Рецензии
Фестивали

Beat 2015: Еще 5 фильмов, которые нельзя пропустить


 

«От станции к станции» (Реж. Дуг Айткен)

 

 

«От станции к станции» Дуга Айткена не случайно открывает фестивальные показы Beat. Несущийся на всех парах из одного конца США в другой ретросостав (всем, кто хочет больше узнать о чудесном поезде с панорамным вагоном «Гайавата» — сюда) — глобальная метафора кино. На одном маршруте, сверкающем миллионами пикселей (Айткен, вообще, занимается т. н. «жидкой архитектурой», монтирует на фасадах гигантские жидкокристаллические панели с видео), соединяются различные медиа и искусства. Это фестиваль на колесах, хэппенинг, состоящий из 62 минутных видео, десяти выступлений, 4000 миль и 24 дней.

Из отдаленных, но, тем не менее, безусловных кинематографических референсов — так и не показанный в России «Сквозь снег» Пон Чжун Хо. С той лишь разницей, что поезд Айткена не мрачный буревестник антиутопии и символ человеческой обреченности, а воплощенная утопия искусства, музыки и света.

 

«Айрис» (Реж. Альберт Майзелс)

 

 

Очки, как гигантский велосипед, на шее — пудовая связка бус, алая губная помада и взгляд 13-летней девчонки. Это Айрис Апфель — нью-йоркская икона стиля 93 лет от роду, героиня последнего фильма Альберта Майзелса, легенды документального кино, основоположника direct cinema, умершего в самом начале марта. Говорят, что она была первой женщиной, вышедшей в город в джинсах. Послушать Айрис будет полезно всем, кто любит с утра постоять перед шкафом в бессильной попытке надеть что-нибудь этакое, но это кино не только о стиле и истории моды, построенное с остроумием и жизненной мудростью, но и о взаимном очаровании камеры и объекта съемок, взгляде как процессе. Не зря сама Айрис говорит: «Женщина стара настолько, насколько выглядит, а мужчина стареет, когда прекращает глядеть». Майзелс разглядывал своих героев до самого конца. И это фильм, который одна молодая душа сняла о другой молодой душе.

 

«Берроуз» (Реж. Говард Брукнер)

 

 

Он никогда не приходит с пустыми руками. Палка, стакан с виски, сигарета, пистолет, шляпа. Если только эти руки не лежат на клавиатуре пишущей машинки. Иссушенный годами и морфином Уильям Берроуз появляется на экране в самых элегантных костюмах и с самыми элегантными спутниками, и камера его любит, а он, кажется, немного ее побаивается. «Берроуз» — наверно, самый старомодный фильм в программе фестиваля, но вы вряд ли где-то еще увидите такого Берроуза, как здесь. Этот фильм — странный опыт, рожденный в кипящем культурой нью-йоркском котле рубежа 70-80-х. Снятый двадцать лет назад портрет писателя был потерян (осталась только VHS-копия), затем найден и оцифрован только в прошлом году, через много лет после смерти его автора Говарда Брукнера от СПИДа.

 

«Ли Скретч Перри: Виденье рая» (Реж. Фолькер Шанер)

 

 

Рыба, Ной, архангел — Ли Скретч Перри — артист от Бога и для Бога. Он победил всех вампиров, он записывал Боба Марли, он говорил с коровой и узнал, что человеку не нужно взрослеть. Грандиозный даб-фильм о пророке цветного мира, сверкающем герое из лучшей сказки, когда либо услышанной человеком. Автор этого произведения, кажется, так и не понял, кто перед ним: добрый волшебник или просто веселый дедушка с подрагивающей от бита крышей, — хотя и снимал 15 лет подряд. Не поймут и зрители, но так ли это важно? Каждый, посмотревший этот фильм, сделает еще один шаг в сторону света!

 

«Возможности безграничны» (Реж. Джеймс Холл, Эдвард Лавлэйс)

 

 

Инсульт, кома, афазия — это история Эдвина Коллинза, шотландского музыканта, речь которого, после того как он вернулся к жизни, свелась к «да», «нет», имени жены — Грейс Максвелл — и словосочетанию «возможности безграничны». Но, конечно, если бы перед нами была просто история болезни, вряд ли стоило бы об этом писать.

«Возможности безграничны» — это попытка расширить возможности кино и передать с помощью монтажа и саундтрека ощущения постинсультного сознания. Попытка насытить кино другой, не линейной, чувственностью. Путаный, завораживающий, ныряющий куда-то вглубь человеческого «я» и выгребающий обратно к свету этот фильм стирает границу между словом и звуком, нарративом и блужданием, плоскостью экрана и объемом реальности. На большом экране он должен выглядеть завораживающе.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: