хроника

Сеанс-дайджест №92

Скорсезе себе такого не позволял: как снималась подземка в «Джокере». — Как стриминги спрячут от нас все фильмы. — Как исполнитель роли голливудского воротилы стал голливудским воротилой. — Лудонарративный диссонанс и другие приметы кинематографа будущего. — «Ангелы Чарли» и корпоративный феминизм.

Заслуженный критик А. О. Скотт продолжает рассуждать о том, что есть стриминги — новый черный или же черная полоса. В формате диалога с собой, в котором автор предстает поочередно как «профессиональный синефил» и «профессиональный лежебока». Наверное, потому что лежачего не бьют, а стриминги ведь как Marvel — может прилететь ответка. Скотт-синефил задается вопросом: а что мешает Netflix и иже с ними навеки запирать свое кино в четырех стенах виртуального сервиса?

«Мэтт Золлер Сайц недавно написал тревожащую статью в Vulture о том, как Disney, недавно завладевший каталогом 20th Century Fox, не позволяет проводить публичные показы фильмов Fox. С чего бы, исходя из элементарной экономической логики, компании-стриминги должны занижать стоимость своих активов, позволяя не-подписчикам смотреть их? Если эта практика станет нормой, если Netflix, Amazon и принадлежащие студиям стриминги будут держать фильмы взаперти на своих платформах, что станется с киносообществами при колледжах, с кинооотделами музеев и репертуарными кинотеатрами? Проблема может казаться незначительной, но всяческие повторные прокаты и ретроспективы — часть того, как формируются зрительские вкусы, и как пишется и переписывается история».

● ● ●

А вот другое уважаемое нью-йоркское издание The New Yorker, как говорится, пробивает дно. Наоми Фрай написала статью о покойном продюсере Роберте Эвансе, которая по сути состоит из краткого пересказа баек от Питера Бискинда. Эванс заслуживает большего, с другой стороны, интересная же идея: плотный текст Бискинда нарезать в картотеку из сотни персоналий.

«Во время визита в Лос-Анджелес, зависая у бассейна при отеле в Беверли-Хиллз, его самоуверенная манера держаться и семитская внешность подросткового идола — орлиный нос, стройная фигура и добротная копна волос — привлекли внимание Нормы Ширер, вдовы продюсера Ирвинга Тальберга, которая затащила его в фильм „Человек с тысячью лиц“ 1957-го, где он и сыграл Тальберга. Первые шаги Эванса в этом бизнесе соответствовали роли старлетки и, как пишет Бискинд, если бы его не открыл Голливуд, Эванс „мог бы провести молодость, работая жиголо“. Он нутром чуял: чтобы преуспеть в этой сфере, нужно быть очаровательным и подтянутым, и его талантом, похоже, было умение превозносить и соблазнять тех, кто был влиятельнее его самого. Его переход от актерства к продюсерству — в последнем его опыт был равен нулю — по словам Бискинда, стал результатом близости с женой Чарльза Блюдорна, владельца Paramount».

Роберт Эванс и Джеймс Кэгни в фильме «Человек с тысячью лиц»

● ● ●

На «КиноПоиске» вышел текст Андрея Подшибякина, в прошлом редактора раздела «Игры» журнала «Афиша», который не так уж часто пишет о кино. Вот и в этот раз он написал скорее о том, какие повествовательные техники отличают видеоигры от кинематографа, и что второй может заимствовать у первых. Прекрасный шанс обогатить свой словарь термином «лудонарративный диссонанс».

«В четвертой и пятой „Grand Theft Auto“ микронарратив образуется из взаимодействия игроков с бесчисленным множеством игровых систем (например, герой может заниматься спортом — и в зависимости от этого будет меняться его внешний облик и внутриигровые параметры). В „Destiny“ и „Remnant“ — из взаимодействия с другими живыми людьми (например, „Destiny“ игроки — немые и общаются жестами, эта своеобразная коммуникация создает отдельную надстройку над уровнем формального сюжета). А в „Tearaway“ и „Dreams“ сюжетные рычаги напрямую переданы пользователю (часто с сомнительными результатами: игроки, которым разрешено создавать любые предметы в редакторе, наполняют среду таких игр фаллическими объектами, свастиками и т.п.). Революционность пользовательского нарратива именно в этом: постчеловеческое будущее, в котором не нужны сценаристы, давно уже наступило».

● ● ●

Обозревательница Vulture Элисон Уиллмор прошлась по новым «Ангелам Чарли», которых называет примером «корпоративного феминизма».

«И теперь, поскольку ничто больше не уходит навечно, „Ангелы“ вернулись на большой экран, и сообразно с духом 2019-го, им придумали смену имиджа в духе girl-power — настолько бессвязную, что можно было бы превратить всё это в карточку бинго. Мужчина предлагает одной из героинь улыбаться (и умирает!). С экрана говорят, что все эти годы судья Верховного суда Рут Бейдер Гинзбург была тайным Ангелом (тут умерла я). Кристен Стюарт дает начало фильму, объявляя в камеру: „Я думаю, женщины могут делать всё, что угодно“ — мысль, которая, как и следующая за ней нарезка женщин со всего земного шара, делающих что угодно, остается не более чем призывом, который хорошо бы нашлепнуть на футболку. Основная же идея „Ангелов Чарли“ остается прежней — три женщины борются с преступностью в составе частной организации, которой владеет таинственная фигура из названия, присутствующая лишь в качестве голоса из репродукторов. Но что действительно удручает в новом фильме, так это то, что самое радикальное обновление всей концепции — намек на то, что Чарли всё это время мог быть дамой».

● ● ●

На неделе выходит «Давай разведемся», долгожданный дебют Анны Пармас — о нем мы писали еще со съемок. Почитайте беседу режиссера с Константином Шавловским.

«Обсуждения фильма со зрителями после одного-двух дежурных вопросов про артистов превращаются в коллективный сеанс психотерапии, когда люди встают и рассказывают свои истории, истории своих подруг. А на фестивале „Зеркало“ ко мне после обсуждения подошел мужчина и сказал: „Моя жена говорит: можешь мне изменять, только чтобы я не знала. Что мне делать, как вы считаете?“ От такого обезоруживающего доверия я просто онемела. Это была зрительская премьера, первый показ после „Кинотавра“, и я тогда поняла, что этот фильм точно нужен не только мне».

● ● ●

Оператор «Джокера» Лоуренс Шер рассказывает, как снимались сцены в метро. Когда Джокер убегает по вагонам от полиции, сцена снята в настоящем метро на тупиковой ветке. Но, говорит Шер, такая съемка сильно ограничивает возможности снимать дубли и влиять на визуальный ряд сцены. Поэтому сцену убийства делали уже в вагоне, воссозданном на студии.

«Когда вы решаете снимать в павильоне, у вас остается три опции. Вы можете просто затемнять [вид из окон], но тогда не возникнет ощущения, что вы проноситесь через разные отрезки пространства. Другой вариант — поставить синий или зеленый экран и заполнить его позднее, но это сильно влияет на возможности освещения. Мы пришли к другому решению — поставить LED-экраны, хотя их стоимость была нешуточной и потребовала от нас сократить съемки на один день. В общем, мы поставили LED-экраны — а их не просто можно снимать, но еще и выводить туда то, что вам нужно, и использовать интерактивное освещение».

● ● ●

В прокат выходит «Малыш Джо», и можно почитать интервью с режиссером Джессикой Хауснер.

«Кажется, когда у вас на экране бьют женщину, вы не особо волнуетесь, как зрители отнесутся к этому.

Я даже показываю преимущества этого подхода (смеется). Ее нужно ударить, чтобы она могла поцеловать его. Это так неполиткорректно, что мне прямо стыдно! Возможно, это такой способ подвергнуть сомнению правила. Разумеется, это не самый корректный повествовательный прием.

А жанр научной фантастики вас освободил или, наоборот, сдерживал?

Я всегда стараюсь найти корсет для своих историй. В „Безрассудной любви“ это был жанр исторической драмы. В „Лурде“ — сеттинг. В „Малыше Джо“ жанр. Это был корсет — этот маленький дом, в котором происходит действие фильма».

● ● ●

На вопрос «Форд или Феррари» хочется ответить «Такер», но если согласитесь на бинарный выбор — смотрите ролик из фильма Джеймса Мэнголда об этих тачках, озвученный им самим.

● ● ●

Скринлайф — вчерашний день. Смотрите короткометражку Пэм Наср, которую автор описывает как «вебкаст-комедию».

● ● ●

Режиссер Айра Сакс признается в любви Шанталь Акерман.

● ● ●

Спасибо «Искусству кино» — в сети теперь можно посмотреть «Календарь» Игоря Поплаухина (в прошлом году наш звонок застал режиссера вскоре после известия о попадании в каннский конкурс).

● ● ●

Ксавье Долан от 20 до 30 — смотрите сюжет о режиссере канала «Кино ТВ».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: