18+
// Штудии

Блокада: Ленинградская объединенная киностудия

«Сеанс» продолжает готовить большой исследовательский проект, связанный с кинохроникой Блокады и публикует еще один материал, посвященный работе кинематографистов Ленинграда во время войны. Мария Голик — об истории создания и работе Ленинградской объединенной киностудии научно-технических и хронико-документальных фильмов.

Воронка в саду у студии Лентехфильм, 1941

В истории кино есть примеры киностудий, которым с большим или меньшим успехом удавалось функционировать и сохранять реноме в условиях оккупации во время Второй Мировой войны1. Но Ленинградскую объединенную студию кинохроники, операторы которой два года с апреля 1942 по март 1944 года снимали жизнь блокадного Ленинграда, с ними сравнить трудно.

Студия объединила два творческих коллектива: Ленкинохронику и Лентехфильм2. Два года они работали как артель без какого-либо намека на конфликт. Оставшиеся в городе во время блокады документалисты Ленкинохроники продолжали ходить на студию и снимать до середины декабря 1941 года, то есть пока было электричество и сносный паек. По воспоминаниям одного из активнейших операторов Ленкинохроники Ансельма Богорова: к декабрю по мере ухудшения положения операторы студии фактически перешли на казарменное положение.

«Чтобы защитить технику от налетов во дворе студии на Каменном острове3 под большими старыми липами мы вырыли щели и обшили их досками. В этих щелях хранились съемочные камеры, оптика, пленка. Рядом были укрытия для людей… Большинство хроникеров поселилось на студии, чтобы по первому же сигналу выезжать на съемки с частями ПВО»4.

Жизнь в городе и на студии замерла, однако операторы продолжали снимать. К ноябрю 1942-го на студии числилось всего 4 работника5. С искусственным освещением последний раз снимали 15 декабря 1941-го6. Позже студию обесточили, операторы разошлись по домам, и работали уже без надежды не только на осветительное оборудование, но даже на проявку и печать кадров. Отчет Ленкинохроники за 1941 год сдадут постфактум — только в ноябре 1942-го, уже во время существования Объединенной киностудии7.

«Как и все ленинградцы кинохроникеры сидели на голодном пайке, мерзли, за много километров ходили на студию расположенную на Кировском острове8. Часть сотрудников была эвакуирована. Из оставшегося небольшого коллектива несколько человек умерли. Один кинооператор Блажков заболел голодным психозом»9.

Создание новой Объединенной студии позволило возобновить съемки и, что немаловажно, накормить операторов. Поскольку основной задачей стала работа на фронте, и каждую неделю глава объединения Иосиф Хмельницкий10 получал от Военного совета задания о том, что и где снимать, хроникерам начали выдавать военный паёк.

Студия Лентехфильм, 1942

Официально Объединенная киностудия заработала с 30 апреля 1942-го11, однако по воспоминаниям Ансельма Богорова фактически два коллектива объединили на базе Лентехфильма уже в марте12. Промежуточным этапом перед переездом для операторов Ленкинохроники стал кинотеатр КРАМ на углу Садовой и Невского, где их собрали в феврале 1942 года для съемок «Ленинграда в борьбе».

С организацией новой структуры две вошедшие в нее студии сохранялись как самостоятельные творческие коллективы, менялись лишь их руководители (Галкин возглавил отдел научных и учебно — технических фильмов вместо Матусова, а Голод — отдел хроники вместо Халипова). В отличие от ЦОКС13, созданной из эвакуированных коллективов Мосфильма и Ленфильма в Алма-Ате, под маркой которой выпускались все фильмы14, картины Объединенной студии выходили с логотипами родных студий (или Ленкинохроники, или Лентехфильма). Объединенной студия стала скорее техническим и творческим слиянием двух коллективов, которое должно было обеспечить продолжение съемок в блокадном Ленинграде.

При создании Объединенной студии некоторых операторов мобилизованных на фронт отозвали обратно для «работы по специальности». И даже возвращаясь в армию, они ехали в войска уже в качестве корреспондентов. Так по согласованию с политуправлением Ленфронта в мае 1942-го15 из армии вернули ленфильмовца, будущего оператора художественной эпопеи Михаила Ершова «Блокада», Анатолия Назарова. Оператора прикрепили к Волховской фронтовой киногруппе. В эту же группу отправили и отозванного из 2-ой гвардейской дивизии народного ополчения, будущего оператора «Золушки» Евгения Шапиро.

В приказе об объединении двух студий подчеркивается временный характер нового коллектива и то, что слияние происходит в виду «недостаточной производственной базы Ленинградской студии кинохроники»16. Фактически же это означало отсутствие этой самой базы.

При этом, как мы видим, четвертый пункт документа об объединении говорит о необходимости передачи съемочного оборудования и направлении «излишка квалифицированных кадров» в Новосибирск в распоряжение эвакуированного туда Главтехфильма. И такой подход — не единичный случай. Главк постоянно стремится перевести людей или взять что-то у Ленинградских документалистов для нужд других студий. Так, например, в 1944 году, хроникеры должны были предоставить оборудование для восстановления реэвакуируемого из Алма-Аты Ленфильма.

Групповая фотография работников Объединенной студии

Кадровый состав новой студии на момент ее образования составлял 68 человек17. А к 1943-му году, когда съемочные бригады только-только собрали заново18 общее число сотрудников студии достигло 244 человек19.

Материальных ресурсов, главное — пленки, студии не обещали. Из отчета за 1943 год, сданного новым директором студии Соловцовым20, понятно, что потребности в пленке Москвой покрывались лишь наполовину: «Только благодаря упорным розыскам пленки из разных местных организаций студии (Заводы ГОМЗ, ЛИКИ21, Копирфабрики Ленфильма) удавалось выходить из положения»22. Оттуда извлекались резервы для съемок. Затем пленку перерабатывали, используя, таким образом, даже непригодные для работы материалы. При остром недостатке пленки, операторы умудрялись снимать еще и для летописи войны. С начала войны Ленкинохроникой, а позже и Объединенной студией: «…значительное количество (сюжетов для киножурнала ) во всяком случае снимаются расширенно с расчетом не столько на сюжет для журнала, сколько на материал, который сможет быть использован и для фильма и для истории»23. Снимая впрок для кинолетописи ленинградцы «превысили лимит расхода пленки (отпущенный Москвой) на выпуск журналов почти в два раза». Вместо отпущенных комитетом 385 метров (примерно 12 минут) — 600 метров (20 минут)24.

 

Больше сюжетов для Союзкиножурнала

Недовольство качеством и прежде всего — количеством присылаемых сюжетов — еще одна характерная черта взаимодействия студии с Москвой. Так, например, Роман Кацман координировавший работу фронтовых киногрупп в составе Главкинохроники25 с февраля по май 1943-го требует посылать сюжеты о Балтфлоте и о ленинградском фронте «регулярно», то есть «каждые 5-10 дней»26. То есть, сюжеты о Ленинградском фронте требовались к каждому выпуску Союзкиножурнала, который выходил еженедельно. Претензии Главка касались и содержания сюжетов.

Руководитель Главка кинохроники Федора Васильченко рекомендовал в 1943-м операторам «большую часть времени находиться на фронте, чтобы возможно больше зафиксировать ярких моментов, необходимых для интересного и полнокровного журнала». А Марк Трояновский27 в 1944-м требовал снимать «характерные» региональные боевые кадры28:

«Вы систематически допускаете возмутительную беспечность и безответственность. Материалов от вас после взятие Луги не поступало, между тем события вашего участка требуют съемочной работы и оперативной присылки. Мне от вас не поступило ни одного кадра из района Чудского озера, а ведь сам выход наших войск к этому связанному с историей России месту должен быть отражен в съемках… Немедленно обеспечьте поступление развернутых съемок текущих операций, съемки должны отражать характерные трудности районов действий»29.

И хотя в результате такого давления ленинградцы выдают больше «боевых сюжетов», Москве этого недостаточно. Сам характер боев на Ленфронте не предполагал развернутых баталий: в основном в кадре — зенитные орудия, авианалеты, подготовка солдат к бою или же партизанские отряды. Но Москва настаивает на сражениях. Такова, например, резолюция на телеграмму Соловцова, который объясняет, что, дескать, после прорыва блокады достаточного количества «боевого материала» нет: «…Надо подготовить принципиальный ответ, разобрав ошибочность взгляда о невозможности снимать в боевой обстановке. Кацман»30.

Ленинград, 1942. Фото из архива Валерия Соловцова

Также Центру необходимы «активные наступательные действия»31 и «героический» Ленинград. Вот пример ситуаций и героев, которых хотели видеть: «Снимите один, два эfпизода для фильма «Грузия в Отечественной войне» о прославленных в войнах, сынах грузинского народа на выбор. Кандидатов согласуйте с командованием… кинопортреты героев бойцов желательно дать в боевой обстановке на фоне конкретных рубежей и населенных пунктов, в которых идет борьба, надо обеспечить высокое качество фотографии, остроту ситуации, яркость портретных характеристик,»32 — Герасимов.

«…Где передовики лесозаготовок, домашние хозяйки и дети, отстаивающие город в командах МПВО от вражеских налетов? Где дружинники Клавдия Орлова? Где сам город — его улицы, площади?…»33 Надо сказать, что показать в голодном городе героев лесозаготовок, которых Роман Кацман хотел видеть в феврале 1942-го, было невозможно. Однако к 1943 году почти каждый Ленкиножурнал содержит в себе образ героя. Например, в одном из мартовских номеров Ленкиножурнала за 1943 год о прокладке новой водопроводной магистрали видим, как женщины долбят траншеи в асфальте и в буквальном смысле кладут трубы34. В следующем номере киножурнала сюжет «Разведка новых точек врага» Ефима Учителя: снайпер Николай Оступин — герой Ленинградского фронта в поисках боевой позиции переходит в белом маскировочном халате с елкой от точки к точке35.

 

Студия на войне

Понять, какой именно была внутристудийная жизнь во время блокады, сейчас трудно. Отчеты о работе студии не содержат свидетельств столкновений и рапортуют о перевыполнении плана36. Между строк читается более чем лояльное отношение руководства к подчиненным. Возможно, объяснение этому — в практике фронтовой работы, которая требовала тесного взаимодействия в коллективе.

Отношения по вертикали «начальник — подчиненный» строились по принципу «провинился — исправился». Так характерный выговор «за безразличие к съемке в военное время»37 объявлен оператору Ладожской киногруппы Николаю Долгову (cуть претензии заключалась в том, что оператор не снимал в сумерки). И затем переведен из операторов в ассистенты38. Или другой пример: Николай Комаревцев не проявил «должной творческо-производственной активности и инициативы», затягивал работу над фильмом «Народные мстители» и «подлежал увольнению», однако он заверил что явится «образцом» работы, и, оператора оставили на работе «с предупреждением»39.

Быт на студии был подчинен законам военного времени: дежурства и тренировки МПВО, заготовка дров (рабочий день сотрудников был перенесен в 1942 году на 8 утра, с тем, чтобы после работы отправлять людей на заготовки дров40), с 1943 года к этому добавилась еще и работа на приусадебном участке студии41.

К лету 1943 го года противоречивые отчеты студии говорят о том, что ситуация с материальными ресурсами хоть и улучшается, но не кардинально. Некоторые помещения «хотя и требуют некоторого капитального и текущего ремонта, но все же в настоящее время вполне пригодны для нормальной работы»42. «В части оснащения техническим оборудованием Студия недостатка не испытывает»43. Говорится о том, что съемочное, проекционное оборудование получено от неэвакуированного оборудования ЛенКинапа и Ленфильма, хотя не указано, что именно получили документалисты.

К декабрю 1944 года студию прикрепляют к ОРСу (Отдел рабочего снабжения)44 создаваемому специально, чтобы обеспечить реэвакуируемый Ленфильм). У последнего есть свои магазины, склады, подсобные хозяйства. Сказывается всегдашний приоритет игровой кинематографии над документалистикой: как дополнение к ОРСу присоединяют всех ленинградских кинематографистов других студий и Ленкинапа.

 

Фильмы

С 1942 по 1944 год на студии было снято около 120 короткометражных и полнометражных фильмов, которые условно можно разделить на четыре категории:

— фильмы-инструкции, созданные по заказу политуправления армии и промышленных ведомств, такие как «Как тушить зажигательные смеси», «Как засеять огород» (1944) А. Преснякова, «Ленинградцы! Будьте готовы к противохимической обороне» (1943) В. Гребнева

— пропагандистские и одновременно информационные выпуски Ленкиножурнала и сюжеты для Союзкиножурнала

— короткометражки, среди которых такие фильмы как картина Николая Комаревцева про партизан Ленобласти «В тылу врага», спецвыпуск Ленкинохроники 1943 года, показывающий капустные поля у Исаакия (реж. Сергей Иванов), «Город переднего края Колпино» Алексея Погорелого (1943), «Алиментарная дистрофия и авитаминозы» Николая Галкина (1943)

— полнометражные фильмы, среди которых центральное место занимает фильм, основанный на съемках блокадных событий осени 1941-го — весны 1942-го — «Ленинград в борьбе». Из масштабных проектов отметим также фильм Павла Паллея «Ладога», выпущенный в 1943 году, его пять частей в деталях показывают Дорогу жизни. Именно в нем впервые видим повторяющиеся далее из фильма в фильм кадры о том, как цистерны с горючим плыли по Ладоге. Фильм Николая Комаревцева «Великая победа под Ленинградом» 1944 года, рассказывающий о снятии блокады и прославляющий Сталина, стал последним фильмом Объединенной киностудии.

Валерий Соловцов во время полета в Москву на сдачу кинофильма «Ленинград в борьбе»

 

Отметим, что для многих фильмов выходивших под маркой ЦСДФ (Центральной студии кинохроники), использовались съемки операторов Объединенной студии. Так, например, фильм 1943 года Центральной студии кинохроники «Народные мстители», в котором мы впервые видим кинооператора, прилетевшего в отряд герильи, смонтирован в Москве под руководством режиссера студии ЦСДФ Василия Беляева45. Блокадные же кадры, в частности первая партконференция партизанского края взяты из вышедшего ранее одноименного спецвыпуска операторов Объединенной киностудии (подразделения Ленкинохроники) Бориса Дементьева и Леонида Изаксона.

С созданием Объединенной киностудии, возобновился выпуск местного киножурнала46, съемки для которого в связи с трудностями блокады прекратились в декабре 1941 года47. С апреля 1942 го года он называется Ленинградским киножурналом (прежнее название — Северный киножурнал), и его делают военно-пропагандистским. Лозунги киножурнала: «Смерть немецким захватчикам!», «За нашу советскую родину!» говорят сами за себя.

Официально возобновление журнала было названо «перестройкой»: «Перестройка журнала была подчинена задаче перенаправления журнала в боевой орган ленинградской партийной организации, имеющей целью мобилизацию трудящихся города Ленина и Ленфронта на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками и на оборону Ленинграда»48.

Первый выпуск Ленкиножурнала, который появился после вынужденного перерыва и доступен для просмотра в архиве РГАКФД49 датирован 9 июля 1942 года. Он начинается с сюжета о выходе на экраны фильма «Ленинград в борьбе». Характерна его структура: сюжет о выпуске фильма — сюжет «Больше металла фронту» о работе женщин-металлургов — эвакуация детей из детского сада — выступление артистов цирка перед зенитной батареей. Более позитивные мирные сюжеты чередуются с военными, и ни одной «боевой» съемки. Со временем под влиянием требований Центра в каждом журнале появляется один-два (из пяти) боевых сюжета.

При этом в Ленинградском киножурнале в отличие от Союзкиножурнала много «непротокольной» фронтовой и городской жизни. Таков, например, сюжет Глеба Трофимова в одном из выпусков ЛКЖ 1942 года «Городу нужен уголь»50 в котором мы видим, как женщины отдыхают во время работы по добыче угля. Таких эпизодов с женщинами и детьми на тяжелых работах в Ленкиножурнале немало. О жизни на фронте рассказывают и такие сюжеты ЛКЖ как «На передовую — горячую пищу» Ефима Учителя и Вениманина Левитина про работу повара на фронте51.

Трудно выделить общие черты фильмов, снятых на Объединенной киностудии, тем более что каждая картина военного времени так или иначе отвечала практике и политике «текущего момента». Это относится ко всем уровням создания фильма: от сценария до закадрового текста, и не является объектом данной статьи. Приведем лишь пример такой военно-прикладной специфики фильмов: заслуги товарища Сталина «по инициативе» (следуя словам диктора) которого была открыта Дорога жизни52, прославлял фильм Комаревцева «Великая победа под Ленинградом» (1944). Те же кадры содержит фильм «Ленинград в борьбе», но здесь закадровый текст говорит о том, что открытие Дороги жизни произошло «по инициативе товарища Жданова».

И все-таки отфильтровав элементы пропаганду, то можно выделить моменты, объединяющие созданные в блокадном Ленинграде фильмы — внимание к жизни отдельного человека, эпизоды «прямого кино», обязательные «ленинградские» архитектурные штрихи при съемках результатов бомбежек и развалин города, «обычная жизнь» на войне, планы которой даны без постановочных деталей.

Выполнив свои задачи, Объединенная студия просуществовала до весны 1944 года. 29 марта 1944 года студию расформировали, и два коллектива вновь стали работать как отдельные единицы. Лентехфильм остается на Глухозерской, а для Ленкинохроники оборудуют здания на Крюковом канале. Объединенная студия представляет собой интереснейшую модель работы киноколлектива в период войны, целый ряд вопросов о функционировании которого еще предстоит прояснить исследователям.

 

Примечания:

1 Один из самых известных примеров работы студии в оккупированной зоне: производственное объединение «Континенталь» (Париж): контролировавшее кино на территории оккупированного севера Франции с 1941 по 1944 годы. Под ловким руководством немецкого продюсера франкофила и киномана Адольфа Гревена студия смогла не стать орудием нацистской пропаганды, выпуская в жанровое кино, которое в тоже время метафорически говорило об оккупации. К таким фильмам относятся «Вечерние посетители» Марселя Карне или «Рука дьявола» Мориса Турнера. «Фильмы, как и публика, избегали реальности. Нередко можно было увидеть, как кадр, актерский состав или текст напрямую отсылают к мечте. Из 220 фильмов снятых в это время, только 10 как-то связаны с темой войны». Цит. по Ж-П.Бертран — Маги, Французское кино во время оккупации, Presse Universitaires de France, 1994, C.76 Назад к тексту.

2 Лентехфильм после 1946 года переименован в Леннаучфильм. Назад к тексту.

3 Адрес студии на Каменном (Кировском острове): 2—ая Березовая аллея дом 6. Назад к тексту.

4 Богоров А., Записки кинохроникера, Лениздат 1973, С. 157 Назад к тексту.

5 ЦГАЛИ, ф. 356, оп.1, д. 8 Назад к тексту.

6 Родионов О. А. Оператор — кинодокументалист — фильм, М., 1970, С. 8 Назад к тексту.

7 ЦГАЛИ, ф.356, оп.1, д.9 : В отчете от 1 ноября 1942-го о фильмах, выпущенных Ленинградской объединенной киностудией, впервые приводятся основные показатели по Ленкинохронике и Лентефильму за 1941 год. В частности отмечаются трудности, которые пережили документалисты в первую блокадную зиму. Так, например, говорится о том, что «в ноябре — декабре 1941 года студия (Ленкинохроника) почти не работала, кроме накапливания съемочного материала.» Назад к тексту.

8 Каменный и Елагин острова в советское время назывались Кировскими островами. Назад к тексту.

9 ЦГАЛИ, ф. 356, оп. 1, д.15 Назад к тексту.

10 Приказ о вступлении в должность директора Иосифа Хмельницкого. Приказ по Объединенной студии от 30 апреля 1942: ЦГАЛИ, ф.243, оп.2, д.189, с.10 Назад к тексту.

11Приказ Комитета по кинематографии о создании Ленинградской Объединенной киностудии от 30 апреля 1942: ЦГАЛИ, Ф.243, оп.2, д.189, с.11 Назад к тексту.

12 Богоров А., Записки кинохроникера, Лениздат 1973, С. 173. См. Также об этом: Родионов О.А. Оператор — кинодокументалист — фильм, М., 1970, С. 8-10 Назад к тексту.

13 Центральная объединенная киностудия (1941-1944) Назад к тексту.

14 Под маркой ЦОКС вышли такие фильмы, как «Воздушный извозчик», «Жди меня», «Непобедимые» Назад к тексту.

15 ЦГАЛИ, Ф. 356, Оп.1, Д.12 Назад к тексту.

16 ЦГАЛИ, Ф. 243, Оп.2, Д.289, Л.11 Назад к тексту.

17 ЦГАЛИ, Фонд 356, Оп.1, Д.8 Назад к тексту.

18 По сравнению с более 400 сотрудников одного только Лентехфильма в 1940-м: РГАЛИ, в. 2455, оп.1, д.46a, л.52 Назад к тексту.

19 ЦГАЛИ, ф. 356, оп.1, д. 12 Акт о передаче Объединенной киностудии вновь назначенному директору Соловцову. Назад к тексту.

20 18 июня 1943 года у студии меняется директор, вместо Хмельницкого (который возглавляет Центральную студию документальных фильмом) студию и группу Ленинградского фронта возглавляет редактор и оператор студии Валерий Соловцов. Назад к тексту.

21 ЛИКИ — Ленинградский институт киноинженеров, ГОМЗ — Государственный оптико—механический завод (с 1962 года — ЛОМО). Назад к тексту.

22<ЦГАЛИ, ф. 356. оп.1, д.12, л. 15 Назад к тексту.

23 ЦГАЛИ, ф. 356, оп.1, л.9 Назад к тексту.

24 Там же. Назад к тексту.

25 Роман Григорьев (Кацман) курировал работу фронтовых киногрупп в составе Главка кинохроники до 1944 года. Назад к тексту.

26 РГАЛИ ф. 2452, оп.1, д.100, л.6-7 Цит. По Цене кадра, С. 183 Назад к тексту.

27 ЦГАЛИ, Ф.356, оп.1, д.12, л.25 Назад к тексту.

28 Марк Трояновский ( декабрь 1943 года — июнь 1944 года), начальник Управления фронтовых киногрупп. Назад к тексту.

29 ЦГАЛИ Ф. 356, оп.1, д.20 Одна из телеграмм Трояновского Соловцову 1944 года. Назад к тексту.

30 РГАЛИ ф. 2451, оп.1, д. 192, л.2 цит. по Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945гг. Документы и свидетельства под ред. В.П. Михайлов, В.И. Фомин, М., 2010, с. 194 Назад к тексту.

31 ЦГАЛИ Ф. 356, оп.1, д.20 Одна из телеграмм Трояновского Соловцову 1944 года. Назад к тексту.

32 ЦГАЛИ Ф. 356, оп.1, д.20, Телеграмма от 13 августа 1944, начальника Агитпропа фронта Герасимова (годы) Соловцову. Назад к тексту.

33 РГАЛИ ф. 2451, оп.1, д.100, л.17 цит. По Цене кадра, С.178 Назад к тексту.

34 Ленкиножурнал N10, март 1943. Сюжет «Прокладка новой водопроводной магистрали». В. Синицын. Назад к тексту.

35 Ленкиножурнал 11 ( март 1943). Назад к тексту.

36 Студия перевыполнена план на 111% за 1943ий год. Источник: ЦГАЛИ, Ф. 356, Оп.1, Д.12 Назад к тексту.

37 ЦГАЛИ, Ф. 243, Оп 2, д.189, л.18 Назад к тексту.

38 ЦГАЛИ 243, Оп. 2, д.186, л.20б Назад к тексту.

39 ЦГАЛИ, ф. 243, оп 2, д.189, л.160 Назад к тексту.

40 ЦГАЛИ, ф. 243, оп.2, д.189, л.93 Приказ по Объединенной студии о проведении месячника заготовки дров в сентябре 1942 года. Назад к тексту.

41 ЦГАЛИ, ф.356, оп.1, д.12, л.17 Назад к тексту.

42 Там же. Назад к тексту.

43 ЦГАЛИ ф.356, оп.1, д.12 Назад к тексту.

44 ЦГАЛИ, ф. 257, оп.16, д.1230, л.2: Приказ от 13 сентября 1942го года Анастаса Микояна, который в числе других обязанностей, как член ГКО отвечал за снабжение армии продовольствием, разрешающий «создать комитету по кинематографии ОРС при Ленфильме» с обслуживанием всех учреждений, связанных с кино в Ленинграде. Назад к тексту.

45 До блокады он снимал по заданию Центра в Ленинграде и хорошо знал местные реалии. Назад к тексту.

46 Выпуск Ленкиножурнала возобновляют с мая 1942го года Источник: ЦГАЛИ, Ф. 356, оп.1, д.12 Назад к тексту.

47 Всего Ленкинохроникой было выпущено за 1941 год 26 номеров «Северной киножурнала». Назад к тексту.

48 ЦГАЛИ, Ф.356, оп.1, д.12 Назад к тексту.

49 Российский государственный архив кинофотодокументов (RGKAFD). Назад к тексту.

50 14591 Ленкиножурнал 11-12, 19 июля (1942) Назад к тексту.

51 14612 Ленкиножурнал 13 ( апрель 1943) Назад к тексту.

52 Известно, что Сталин хоть и утвердил создание Дороги жизни, но не верил в его возможность. На письме членов Ленвоенсовета, подготовленном Хозиным и Ждановым и поддержанным Микояном, Сталин написал следующее : «Предупреждаем Вас, что все это дело малонадежное и не может иметь серьезного значения для Ленинградского фронта». Цит. по Микоян А.В. Так было. Размышления о минувшем. Цит. по: Центрополиграф, Москва, 2014, С.432. Назад к тексту.

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»