18+
// Хроника

Льву Кулешову — 120 лет

Подготовил Никита Смирнов

120 лет назад родился Лев Владимирович Кулешов, ученик Евгения Бауэра и учитель Всеволода Пудовкина, автор монтажных этюдов и экспериментов, и один из самых энергичных практиков раннего советского кино. Мы составили дайджест материалов «Сеанса» и проекта «Чапаев» о режиссере.

 

 

«Самый известный такой его эксперимент назывался „Эффект Кулешова“: Кулешов взял кадры с актером Мозжухиным — и смонтировал их сначала с тарелкой супа, потом с девочкой в гробу и в конце концов со спящей девушкой. […] Но это эксперимент самый известный. А менее известный, но для нас более важный, был таков: Кулешов снимал различных женщин: затылок одной, профиль другой, руку третьей… И так это было смонтировано, что создавалось полное ощущение одной женщины, причесывающейся перед зеркалом. Это называлось „Мифический человек“».

Петр Багров об экспериментах и этюдах Кулешова.

 

«Вы видите крупный план русского актера Ивана Мозжухина. Сразу следом за ним план мертвого ребенка. Потом снова возврат к Мозжухину, и на его лице вы прочитываете сострадание. Тогда вы убираете мертвого ребенка, на его место ставите тарелку супа и вновь возвращаетесь к Мозжухину, который на сей раз выглядит голодным. Но в обоих случаях использовался один и тот же план Мозжухина, его лицо оставалось неизменным».

«Эффект Кулешова» в пересказе Альфреда Хичкока.

 

«На американских киностудиях кулешовские методы едва ли бы одобрили. Монтаж, сказали бы там, построен правильно, если зритель, погруженный в перипетии интриги, его не замечает; Кулешов же взвинтил темп настолько, что монтаж в фильме вышел на первый план, потеснив тот самый сюжет, который ему полагалось бы обслуживать. Для Кулешова это было делом принципа: суть кино не в интриге, не в драме и не в игре, суть кино — в самом монтаже».

Юрий Цивьян о значении Кулешова в теории монтажа.

 

«Вся последующая режиссерская практика Кулешова демонстрирует его сознательную приверженность малобюджетному производству — отсюда, в частности, и его теория железного сценария. В то же время кассовый успех „Мистера Веста…“ и „Луча смерти“ дал ему возможность начать работу над крупнобюджетным „Павлом I“, которая не могла быть завершена после вступления в силу режима экономии».

Рашит Янгиров о Кулешове как режиссере малобюджетного кино.

 

«Картина „Юные партизаны“ Л. Кулешова и И. Савченко (1942 год) рассказывает о мальчике Левко, который жертвует своей жизнью ради спасения взрослых. Покидающие город ввиду приближения немцев красноармейцы оставляют его за старшего — охранять госпиталь, в котором лежит раненый офицер. Фашисты же — сущие дети. Они не страшные, а доверчивые и малахольные: все время ищут шнапс, воруют из кабинета биологии банку с тритоном в спиртовом растворе».

Аглая Чечот о боевом киносборнике «Юные партизаны», одной из последних работ Кулешова.

 

Материалы на сайте «Чапаев»

 

«Был, наконец, молодой ученик знаменитого художника-режиссера Бауэра — Лев Кулешов. Вокруг него-то в конце концов и объединились все лучшие, все наиболее искренне увлекавшиеся киноискусством ученики первой советской школы экранного мастерства».

Всеволод Пудовкин о своем наставнике.

 

«Кулешов, веселый и в подъеме, заговорил:

— Нам говорят, нет пленки, чтобы снимать. А мы говорим: и не надо пленки. Слава богу, буржуазия понаснимала довольно много. А мы сейчас из этого хлама создадим революционные фильмы.

— „Мы“?.. Кто это „мы“?..

— Мы, монтажеры».

Воспоминания Моисея Алейникова.

 

«Некоторых из нас, работавших в группе Кулешова, определяют как „переплюнувших“ своего учителя. Такое заявление чрезвычайно неглубоко. Мы на его плечах прошли через саргассы в открытое море».

Ученики Кулешова Пудовкин, Оболенский, Комаров и Фогель об учителе.

 

«Всё, до сих пор сделанное нашей группой, должно рассматриваться как прейскурант советской кинотехники — нашего ремесла, нашего умения, а не как законченные фильмы».

Лев Кулешов о Борисе Барнете и других учениках.

 

«В съемочную группу, возглавляемую Кулешовым, в качестве второго режиссера вошел В. И. Пудовкин, ассистентами режиссеров должны были стать Л. Л. Оболенский и А. С. Хохлова.

Однако фильм, к сожалению, так и не был поставлен. Бенуа задержался во Франции гораздо дольше, чем предполагал, а затем с 1926 года и окончательно поселился там. […] К исторической тематике Кулешов больше не обращался».

Ирина Сиротинская о неснятом фильме «Три величества».

 

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Реж. Лев Кулешов, 1924

 

«Америка Кулешова и становится тем материком, где судьба маленького человека может быть представлена в несдвинутых координатах, где маленькому человеку не вручена ответственность „стать всем“, где личность несет на себе и в себе нелегко преобразуемую инерцию представлений, убеждений, запросов и усвоенных запретов. Такое остранение давало художнику возможность в громе современных будней обрести своего рода „зону“, выгородку, условное пространство для удержания в сфере внимания игнорируемый объем объективно продолжающих существовать проблем, человеческих драм, социальных и личных взглядов, принципов, идеалов».

Ирина Шилова о проблематике «иностранных» фильмов Кулешова.

 

«О, он совсем не опочил на лаврах, Кулешов, он не успокоился, он не мастит. Последняя фильма его „По закону“ вызывает такие ожесточенные споры, такой водоворот страстей, какого не видала ни одна из наших советских фильм… Ведь нашлись такие оригиналы, которые в нашей советской кинопечати, признавая, что в картине этой достиг Кулешов „высоты искусства“, все же рекомендуют, ничтоже сумняшеся, эту фильму… сжечь!»

Михаил Левидов о «пути Кулешова».

 

Кулешов-автор

 

На сайте «Чапаев» — около тридцати текстов Льва Кулешова. Воспоминания о детстве, о Маяковском, Эйзенштейне, письмо Чаплину, поэма Осипу Брику, сценарные фрагменты.

 

«Веселая канарейка»

 

Отдельная страница проекта «Чапаев» посвящена немой картине «Веселая канарейка», которой в этом году исполняется 90 лет.

«Рассорившись с Совкино, Кулешов переходит на „Межрабпомфильм“. По его словам, ему согласились дать там работу „только на двух условиях: 1. Не снимать Хохлову („некрасивая и худая“). 2. Снимать „коммерческие фильмы““».

Евгений Громов о создании картины.

 

«Как я узнала, мою кандидатуру предложил Кулешову Осип Максимович Брик, знавший меня с юных лет. Кулешов охотно согласился, тем более что знал меня по ГИКу. Ну, а меня нечего было спрашивать — у Кулешова я согласилась бы сниматься даже в качестве статистки».

Галина Кравченко о съемках в фильме.

 

«Голые ножки — крупно. Бокалы с шампанским — крупно. Джаз-банд (которого, кстати сказать, в то время в Одессе не было) — крупно. — Погоны крупно. Чья-нибудь грудь „покрасивше“ — крупно.

Монтаж — перечисленное выше. Но были в Одессе также и пролетарии. Однако, Межрабпому пока­зывать их в обычном виде скучно. Поэтому режиссер Кулешов пролетариев переодел».

Фельетон Ильфа и Петрова (под псевдонимом «Дон Бузилио»).

 

«Я честно и старательно работал над этой фильмой. В ней мне удалось сохранить реалистический стиль моего кинописьма, но фильма не встретила одобрения, ни в прессе, ни в АРРК.

Ругатели „Канарейки“ не заметили, что фильма имела ряд практических достижений, категорически необходимых для моей дальнейшей работы».

Лев Кулешов о целях и задачах фильма.

Рейгадас
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»