18+
// Хроника

25 фильмов и способов решить спор дуэлью

Как и главнокомандующий Нацгвардии, мы чрезвычайно широко трактуем понятие дуэли и сегодня решили вспомнить о том, какие варианты выяснения отношений предлагает оскорбленным кинематограф. Волшебные палочки, музыкальные инструменты, бензопилы, револьверы и другие способы урегулирования конфликтов в нашем списке.

 

«Охотник на оленей». Реж. Майкл Чимино. 1978

Непонятно, кто именно рассказал Чимино о пытке «русской рулеткой», однако, очевидно, без подневольной дуэли, которой истязают главных героев «Охотника на оленей» вьетконговцы, фильма бы не было. Может, просто они русские, и это много объясняет?

 

«Жмурки». Реж. Алексей Балабанов. 2005

Балабанов, очевидно, очень ценил «Охотника на оленей». Так что эту сцену можно счесть прямой цитатой из фильма Майкла Чимино. Если вас угораздит играть в «русскую рулетку» в России, позаботьтесь о том, чтобы рядом оказалась хотя бы бронепапка.

 

«Харакири». Реж. Масаки Кобаяси. 1962

Даже при наличии катаны, совсем не обязательно размахивать мечом, чтобы победить противника. Одна из самых эффектных дуэлей самурайского кино почти целиком построена на обмене неприятными взглядами. Подчас глаза говорят лучше всяких слов.

 

«Монти Пайтон и священный Грааль». Реж. Терри Джонс. 1975

Идеальный рыцарский поединок для тех, кто никогда не сдается. Подойдет для самых принципиальных противников. В нулевых сцена сатирического расчленения Черного рыцаря королем Артуром неожиданно снова мелькнула в кино, когда Джордж Лукас решил расправиться с Анакином Скайуокером, которого четвертовал Оби-ван.

 

«Избавление». Реж. Джон Бурмен. 1972

Во втором своем заокеанском фильме британец Джон Бурмен полез в американскую глубинку, и обнаружил топливо зрительских кошмаров на последующие десятилетия. (В том числе и за океаном, смотри «Мучение» Фабриса Дю Вельца.) Прежде чем в фильме возникли реднеки-педерасты, а Берт Рейнольдс взялся за лук, конфликт города и деревни изящно нашел выражение в музыкальной дуэли: шестиструнная гитара горожанина Ронни Кокса против истерзанного банджо мальчишки, который спустя тридцать лет на несколько секунд вернется в образ для «Большой рыбы» Бертона.

 

«Хороший, плохой, злой». Реж. Серджио Леоне. 1966

В вестернах дуэли случаются часто: то томагавк против винтовки, то кольт против кольта, то винчестер против пистолета, но они чаще всего предельно функциональны, поэтому мы выбрали финальную схватку из «Хорошего, плохого, злого» — избыточно прекрасную и невозможную дуэль à trois, которая проясняет расхожую истину: «На свете есть два типа людей — те, кто копают, и те, у кого заряжен пистолет».

 

«Берегись автомобиля». Реж. Эльдар Рязанов. 1966

Дуэль Гамлета с Лаэртом — одна из самых известных сцен Шекспира, не случайно и первые экранизаторы трагедии в 1900-м ограничились именно этим эпизодом. Современным поединщикам «Гамлет» как бы недвусмысленно намекает: не уверен в победе — используй яд. Казалось бы, ну при чем здесь Полоний?

 

«Умри, но не сейчас». Реж. Ли Тамахори. 2002

Странным образом Джеймс Бонд впервые взялся за шпагу лишь в двадцатом фильме франшизы. Дуэль получилась вполне бондовской: страдают антикварные стулья, утренние газеты, витринные доспехи и парадные портреты. Соперники успевают несколько раз сменить экипировку, раздеться и, не сговариваясь, все-таки выйти на улицу, где Бонд предложит врагу остудить пыл в фонтане.

 

«Матрица». Реж. Анди и Ларри Вачовски. 1999

Весь фильм бывшего сотрудника опенспейса мистера Андерсона преследует угроза в лице мистера Смита — словно всегда поджидающая за углом дубинка росгвардейца. В конце концов, на безлюдной и отдающей пылью вестернов Леоне станции метро они сталкиваются лицом к лицу. С сатисфакции не «съехать».

 

«Бойцовский клуб». Реж. Дэвид Финчер. 1999

В 1999 году усталость от офисной жизни стала мотивом не одной только «Матрицы». В «Красоте по-американски» герой Кевина Спейси ловко обустроил свою безработную жизнь, выцыганив себе 60 тысяч долларов путем шантажа. А в «Бойцовском клубе» безымянный персонаж Эдварда Нортона провернул схожий трюк, решив хорошенько навалять самому себе и свалить всё на несговорчивого «регионального управляющего». Отличный вариант для тех, кто хочет подраться, но не находит отклика у противника.

 

«Черная гадюка» (3 сезон). Реж. Ричард Кертис и Роуэн Аткинсон. 1987

Хочешь стреляться — возьми пушку (а «на шпагах, вообще, дерутся только девчонки»). Подходящий вариант для главнокомандующего — небольшое осадное орудие. Лорд Веллингтон в исполнении Стивена Фрая выбирает его, чтобы урезонить зарвавшегося карьериста Эдмунда, который выдает себя за принца-регента. От неизбежной гибели мерзавца спасает портсигар. А вам говорят, что курить вредно.

 

«Бунтарь без причины». 1955. Николас Рэй / «Бриолин». 1978. Рэндалл Клайзер

Дуэли на машинах можно выделить в отдельную статью: тут и автобус против мотоцикла, и второй фильм Стивена Спилберга, и прыжки по холмам Сан-Франциско в «Буллите». Но забыть о «Бунтаре без причины» нельзя никак: здесь была представлена подростковая затея пострашнее «синего кита» — игра в «цыпленка». По правилам, герои разгоняются на «олдсмобилях» до обрыва, кто первый затормозит, тот и струсил. Не струсят оба, но один из участников сорвется вниз и полыхнет нарисованной вспышкой во тьме. Пройдет 22 года, и мрачную игру реабилитируют в «Бриолине» с Траволтой, где эстетика 50-х станет гладкой, напомаженной и задорной.

 

«Барри Линдон». Реж. Стэнли Кубрик. 1975

Шедевр Кубрика начинается дуэлью (первая дуэль эхом отзывается в финале). Самое блистательное в этой сцене — дистанция. Кубрик вполне справедливо считает, что от дуэлянтов следует держаться на почтительном расстоянии. Так, действительно, безопаснее.

 

«Розенкранц и Гильденштерн мертвы». Реж. Том Стоппард. 1990

Одно из открытий Розенкранца (Гэри Олдмен) в фильме — игра в теннис — как и прочие, сделано ненароком, во время словесной перепасовки с Гильденштерном (Тим Рот). Монтаж, при этом, следует законам теннисной трансляции. О кинематографической природе этой сцены можно рассуждать долго — или посмотреть «Империю совершенства», в которой великий теннисист Джон Макинрой становится если не режиссером матча, то извлекателем киногении на корте.

 

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Реж. Стивен Спилберг. 1981

Это в честной дуэли драться соперники должны на равных. А вот когда тебе не дают пройти по улице, не грех и сократить маршрут. Очутившийся в Каире человек с кобурой Индиана Джонс натыкается на человека с саблей. Байка гласит, что краткий исход этой дуэли был продиктован плохим самочувствием Харрисона Форда. Если так, акклиматизация превратила эту сцену в одну из самых уморительных схваток в истории кино.

 

«Гарри Поттер и тайная комната». Реж. Крис Коламбус. 2002

Если нет шпаги или пистолета, а банальным мордобоем ограничиваться не хочется, поможет волшебная палочка. Тут, правда, многое зависит от знания теории. Перед тем, как махать палочкой, стоит подучить соответствующие заклинания.

 

«Звездные войны. Скрытая угроза». Реж. Джордж Лукас. 1999

Провальный, неловкий, с двумя неминуемыми сиквелами заход Джорджа Лукаса в территориальные воды собственной франшизы было не так просто вытерпеть до конца. Но когда молодой Оби-Ван Кеноби под музыку Джона Уильямса разрубил Дарта Мола пополам, с задних рядов раздался крик «остались от него рожки да ножки» — примерно этим и живет сегодня память об этой монструозной поделке.

 

«Парень-каратист». Реж. Джон Эвилдсен. 1984

Спустя 8 лет после «Рокки» Джон Эвилдсен снимает еще один культовый фильм, где все вопросы решаются на ринге, и тоже с музыкой Билла Конти. В финале фильма Дэниел встречается с Джонни, который на голову выше. Звероподобный тренер Джонни велит ломать Дэниелу ногу, которую уже травмировали в другом поединке. Прихрамывая, Дэниел вспоминает тайную технику «журавля» — а у журавлей, как мы знаем из Боккаччо, одна нога.

 

«Трудная мишень». Реж. Джон Ву. 1993

Первый голливудский опыт Джона Ву сразу задал нужный градус жизнеподобия: бомж по имени Шанс в исполнении Ван Дамма бьет всех встречных-поперечных в рапиде (ради которого бельгиец отрастил длинные волосы), а с последним боссом, не церемонясь, разбирается гранатой, которую бросает врагу в мешковатые, по моде девяностых, брюки.

 

«Техасская резня бензопилой-2». Реж. Тоуб Хупер. 1986

Близящийся прокат «Мэнди» Паноса Косматоса, где Николас Кейдж берет в руки бензопилу, чтобы поквитаться с обидчиком, заставляет вспомнить об эталонной схватке на этих инструментах. Деннис Хоппер против Кожаного лица. Угадайте, кто победит?

 

«Такси». Реж. Жерар Пирес. 1998

Российскому автопрому на заметку: весь фильм таксист-иммигрант Сами Насери на тюнингованном «Пежо» пытается доказать, что «Мерседесы» хуже, но доказывает в итоге не лошадиными силами, а смекалкой (и подобающим таксисту 90-х знанием города).

 

«Убить Билла. Фильм 2». Реж. Квентин Тарантино. 2004

Тарантино посмеялся над своими любимыми вестернами-истернами: засунул поединщиков в тесный фургон, который не к лицу ни широкоформатному кино, ни поединкам на самурайских мечах. Сцена получилась — вырви глаз!

 

«Троя». Реж. Вольфганг Петерсен. 2004

Вероятно, этот фильм — важный для генерала источник информации о мире. В «Трое» судьбу конфликта двух армий должны решить ее лучшие представители. Фессалийскому гиганту Багрису противостоит микенский воин Ахиллес. И побеждает, что Тайсон в восьмидесятые, одним ударом, в котором рисовки куда больше, чем силы.

 

«8 миля». Реж. Кертис Хэнсон. 2002

Поскольку выбор оружия — за вызываемым, Алексей Навальный по традиции может предложить решить все словом. И тут в памяти возникает «8 миля», написанный под Эминема байопик белого рэпера в черном Детройте 90-х. Кругом враги, но в нужный момент рэп-исполнитель Кролик находит правильные слова. К несчастью, в дебатах с Анатолием Чубайсом или Артемием Лебедевым политику это давалось не всегда.

 

P.S. Вызов от Уве Болла

Добавляем это трогательное воспоминание о лихих временах, чтобы кинокритики не расслаблялись. До последнего времени у каждого из них был шанс отхватить на ринге от легендарного режиссера Уве Болла. Он никогда себя не сдерживал, но всегда был готов ответить за слова. С апперкотами и хуками дела у него обстояли явно лучше, чем с монтажом и мизансценами.

Сеанс68
Beat Weekend
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»