18+
// Хроника

Сеанс-дайджест №18

Годар называет киносъемку «пост-производством», Триер произносит слово «тройка», семилетний Нолан приходит к интересным выводам. Читайте, чтобы узнать, кто такой третий человек на титульном снимке с Кубриком и Николсоном.

Жан-Люк Годар и Джеральдина Чаплин, Канны-1968

Постараемся всеми силами избежать превращения дайджеста в каннский. Ограничимся строго тремя сюжетами.

Во-первых, каналу «Кино ТВ» удалось поговорить с Сергеем Лозницей после премьеры «Донбасса».

«— Как вы вообще решали конфликт художника и гражданина и был ли вообще конфликт?

— У меня не было никакого конфликта. Как гражданин я обязан говорить о том, что меня волнует, и я это говорю, а как художник я делаю это так, как умею. Теми красками, которые я умею использовать. В той форме, в которой я вижу то, что происходит. Сама форма — это ещё и отношение к тому, что происходит. Потому что серьёзно это воспринимать нельзя. Поразительная вещь: с одной стороны, это поразительно смешно, это гротеск, но за этим — трагедия».

 

 

● ● ●

Во-вторых, почитайте интервью BBC с Ромой Зверем и сценаристами «Лета», Лили и Михаилом Идовыми — звучат мудрые вещи:

«Би-би-си: С самого начала фильм подвергался критике из-за слухов о гомосексуальности в картине, кто-то говорил, что вы исказили факты. Как вы на это реагировали?

Михаил Идов: Мы реагировали спокойно, потому что…

Лили Идова: …это неправда.

Михаил Идов: Мы же знали, что за фильм. Не было никакого смысла обсуждать мнения людей, которые не смотрели фильм. И поэтому мы не реагировали никак, и теперь есть шанс всем посмотреть и составить свое мнение».

 

● ● ●

Напоследок самый главный из каннских разговоров: Жан-Люк Годар отвечает людям, которые только что посмотрели его последнюю картину. Вот ответ на вопрос «вам что, надоел съемочный процесс» (дело в том, что «Книга образов» — монтажное кино)?

«Несомненно. Я быстро понял, что самое важное — не съемки, а монтаж, все начинается с него. Съемочный процесс — это, по сути, пост-производство. И тем самым можно чувствовать себя свободнее, можно больше размышлять. Ведь монтаж, даже цифровой, делается руками — а в кино есть такая присказка, „человек должен думать руками“. Представьте на минуту, что вы оказались вынуждены провести целый день, не пользуясь руками. Как бы вы справлялись? Как бы двигалась ваша голова? Как бы вы ели? Как бы вы любили, без рук-то? Ничего нельзя поделать без рук. Вот поэтому мой фильм с самого начала показывает, что в основе всего — пять пальцев. А когда пять пальцев собираются вместе, у вас уже есть рука».

 

 

● ● ●

Это было недавно, это было давно: к прошлым КаннамБританский киноинститут собрал памятные кадры из истории кинофестиваля. Жан-Пьер Лео прыгает на гостиничной кровати, Аньес Варда заряжает пластинку в музыкальном автомате, Софи Лорен в роли председателя жюри наслаждается персональными показами.

 

 

● ● ●

Если вы хорошо знаете про Стэнли Кубрика, но никогда не слышали имя Леона Витали, стоит поинтересоваться документалкой Filmworker. Витали — ассистент Кубрика, более 20 лет выполнявший самую неблагодарную работу. Он ездил снимать гостиничные кухни перед съемками «Сияния», следил за кошками режиссера — а когда тот писал особенно гневные записки студийным боссам, то подписывал их «Всего наилучшего, Леон Витали» — ассистент принимал удар на себя. Подробнее о фильме рассказывает Игнатий Вишневецкий.

Витали фотографирует Кубрика и Николсона на съемках «Сияния»

 

● ● ●

О судьбоносной встрече с «Космической одиссеей» Кубрика рассказывает Кристофер Нолан в материале New York Times. Далее речь идет о реставрации фильма в честь 50-летия, которую Нолан курировал лично. Нолановский подход состоит в том, чтобы не скрывать цифровыми методами дефекты пленки, не дорисовывать отсутствующие цвета — а приблизить современного зрителя к максимально чистому опыту просмотра полувековой давности, даже если картинка сохранит царапины и другие врожденные дефекты.

«Кристоферу Нолану было 7 лет, когда вместе с отцом он отправился в Лондоне в кино на классическую картину Кубрика „2001: Космическая Одиссея“. Он был ошарашен.

„Я сидел там и думал: вот то кино, которое ни в чем не следует привычному порядку вещей“, — сказал господин Нолан в телефонном интервью».

Правдоподобная речевая характеристика семилетнего человека.

 

● ● ●

Поговорили про inclusion rider, и забыли? Вот уж нет. Теперь сценаристы смогут оценивать репрезентативность собственного творчества на ходу. В сценарный редактор Highland 2 на MacOS были добавлены инструменты, замеряющие соотношение гендеров в тексте. Создатель программы Джон Аугуст заботится в том числе и о себе. Теперь писать сценарии для Тима Бертона станет если и не удобней, то спокойней — Аугуст соавтор фильмов «Крупная рыба», «Труп невесты» и «Чарли и шоколадная фабрика». Свою борьбу он начал раньше, когда написал сценарий киноремейка телевизионных «Ангелов Чарли».

Тут интересно обратить внимание на инициатора этих изменений. Сценарист Кристина Ходсон, автор сценарной основы к двум очень невразумительным жанровым поделкам «Взаперти» и «Наваждение», аккурат после #metoo начала получать заказы на крупномасштабные проекты. В ближайшее время выйдет «Бамблби», побочная картина о трансформерах и автоботах. Уже анонсирован фильм «Бэтгёрл» и еще одна экранизация из вселенной про Бэтмена по ее сценарию. Надеемся, она не забудет установить последнюю версию Highland 2, и автоботы с супергероями получат равное время на экране.

 

● ● ●

Себастьян Лелио поделился с Criterion своей десяткой лучших фильмов — естественно, по правилам рубрики они должны быть из критерионовского каталога. На первом месте «Женщина под влиянием», затем «Лифт на эшафот», затем суповой набор Триер, Тарковский, Бергман, Феллини, и так далее.

Надо сказать, что у Criterion только-только обновился вебсайт, ретрограды будут против, но зато появились красивые материалы наподобие этого рассказа о «Мертвеце» Джармуша.

 

● ● ●

Наш проект «Чапаев» к 9 мая подготовил страницу фильма «Иди и смотри»: редкие интервью, заметки о фильме Аллы Гербер, Василя Быкова, Алеся Адамовича и других, и десять редких кадров.

 

 

● ● ●

На Vanity Fair вспоминают фильм Спайка Ли «Его игра», которому в этом году исполняется 20 лет. Это кино хочется порекомендовать всем, у кого в «Движении вверх» «баскетбол интересный»: Дэнзел Вашингтон без какого-либо рычага переходит от монологов оскаровской страсти к игровым сценам на уличных коробках в Нью-Йорке, и даже не теряется на фоне настоящего баскетболиста Рэя Аллена, который исполняет здесь роль его сына. Баскетбольные эпизоды в фильме — чистая поэзия. (И, что характерно, озвученная музыкой из классических вестернов.) Вот, например, эпизод, прием Аллена спустя пару лет станут повторять на всех площадках страны:

 

 

● ● ●

Рубрика видеоэссе сегодня — короткая.

На AV Club 4-минутное видео о том, почему пленка лучше DCP, вернее, лучше всего на свете.

 

● ● ●

Журнал Film Sense перевел выпуск «анатомии сцены» про «Остров собак» Уэса Андерсона. Напомним о нашем видеоэссе, которое вышло чуть раньше, но касается всего Андерсона.

 

 

● ● ●

Отсюда же — Ларс фон Триер говорит «тройка», и угадайте, в связи с кем.

 

 

● ● ●

Филип Брубейкер на Fandor рассказывает о том, как минимальное использование склеек работает с чувством опасности, юмором, временем и интимностью в кино.

Subscribe2018
Beat Weekend
Сеанс68
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»