Доступное кино


— Александр Николаевич, почему Вы согласились возглавить фестиваль любительского кино?

— Никто не знает, как будет развиваться кино в будущем, но я уверен, что решительно изменятся автор и сама форма кинопроизводства. Сегодня за счёт снижения стоимости оборудования и упрощения технологий практически каждому под силу создать своё визуальное произведение. Кино почти так же доступно, как писательский труд. Меняется не только производство, но и прокат. Вскоре, я надеюсь, возникнет альтернативная интернет-система кинопроката. И она радикально изменит представления о том, что должно показываться в кинотеатрах. Эти перемены накладывают определенные обязательства на общество. Нужно контролировать любительские процессы, выявлять наиболее способных, помогать им. Люди должны понять, для кого они снимают фильмы, увидеть своего зрителя. Петербургский Кинофорум, который задуман не только как фестиваль, но и как своеобразная киновыставка, очень хорошо для этих целей подходит. Важно, чтобы молодые авторы смогли услышать мнение ровесников и людей, которые в кино что-то уже умеют делать. Важно, что они покажут свои работы на большом экране. Всё должно приходить вовремя: внимание, поддержка, даже резко сказанное слово, сказанное в нужный момент.

— «Киногород» задуман не только как площадка для показа избранного любительского кино, но и как киношкола, где всю неделю будут идти семинары, занятия, встречи. Чем может помочь начинающим кинематографистам неделя, проведённая в «Киногороде»?

— Сегодня к кинематографу в нашей стране допущена лишь небольшая группа кинематографистов в Москве и Петербурге. Полностью уничтожены киностудии на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, нет кино на Севере России и Кавказе… Развитие кинематографа как большого национального явления в России прекращено. В этом контексте образовательная инициатива «Киногорода» крайне важна. Это не просто стремление дать людям какие-то навыки, но и попытка включить их в профессиональную среду. На мой взгляд, тем, кто собирается чего-то достичь в кинематографе, необходим контакт с людьми, уже создающими визуальные произведения. Им необходим опыт. Жизненный, зрительский. Из ничего может родиться музыка, слово, а визуальные практики требуют навыка. Опыта, который нужно формировать. Поэтому я призываю всех, кто снимает кино, подключиться к процессу и присылать свои работы нашим отборщикам. Здесь вас ожидает благожелательное, доброе отношение и крайне заинтересованный взгляд. Все заинтересованы в том, чтобы у нас в стране сформировалось большое, разнообразное сообщество, создающее кино.

— Полгода назад Вы набрали кинематографический курс в Нальчике. Можете рассказать про своих учеников?

— Сейчас их четырнадцать человек. От восемнадцати до тридцати шести лет. Все они жители Северного Кавказа. Мы договорились, что они тоже смогут участвовать в «Киногороде», посмотрят работы других ребят.

— Как происходил набор?

— Я стоял на том, чтобы это были обыкновенные академические основания. Абитуриенты присылали свои работы. Потом были три тура творческого конкурса в Нальчике и экзамены. Для меня важно, чтобы студенты в первую очередь получали образование, а потом уже становились режиссёрами… Если не будет базовой культуры, то нет никакого смысла осваивать профессию. Зачем множить невежд? Поэтому у нас большой объём общегуманитарных дисциплин. Работа с девяти утра до полдвенадцатого ночи, каждый день, кроме воскресенья. Каждый день репетиции, работа на площадке… Естественно, сухой закон.

— Идея региональной киношколы очень важна: невозможно сидеть где-то в центре и ждать, что к тебе вдруг из ниоткуда придут талантливые люди. Нужно ехать туда, где есть люди, которые снимают, придумывают, даже не надеясь, что их работы кто-нибудь увидит.

— Проблема сегодняшней системы кинообразования в том, что для огромной части России оно просто недоступно. Такого быть не должно. В нашей стране с её гигантскими социальными проблемами, обучение творческим специальностям не может быть платным. Это абсурд. Талантливый человек часто не имеет возможности заплатить за обучение. Кроме того, совершенно необязательно, что для кино требуется та система образования, которая существует сейчас. Нет никакой необходимости выдавать дипломы режиссёрам. Операторское мастерство — это, действительно, большая наука, тут нужно учиться. А в некоторых случаях достаточно широкого художественного образования общего профиля. Дальше всё зависит от человека. Захочет стать профессионалом — найдёт способ это сделать.

— Вы смотрите работы, присланные на «Киногород». Можете поделиться впечатлениями?

— Мне кажется поразительным то, что кинематограф впервые за историю своего существования получил удивительную возможность сократить колоссальную дистанцию, которая всегда существовала в кино между автором и темой. Никогда ещё о школьниках не могли снимать сами школьники. Сегодня нарушена монополия на кино, и это отчетливо ощущается в присланных фильмах. Скоро кинематограф можно будет назвать настоящим искусством, потому что благодаря техническим нововведениям радикально расширится круг потенциальных авторов. Эффект будет потрясающий. Как от перехода с монозвука на стереофонию. Доступность визуального опыта и простота технологий позволит кино приблизиться к музыке, где возможен феномен ранней гениальности: Шостакович, Моцарт… Наконец-то в пространстве кино смогут появиться авторы, которые будут овладевать визуальным языком ещё в детстве. Хотя литература в этом смысле, я надеюсь, ещё долго будет недосягаема.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: