презрение к исторической правде, совершенно голливудское презрение. И „Белое солнце пустыни“, например — это сказка про то, как русский солдат после 25-летней лямки у царя идет домой со службы и всем встречным Змеям Горынычам головы отрубает…»

 

● ● ●

В июне-июле прошел очередной фестиваль Il Cinema Ritrovato в Болонье, где представляют архивное и восстановленное кино. Специально для «Сеанса» Ирина Марголина рассказала о программе, посвященной Сесиль Декюжис, которая монтировала фильмы Трюффо, Годара и Ромера. На Mubi можно прочесть о других программах и открытиях кинофестиваля в этом году: например, о том, как погода вмешалась в показ «Седьмого неба» Фрэнка Борзейги, и как в одной из программ автору попалась короткометражка 1898 года, демонстрировавшая в подробностях полостную операцию. (Вот тебе, Содерберг, и «Никербокер»!)

 

● ● ●

Дэвид Бордуэлл (кстати, побывавший на смотрах в Болонье) написал большой пост о фильмах, построенных на рассказе свидетеля. По словам киноведа, приход звука сильно сузил драматургические ходы: продюсеры думали лишь о том, как приспособить звук в кино, подстраивались под новые жанры, и лишь к середине тридцатых кинематографисты достаточно осмелели, чтобы вернуться к экспериментам с нарративом, отчасти уже известным по немой эпохе. В сороковые появляется серия фильмов, построенных вокруг ненадежного свидетеля. Возможно, первым из них становится «Леди в поезде» 1945 года, хотя сам тип сюжета предъявлен еще у Корнелла Вулрича в рассказе It Had to Be Murder, который позднее экранизирует Хичкок, призвав на помощь Джеймса Стюарта с биноклем.

 

 

● ● ●

И еще кое-что об архивном кино. Ричард Броди рассказывает про фильм, соавтор которого обвинял ФБР в неудачном прокате и исчезновении картины — и действительно, только спустя несколько лет после его смерти она отыскалась.

«Фильм Айвена Диксона 1973 года „Призрак, который сидел у двери“ [впрочем, spook — это еще и „агент“ — примеч. ред.] […] о первом черном в ЦРУ. Покинув управление, агент Дэн Фримен (Лоуренс Кук) переезжает в Чикаго и свои навыки направляет на ведение герильи: он организует группу из черных гангстеров и ветеранов Вьетнама, и превращает их в силу, которая бунтует против полиции, национальной гвардии и городского управления. Радикальный замысел картины был замечен за пределами Голливуда: независимо спродюсированный фильм был завершен и выпущен при участии United Artists, но вскоре после выхода его изъяли из проката. Копии были уничтожены, а негатив отдали в архив под другим названием, и [автор романа, по которому поставлен фильм, Сэм] Гринли (который умер в 2014) заявлял, будто ФБР причастна к его исчезновению, ссылаясь на визиты агентов к владельцам кинотеатров».

 

 

● ● ●

Альфонсо Куарон рассказал о новом фильме Roma — мы в двух словах писали, о чем эта картина, а теперь режиссер наговорил больше. Например, на этом фильме он выступил в качестве оператора, отказавшись от услуг Эммануэля Любецки, которого он нежно называет «Чиво».

«Обычно, когда я работаю с Чиво, на съемочной площадке мы много обсуждаем планы, о том, как составлять эпизоды, очень подробно об этом говорим. Но потом я оставляю его и ухожу заниматься другими делами. [С Roma] я всегда должен был быть на площадке. Это провоцировало различные трансформации и едва различимые перемены в каждой сцене. Я постоянно был окружен своим прошлым, и это было частью того фундаментального процесса, который мне был нужен. Тот факт, что Чиво не смог принять участие, для творческого процесса во многом стало удачей».

 

● ● ●

Бонд-25, который снимает Бойл, не обойдется без русского следа. Сайт фанатов бондианы опубликовал ориентировки от отдела кастинга — похоже, и новым злодеем, и новой девушкой Бонда будут русскоговорящие актеры.

Характеристики главного отрицательного персонажа таковы: возраст от 30 до 60+, беглый английский, харизматичный, властный, изобретательный, светский, умный, холодный и мстительный.

Девушка Бонда — 30-45 лет, беглый английский, умная, храбрая, жестокая и очаровывающая, она должна быть остроумной и умелой, способной к выживанию. Актрисе на эту роль потребуется недюжинная сила для постановочных боев. Также она должна быть «очень эффектной».

В обоих случаях указывается, что сойдут и «балканские и схожие» актеры.

Третий номер в террористической организации «Спектр», агент СМЕРШ Роза Клебб в «Из России с любовью».

 

● ● ●

В сети понемногу переводят и выкладывают дневники Рауля Руиса. Например, двадцать два года и один день назад он писал о том, что заканчивает съемки картины (скорее всего, это «Генеалогия преступления» с Денев и Пикколи). Только что Руису исполнилось 55, ему подарили два ящика вина. На работу это не влияет, и картину они заканчивают в срок — хотя «производственные трудности есть, но Паулу [Бранку, продюсер Руиса, недавно побывавший в центре скандала из-за „Дон Кихота“ Гиллиама — примеч. ред.], кажется, настроен хорошо».

 

● ● ●

Кроссовер, к которому никто из нас не готов: угандийские энтузиасты шлют из Вакаливуда предложение о совместном творчестве с якутскими кинематографистами.

 

 

● ● ●

«Челюсти» положили начало жанру «фильм с акулами». Вот интересный взгляд на сюжетный компонент, про который меньше всего думают зрители, но который неизменно перенимают сценаристы в этом и смежных жанрах.

 

 

● ● ●

Алексей Филиппов рассказывает кое-что об архитектуре ужаса в It Follows.

 

 

● ● ●

Все трейлеры предстоящего фестиваля в Торонто на сайте фестиваля любезно собраны в одном месте.

 

● ● ●

О новой части «Миссия: невыполнима» рассказали все, а теперь и сам режиссер.

 

 

● ● ●

Фильм «Олег Евгеньевич» Линары Багаутдиновой — на сайте «Кольта» и платформе «Пилигрим». «Вход в русскую пустоту», — сообщает анонс.

Divine
Каро
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»