Фестивали

Что смотреть на «Артдокфесте»


«Событие», реж. Сергей Лозница (фильм открытия)

Событие. Реж. Сергей Лозница, 2015

Российская премьера нового фильма Сергея Лозницы, впервые показанного публике на фестивале в Венеции. «Событие» смонтировано из хроники и звуков, записанных в дни августовского путча в Ленинграде. Подробнее — в рецензии Марии Кувшиновой.

 

«Жизнь — хорошо. Еще лучше», реж. Анна Славина (конкурс)

Невеселая, но очень честная короткометражка о том, как выживая, не потерять человеческий облик. Чем студентке СПБГИКиТ Анне Славиной приглянулся главный герой — завязавший героинщик, русский житель Кыргызстана, ваяющий гробы и надгробия, — не вполне понятно до того, как он произносит свой ключевой монолог: «Я считаю, хоть какая-то польза должна быть от твоей смерти животному миру. Чтобы пищевая цепочка не прерывалась. Закопали тебя в землю, а волки ходят голодные, барсы — голодные. А черви, которые там, в земле, — сытые».

 

«Саламанка», реж. Руслан Федотов, Александра Кулак (конкурс)

Фильм о закрытой общине меннонитов — выходцев из Голландии, снятый русскими режиссерами Александрой Кулак и Русланом Федотовым в Мексике. В основу сюжета положена полувымышленная история члена общины, который увидел мирскую жизнь, и, вернувшись в Саламанку, пережил экзистенциальный и социальный кризис. Главного героя в картине нет, но есть монолог, наложенный на поэтический черно-белый видеоряд, что роднит фильм если не с самим Терренсом Маликом, то хотя бы с его эпигоном А. Дж. Эдвардсом («Ангелы получше»). Съемки пришлось закончить раньше срока: меннониты пожаловались на группу в мексиканскую полицию.

 

«Не твое дело», реж. Григорий Глянц, Дмитрий Вакулин (конкурс)

Камерная история о паре влюбленных, отправившейся в короткий трип в Грузию. Дима и Света поочередно снимают друг друга на фоне живописной фактуры Кобулети, отпуская гендерные шутки. Фильм — попытка отрефлексировать природу взаимоотношений; теряясь в словесных размышлениях о своих двух предыдущих романах, Света пытается построить новые отношения без прежних ошибок. При том, что Светлана Прокудина была равноценным оператором фильма, ее фамилия почему-то не указана в фестивальном превью. Наверное, это тоже какая-то гендерная шутка.

 

«Чужая работа», реж. Денис Шабаев (конкурс)

Денис Шабаев — автор самого личного и самого необычного фильма мастерской Марины Разбежкиной, документального роуд-муви «Вместе», где направленные друг на друга камеры отца и маленькой дочери вытаскивали на поверхность то, что сложно проговорить даже в интимной обстановке. Его новый фильм, который начал сниматься, судя по всему, еще раньше, снова поражает глубиной погружения в мир героев. Фильмы о мигрантах в России важны и интересны сами по себе: это маргинальный пласт современной жизни, у нас всячески вытесняемый и совершенно не описанный художественно. Денису удалось не только найти крайне необычную историю харизматичного таджика, берущегося за любую работу, но приехавшего в Москву в надежде стать кинозвездой — но и стать свидетелем множества неожиданных событий, нарушающих предполагаемое развитие рассказа. Фильм получился не столь стройный драматургически, но зато это тот редкий случай, когда судьба, опрокидывая авторские схемы, берет режиссуру в свои руки. Заслуга Шабаева в том, что он остается к ней чувствителен и соглашается играть по ее правилам.

 

«Чечен», реж. Беата Бубенец (конкурс)

Еще один фильм мастерской Разбежкиной, только что показанный на главном в мире фестивале документалистики в Амстердаме, затрагивает сразу две болезненные темы, которые на самом деле — одна и та же тема: главный герой Руслан воевал против русских в Чечне, а теперь отправился в Украину, чтобы продолжить свое дело и воевать против русских там. Донбасс и Чечня — два главных сюжета «Артдокфеста»-2015: вокруг первого во многом построена программа «Империя. Распад», а о второй рассказывают сразу три конкурсных фильма.

 

«Кино — общественное дело», реж. Татьяна Брандруп (программа «Наши»)

Кино — общественное дело. Реж. Татьяна Брандруп, 2015

Фильм о Музее кино и его основателе и бывшем директоре Науме Клеймане. В картине говорит не только Клейман, но и его сотрудники, а также постоянные посетители синематеки. Клейман вспоминает, какое впечатление на него в юности произвела «Аталанта» Виго. Один из журналистов рассказывает, как во время путча 1991 года смотрел в Музее кино Вима Вендерса. Директор архива делится воспоминанием о том, как они с Клейманом спасали из воды (в здании архива протекала крыша) редчайшие пленки. Режиссер фильма — датчанка с русскими корнями Татьяна Брандруп — снимала его три года и удивляется, почему никого из российских режиссеров не заинтересовала эта тема. Подробнее о фильме — в тексте Алексея Артамонова.

 

«Человек живет для лучшего», реж. Ханна Полак (программа «От А до А»)

Вне конкурса «Артдокфест» традиционно показывает главные документальные фильмы года, которые довольно трудно увидеть за пределами фестивалей. В их числе в этом году — победитель прошлогоднего «Артдокфеста», фильм о девочке, живущей на подмосковной свалке. Удивительно, но в жутких картинах тотальной нищеты рассказана история о сохранении человеческого достоинства, а в цитате из Максима Горького в названии звучит не самообман, как в первоисточнике, а подлинная надежда.

 

«Дуракам здесь не место», реж. Олег Мавроматти (программа «От А до А»)

Дуракам здесь не место. Реж. Олег Мавроматти, 2015

Ещё один важный пункт в программе лучших фильмов года — работа акциониста Олега Мавроматти, спродюсированная «Сине Фантомом». Ее герой Сергей Астахов раньше был открытым геем, потом стал православным и немного запутался в своей ориентации. Психоневрологический больной с инвалидностью, он записывает короткие видеодневники о себе, и выкладывает в интернет. Содержание этого found footage — бессвязные стихи, монологи о России, собственной сексуальности и еде, из которых по-фрейдистски лезет телевизионная пропаганда. Или просто круглое лицо Сергея с крестиком и георгиевской ленточкой. Фильм о человеческом одиночестве в медиапространстве.

 

«Место Горенштейна», реж. Юрий Векслер (программа «Год литературы: в изгнании»)

Для «Артдокфеста», который в прошлом ноябре был лишен государственного финансирования, официозный год литературы в России стал поводом для спецпрограммы, критически осмысляющей отношения писателей и власти. Ее героями стали русскоязычные авторы-эмигранты, и в том числе — Фридрих Горенштейн, опубликовавший в СССР только один рассказ и написавший несколько великих сценариев (в том числе «Солярис» и «Рабу любви»). Фильм о писателе поставил Юрий Векслер, театральный режиссер и журналист, работавший над книгой сценариев Горенштейна; сложная биография героя здесь служит объяснением странного случая гениального автора, чье имя осталось по большому счету малоизвестным.

 

«235 000 000», реж. Улдис Браунс (программа «Империя. Распад»)

235 000 000. Реж. Улдис Браунс, 1967

Название классического документального фильма Улдиса Браунса и написавшего сценарий Герца Франка обозначает число граждан, живших в СССР на момент 50-летия октябрьской революции. Браунс и Франк вдохновлялись Дзигой Вертовым: режиссер снимает многочисленные свадьбы в разных уголках Советского Союза, рождение детей и их взросление, поэтически монтируя попеременно танцы на морском побережье и растерянных годовалых близнецов, пытающихся встать на ноги. Между этих склеек сквозит простая мысль — вот так и советская страна росла и вставала на ноги, посмотрите, какой она стала прекрасной; но на «Артдокфесте» она поставлена в контекст остальных фильмов программы «Империя. Распад», посвященной продолжающемуся крушению той части суши, которая когда-то называлась СССР.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: