Эссе

Андрей Карташов о Музее кино


Андрей Карташов

Технологический прогресс совершил синефильскую революцию: благодаря видео и особенно торрентам, сейчас необязательно жить в Париже и Нью-Йорке, чтобы смотреть классику или непрокатное новое кино; даже из дома, собственно говоря, выходить необязательно. Печальна была бы судьба российской синефилии и кинокритики без интернета, в котором можно найти хоть сериал о Фантомасе Луи Фейада, хоть коллекцию японской студии Тохо, хоть последний фильм Шанталь Акерман или Джеймса Беннинга. Но минусы онлайн-синефилии очевидны, и то, что фильм на мониторе не равен фильму в кинозале, — только один из них. Дело в том, что онлайн-синефилия существует в ситуации архипелага, где появляются изолированные сообщества с экзотическими увлечениями — любителей югославского кино, скажем, или испанского хоррора. Это клубы по интересам, которым редко удаётся производить смыслы: для этого и нужны институции вроде синематек и сообществ, которые возникают вокруг них.

Музей кино на Красной пресне

Всем синефилам мира известен миф парижской синематеки, сыгравшей ключевую роль в истории кино. Само его существование может объяснить то, почему Франция стала одним из самых важных мест на кинематографической карте: как говорится в романе Гилберта Адэра и снятого по его мотивам фильма Бертолуччи, только французы могли поселить кино во дворец. Сейчас синематека переселена из дворца Шайо в модернистское здание на окраине Парижа, в XIX округе, но это место всё равно вызывает священный трепет. Своя синематека есть даже в Люксембурге: это небольшой двухэтажный домик, но в Люксембурге всё небольшое, там и министерство иностранных дел выглядит точно так же. В России МИД — огромная сталинская высотка, а синематеки нет ни одной на всю страну. А если нет синематеки, то нет и национального кино того уровня, который нам всем хотелось бы видеть.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: