Берлин-2016: Авраам наоборот
Сын Иосифа. Реж. Эжен Грин. 2016
Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Быт.22:11-12)
Венсан (Виктор Эзенфис) — подросток лет пятнадцати. Только что он отказался продавать сперму через интернет. «Этот парень никогда не научится вести бизнес», — обреченно вздыхает друг, который ему это дело предложил. Венсан придет домой и найдет давнее письмо своей матери (Наташа Ренье) к его отцу, которого он не знает. Отец — издатель Оскар (Матье Амальрик), требовавший аборт, — как был ублюдком, так и остался. Публикует писателей вроде Бегбедера, спит с секретаршей на фрейдовской кушетке, не помнит, сколько у него детей. Но по счастливой случайности Венсан встретит Иосифа (Фабрицио Ронджоне), брата Оскара, и обретет семью.
Эжен Грин не изменяет своей манере с первого фильма: все те же изящные съемки обуви, барочные хоралы, отстраненные диалоги. В новой картине он продолжает тему символического отцовства, начатую в «Мудрости» два года назад. На божественную пародию денег, кстати, опять дали братья Дарденн. Однако изменился тон повествования: в этот раз Грин отчаянно смешит, ни разу не впадая в свойственный ему пафос. Сцены встречи Венсана и Оскара — едкая сатира, а эпизод знакомства матери Венсана Марии (sic!) и Иосифа откровенно юмористичен:
— Иосиф.
— Мария.
Сын Иосифа. Реж. Эжен Грин. 2016
Не забывает Грин и о своем любимом занятии — вставлять в фильм как можно больше произведений искусства. Так, в ночных кошмарах Венсану не дает покоя полотно Караваджо — висящее у него в комнате «Жертвоприношение Исаака», на которой Авраам держит нож у шеи своего сына. Раздобыв раскладной нож и надев белую рубашку, Венсан идет убивать своего отца — Грин повторяет сцену, изображенную Караваджо, с точностью наоборот. Когда на экране кипят такие страсти, зритель, впрочем, остается спокоен. Он знает: Грин — добрый и мудрый отец, который не будет мучить своих детей, зрителей, зрелищем крови. Как и его Иосиф, прихорашивающий библейскую историю, чтобы успокоить свежеприобретенного сына:
— Как ты думаешь, Бог приказал Аврааму убить Исаака?
— Нет. Бог этого не делал.
И хотя в Ветхом Завете вместо сына в жертву был принесен баран, даже его у Грина не убивают. Торжествуют любовь, мудрость и справедливость. И Мария, восседая на осле, отправляется в путь с Иосифом и с сыном своим. Нет, не Иисусом.
Читайте также
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Мы идем в тишине — «Падение империи» Алекса Гарленда
-
Под тенью умерших в саду — «Белое пластиковое небо» Баноцки и Сабо
-
Близкие контакты — Итоги XXII «Духа огня»
-
«Я — капитан» Маттео Гарроне — Песни радости и счастья
-
Айаал Адамов: «Наш мир — это вихри ветра или треск костра»