18+
// Блог

Сеанс-guide 2007

Из печати вышел второй сборник «Сеанс-guide», некоторые статьи из которого уже публиковались в нашем блоге. Мы выбрали 20 отечественных фильмов, от фестивальных призеров до кассовых чемпионов. Но самое главное — задали 5 важных вопросов 70 людям, которые делают кино, и опросили 30 критиков. Что взволновало, шокировало, порадовало и разочаровало в уходящем году?

Здесь мы публикуем лишь малую часть опроса (эксперты называют «главные события 2007 года»). Остальные ответы — в книге.

©Никита Павлов

Алексей ГерманАлексей Герман, режиссер

Не было ярких героев — не было и ярких событий. По всей видимости, этот год запомнят как год смерти Бергмана и Антониони.

Юсуп БахшиевЮсуп Бахшиев, продюсер

Событие года — картина «12». Первый фильм Михалкова после многолетнего перерыва. Триумфальное возвращение великого режиссера.

Дмитрий БыковДмитрий Быков, писатель

Рекламная кампания «Груза 200». Продюсеры гениально прочувствовали запросы общества. В данном случае я имею в виду запрос на ауру запретности: «закрытые» показы, ограничение по возрасту в кинотеатрах, инфа о запрете на показ по ТВ. Еще до просмотра каждый смог ощутить возврат того времени, о котором картина сделана. Хотя впоследствии фильм прошел в кинотеатрах нормально и без эксцессов. Как оказалось, будучи крепкой работой, ничего такого уж скандального он из себя не представлял.

Александр ВелединскийАлександр Велединский, режиссер

Событие года — фильм «Отрыв» Александра Миндадзе. Глубокая, сверхэмоциональная картина. Смелый драматургический прием, когда намеренно пропускается фаза каждого события, а исследуется только реакция на него.

Екатерина ВолковаЕкатерина Волкова, актриса

Событие года — «Груз 200», конечно. В двух словах про это сложно. Это — настоящее. Концентрированный горький сок нашей жизни. Похоже на 1984 год или нет — неважно. Фильм не про время, а про место, где всегда так.

Владимир ДмитриевВладимир Дмитриев, киновед

Событие года — российские фильмы в Канне и в Венеции, что свидетельствует об интеграции российского кино в мировое пространство.

Александр РоднянскийАлександр Роднянский, продюсер

Конфликт вокруг фильмов «Груз 200» и «Простые вещи», расколовший кинематографическое сообщество на «Кинотавре».

Александр РоднянскийЮлий Гусман, режиссер, продюсер

Для меня событием года стало двадцатое вручение национальной кинопремии «Ника». Я считаю, это событие может оцениваться по-разному. Но я двадцать лет назад эту премию задумывал, а сегодня она стала заметным явлением нашей жизни. Ее ждут и попасть на нее считают за честь.

Александр РоднянскийИван Лебедев, режиссер монтажа

«Отрыв» Миндадзе. И речь не о том, что Миндадзе пересел из одного кресла в другое. Событие не в этом. Событие (или вернее было бы сказать «открытие года-2007») — это сам фильм «Отрыв». Он содержит в себе нечто поразительно новое для сегодняшнего отечественного кино. Это по всем признакам дебют. Молодой, жёсткий и бескомпромиссный.

Алексей ПопогребскийАлексей Попогребский, режиссер

Для меня главным личным событием киногода стал «Кинотавр». Именно личным. Вот и все.

Марина РазбежкинаМарина Разбежкина, режиссер

Для меня событием года стал фестиваль «Флаэртиана», где я посмотрела много замечательного документального западного кино. Там мне пришлось осознать, что мы потеряли звание лучшего документального кинематографа мира, также как в свое время потеряли пафосное звание самой читающей страны в мире.

Марина Разбежкина Ираклий Квирикадзе, сценарист

Не произошло события, потрясшего кинематограф, зрителей, меня.

Сэм КлебановСэм Клебанов, продюсер

Смерть Бергмана и Антониони. Это символическое окончание ХХ века в кино, века великих авторов. Закончилась эпоха.

Константин МурзенкоКонстантин Мурзенко, сценарист, режиссер

Мне кажется, что событием года стал конфликт критиков на «Кинотавре», произошедший из-за того, что приз Гильдии поделили между «Простыми вещами» и «Грузом 200». Я видел обе картины в монтажках, когда они еще не были закончены, но уже в сыром виде они мне понравились. И то, что вокруг этих фильмов возник конфликт и спор, свидетельствует о том, что кино как-то еще живет, а не пребывает в спячке. По-моему, это хорошо.

Дмитрий МесхиевДмитрий Месхиев, режиссер

Фильм «Остров» Павла Лунгина. Пусть он сделан в прошлом году, но из-за телетрансляции стал событием этого года. Более ничего, что бы меня зацепило всерьез, назвать не могу.

Павел КостомаровПавел Костомаров, режиссер

«Груз 200» Балабанова, «Отрыв» Миндадзе. Фильм Миндадзе сам по себе, как явление искусства. «Груз 200» и как произведение искусства, и как детонатор взрыва в кинематографическом сообществе.

Александр ПрошкинАлександр Прошкин, режиссер

Для меня лично дебют Александра Миндадзе в режиссуре — событие безусловное. В наше время, которое меняет людей до неузнаваемости, и многие мимикрируют, пытаются успеть за временем, догнать его, — Миндадзе остается самим собой. Его и десять, и пятнадцать лет назад волновала человеческая боль, он и тогда, как и сейчас, задавался вопросом: как в нашей стране жить и выживать? И сейчас, как и тогда, он бесконечно искренен.

Алексей СидоровАлексей Сидоров, режиссер

Было несколько картин, которые произвели хорошее впечатление лично на меня. Но ничего равного «Брату» или «Возвращению» не появилось. Не появилось фильма, который стал бы событием для всех.

Александр ЛюбимовАлександр Любимов, продюсер

Балабанов с «Грузом 200». Для меня после «Замка» — это его лучшее кино.

Максим ПежемскийМаксим Пежемский, режиссер

Фильм «Груз-200». Наверное, потому что после него люди стали понимать, что «фильмы, о которых спорят» — это настоящий жанр. Честно говоря, он был всегда, только сильно поугас в эпоху межвременья.

Вера СторожеваВера Сторожева, режиссер

Для меня самое важное событие этого года — победа нашего фильма «Путешествие с домашними животными» на ММКФ. Поскольку это победа всего нашего коллектива, я не считаю, что говорить об этом нескромно.

Виктория ТокареваВиктория Токарева, сценарист

Удача года и провал года — «Груз 200». Ткань фильма стерео-скопическая. Режиссер очень талантлив, и вместе с тем эти мухи на трупах…

Виктор ТопоровВиктор Топоров, переводчик, публицист

«Груз 200». Так или иначе, Балабанову удалась лента, не оставившая равнодушным никого. Да и само по себе возвращение Балабанова in his best после двух проходных фильмов дорогого стоит.

Алексей ЧадовАлексей Чадов, актер

Фильм «12». Если Михалков — человек года, то «12» — явно главное его событие.

Валентин ЧерныхВалентин Черных, сценарист, продюсер

Событием киногода для меня стал фильм режиссера Ларисы Садиловой «Ничего личного». Она подтвердила свою значимость в современной российской режиссуре и открыла совершенно новое качество таких известных актеров, как Баринов и Кайдановская.

Николай ХомерикиНиколай Хомерики, режиссер

Для меня событием года стал кинофестиваль во Владивостоке.

Алекс ЭкслерАлекс Экслер, блоггер

Фильм «Груз 200» Алексея Балабанова. По поводу него ведутся такие баталии, что это безусловно — событие года.

Сергей ЧлиянцСергей Члиянц, продюсер

С точки зрения кинобизнеса, важных событий не было. Были только процессы, на мой взгляд, негативные. Год — блеклый. В художественном контексте, событие года — фильм Алексея Попогребского «Простые вещи».

Сергей СоловьевСергей Соловьев, режиссер

Я купил на Горбушке картину Годара «Жить своей жизнью» и пять раз ее посмотрел. Я ее не видел с 68-го, или с 65-го года, и для меня это самое большое кинематографическое событие года, потому что это абсолютно гениальная картина. И это абсолютная модель гениального кинематографа. Кинематографа будущего.

Павел СанаевПавел Санаев, режиссер

Для меня событием стал фильм, который практически никто не видел. Я сам его увидел совершенно случайно, потому что мы искали оператора для следующей картины, и нам посоветовали посмотреть эту работу. Мы не могли ее найти ни в видеомагазинах, ни в видеосалонах (только через Гильдию кинооператоров достали диск с этим фильмом). Я считаю преступлением, что картина находится в безвестности. И говорю я сейчас о фильме Константина Лопушанского «Гадкие лебеди».

Александр ЗельдовичАлександр Зельдович, режиссер

«Изгнание» Звягинцева. И считаю, что это во многих смыслах достижение российского кино. Я не хочу вдаваться в художественный анализ картины: какие-то вещи мне там симпатичны, какие-то нет. Но, бесспорно, это достижение.

Илья ХржановскийИлья Хржановский, режиссер

Что такое событие? Это что-то, меняющее ситуацию, положение вещей. Были хорошие фильмы, которые при всем желании нельзя назвать событиями для кино. Для меня событие года — это Алексей Юрьевич Герман, закончивший съемки «Трудно быть Богом» и приступивший к активному монтажу. Даже по тем крупицам фильма, которые я видел, можно сказать, что именно он станет главным событием следующего года. Какие еще были события? Вот подписали бумажку о борьбе с курением, алкоголем и эротикой в кино. Тоже событие. Киноискусству придают больше значения, огромное доверие оказано кинематографистам. Предполагается, что если на экране перестанут курить и бухать, то все это тут же прекратится и в жизни. Даже товарищ Сталин не оказывал киноискусству такого доверия.

Андрей СмирновАндрей Смирнов, режиссер, актер

Событие года для меня — фильм «Груз 200». Поступок настоящего художника.

Иван ДыховичныйИван Дыховичный, режиссер

«Груз 200». Есть люди, которые пытаются попасть в какой-то тон, найти конъюнктуру. Они ищут, чего хочет общество, ищут одобрения. Я не большой поклонник талантливого режиссера Балабанова, до этого он снимал не очень мне близкие картины. И вдруг он произнес нечто такое, что закрыло для многих из нас какую-то едва ли не самую главную тему. Сформулировал вещи, которые до него многие хотели сформулировать… Но не получалось.

Андрей ПлаховАндрей Плахов, президент FIPRESCI

Половина фильмов ММКФ и «Кинотавра» сняты женщинами-режиссерами — это событие.

Александр ЯценкоАлександр Яценко, актер

«Груз 200». Как член жюри на «Кинотавре» я не смог его отстоять. И не позволил, чтобы его зафиксировали в рамках «лучший сценарий» или «лучшее что-то еще». Это было именно событие года, фильм года.

Наталья Рязанцева, сценарист

Событием года считаю показ по телевидению прекрасного сериала «Доктор Живаго».

Сергей СельяновСергей Сельянов, продюсер

Человеком года я предсказуемо назвал Алексея Балбанова, и поэтому, наверно, понятно, что событием года для меня стал его фильм «Груз 200».

Александр ГордонАлександр Гордон, режиссер, телеведущий

То, что программу «Закрытый показ» отметили и критики, и официальная часть телеакадемии. На самом деле, это единственная дискуссионная площадка в сегодняшнем телепространстве. Не информационная программа о кино и не авторская программа о кино, а нормальная дискуссионная площадка. Поэтому давайте не будем скромничать.

Авдотья СмирноваАвдотья Смирнова, режиссер, сценарист

Фильм «Груз 200». Я считаю, что после «Маленькой Веры» это самое крупное событие в русской кинематографии. Это такая же веха. Фильм десяти-, а может, и двадцатилетия. Это очень страшный, но при этом очень взвешенный и интеллектуально осмысленный диагноз нации.

Константин ЭрнстКонстантин Эрнст, продюсер

Эффект премьерной телетрансляции фильма «Остров». В рождественский вечер люди хотели и увидели в фильме то, чего в нем не было, но они так хотели, что и увидели… Вот такой интересный эффект.

Елена ЯцураЕлена Яцура, продюсер

Ожидаемое падение рынка. Печальное, но самое важное событие года. Конец эйфории и золотой лихорадки.

Павел ЛунгинПавел Лунгин, режиссер

«Груз 200». Фильм, который потряс людей. Он мне понравился, но не за то, за что он понравился всем. Для меня это мощное и чрезвычайно личное высказывание о невозможности любви. А вся социальная линия мне кажется своего рода маскировкой.

Борис ХлебниковБорис Хлебников, режиссер

Назову картину «Простые вещи». Режиссер снимает заведомо ретро-историю, даже по стилю отношений людей в кадре, сознательно кивает в сторону ленинградской школы, — а при этом у него получается поразительно современное кино.

Клавдия КоршуноваКлавдия Коршунова, актриса

Было много фильмов, какие-то из них очень интересные, но все-таки не события. Для меня личным, но действительно сильнейшим кинематографическим событием стал фильм «Долгие проводы» Киры Муратовой, который я посмотрела в этом году. Он произвел на меня сильнейшее впечатление.

Константин ЛопушанскийКонстантин Лопушанский, режиссер

Для меня главным событием этого года стала смерть Бергмана и Антониони. Ушла целая эпоха. Кто-то скажет, что кончилось само кино.

Иван ОхлобыстинИван Охлобыстин, сценарист, актер

Лично для меня — замечательный немецкий фильм «Жизнь других».

Даниил ДондурейДаниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»

Событие — реакция страны на фильм Лунгина «Остров». Не сам фильм, а январский рейтинг его на канале «Россия». Эти цифры говорят о том, что мы не подозреваем еще масштаба, с которым народ отвергает новую жизнь. Как и масштабов того, что стоит за этим. Как он считает всю современную жизнь неправедной. В данном случае фильм выступил в роли лакмусовой бумажки социальных настроений, как социальное исследование.

Лариса СадиловаЛариса Садилова, режиссер

Событие — «Груз 200». К сожалению, Балабанов снял фильм, который вновь ввел в кинообиход «эзопов язык». Если бы действие картины «Груз 200» разыгрывалось не 1984 году, а в наши дни, это был бы фильм десятилетия. Жаль, что этого не случилось.

Вячеслав ТельновВячеслав Тельнов, директор «Ленфильма»

Юбилей Санкт-Петербургской студии документальных фильмов — ей 75 лет. Поздравляю всех, кто каким-то образом был причастен к этой замечательной студии.

Кирилл ВасиленкоКирилл Василенко, звукорежиссер

В российском кино события выделить не могу. Год запомнится годом смерти двух кинодинозавров — Бергмана и Антониони.

Александр РасторгуевАлександр Расторгуев, режиссер

«Груз 200». Фантастически изобретательная кинокомедия. Шарада для критиков, красная тряпка для идиотов, хорошее кино для нас с вами.

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»