«Артдокфест»-2016: 11 фильмов
«Аустерлиц» / Austerlitz Сергей Лозница, 2016 Конкурс
Мировая премьера «Аустерлица» прошла в Венеции, после этого фильм успел получить главный приз на фестивале в Лейпциге. Новая картина Лозницы своим названием отсылает к роману Зебальда и посвящена мемориалам Холокоста и той туристической индустрии, что ежедневно прогоняет через них тысячи людей. Снова длинные общие планы, массовый герой, отстраненное наблюдение, открытое для зрительской интерпретации. Благодаря четкости формы и безоценочному (на этот раз действительно не подталкивающему зрителю к конкретным выводам), но пристальному критическому взгляду на культуру памяти новая работа Лозницы — одно из самых интересных и сильных высказываний о современности в программе фестиваля. Подробнее — в интервью Алексея Гусева с режиссером.
«Завтра море»
Катерина Суворова, 2016
Конкурс
Казахстанский фильм, мировая премьера которого состоялась в Локарно. Полнометражный дебют Катерины Суворовой, за плечами которой, впрочем, уже было несколько короткометражек и участие в резонансном проекте «Медиастан», спродюсированном Джулианом Ассанжем, — неровная, местами создающая впечатление полулюбительской, но поэтичная и оригинальная по интонации картина о высохшем Аральском море. Камера, живая и чуткая к деталям, рисует странный быт людей, приспосабливающихся к антропогенной катастрофе и живущих фактически ей вопреки. Фильм, однако, избавлен от публицистического алармизма, несмотря даже на общую
«Женщина и ледник» / Woman and the Glacier
Аудрюс Стонис, 2016
Конкурс
Стонис — не то чтобы широко известный, но весьма значительный представитель поэтической документалистики (если не видели, обязательно посмотрите его «Землю слепых»). «Женщина и ледник», может, и уступает его ранним пленочным картинам, но все же сильно выделяется на общем фоне программы «Артдокфеста». Действие также происходит в Казахстане — в
«Дорога» / The road movie
Дмитрий Калашников, 2016
Конкурс
Идея сделать монтажный фильм из материалов, снятых на видеорегистраторы, напрашивалась давно — как минимум с момента падения челябинского метеорита, когда феномен «странных русских на дороге» стал предметом интернациональных шуток. Сложно тут не ввернуть, что две главные российские беды сошлись в этом фильме: в кадре постоянно происходит
«Приходи свободным» / Come back free
Ксения Охапкина, 2016
Конкурс
Первый российский фильм о Чечне — красивый, но несколько эксплуатационный. Ксения Охапкина снимает сельскую жизнь традиционной чеченской общины как закрытую и цикличную вселенную — со своими извечными порядками, обычаями и готовностью к войне. Показанный нам мир не поддается ассимиляции, он самодостаточен и замкнут, как круг — траектория зикра, ритуального чеченского танца, напоминающего о суфийском прошлом края. Работа Охапкиной
«Мариуполис» / Mariupolis
Мантас Кведаравичус, 2016
Конкурс
Фильм о Мариуполе, снятый в 2015 году во время бомбежек и показанный в этом году на Берлинале. Кино это совсем не репортажное, как можно было бы подумать, — вы не увидите хроники страданий и сопротивления, фокус смещен в сторону жизни простых людей (проект начинался как фильм о мариупольских греках), продолжающейся и под падающими бомбами. Хороший пример объемного и чувственного фильма, повествующего о политическом конфликте, но обходящегося без обвинений и избегающего риторики обеих сторон. И тем не менее автор, не отстаивая конкретных позиций, постепенно привносит в фильм важные элементы, раскрывающие суть происходящего — речи и будни украинских военных, казенная религиозность, следы советского прошлого (в пространстве и в жизненном укладе), идеологические распри на празднике 9 мая и многое другое. Но главное — обильные крупные планы и центральные герои: сапожник и тележурналистка. Подробнее Мантас Кведаравичус рассказывает в интервью Наталье Серебряковой.
KRISIS
Дмитрий Венков, 2016
Война и мир
Идея Брехта о том, что в кино нужно снимать газетные заголовки, в XXI веке получила новое воплощение: фильм
«Между небом и землей»
Дмитрий Дедок, 2015
После Союза.DOC
Два минчанина — один
Драматургически «Между небом и землей» — фильм немного рыхлый, но с щемяще меланхоличной интонацией. Это элегия. На дворе — осень, и пара главных героев — как два согнувшихся, растерявших листья дерева. Чистенькая белорусская столица — город отчуждения. Никто никому ничего. Настолько ничего, что единственными, кто вдруг без презрения отнесется к двум пожившим мужчинам, будут две молодые немецкие документалистки, с которыми они знакомиятся на фестивале «Листопад». Но немки стремительно уезжают. И вот это расставание навзрыд. «Сколько живу — душа плачет, а лицо не показывает».
«Озеро»
Дарья Блохина, 2016
Среда
История Филемона и Бавкиды с Кольского полуострова. Два
Поначалу «Озеру» кажется непритязательной этнографической зарисовкой (на это намекают название фильма, многочисленные пространные планы, фиксирующие царящую в этом северном мире красоту — прозрачное лето, белоснежную зиму), но ко второй половине этого короткого фильма на свет пробивается внутренняя драма двух немолодых героев, предпочитающих добровольное затворничество в духе Генри Торо бездушном закутку в панельной пятиэтажке (квартира у них, конечно, есть, только жизни в ней нет). Кроме того, в «Озере» сложно не увидеть кино о кино: Мария, которую муж красиво называет «Мадонной», сама снимает на крохотную мыльницу, и странное соседство выверенных кадров внешнего наблюдения с этой безыскусной картинкой сокращает разрыв восприятия — зритель входит в мир «Озера» наравне с героями.
«24 снега»
Михаил Барынин, 2016
Среда
И снова снег, олени, сани, но уже не в Мурманской области, а на другой стороне нашей необъятной страны — в республике Саха. В центре фильма якутский коневод, владелец табуна низкорослых выносливых лошадок. Его повседневная жизнь — забота о стаде, редкие свидания с семьей, две ежегодные поездки в город, скачки на праздник Ысыах, олени с вывалившимися от долгого бега языками, ловля рыбы в устье Лены.
«24 снега» — фильм голливудской красоты, с рапидами, мощными ракурсами, открыточной цветокоррекцией. На большом экране его пейзажи должны выглядеть захватывающими. Эта ощутимая красота ему идет. Кино Михаила Барынина, сделанное на деньги якутского продюсера Егора Макарова, работает по всем правилам вестерна, только вместо прерий здесь — бескрайний снег, и
«ОГОНЬ»
Надя Захарова, 2016
От А до А
В программе «От А до А» не пропустите фильм студентки Артура Аристакисяна «Огонь» — очень необычная медитативная документалистика, похожая, кстати, на ранние работы Стониса. Мы уже рассказывали о нем перед премьерой на «Послании к человеку». По итогам фестиваля картина тогда разделила в национальном конкурсе звание лучшего полнометражного неигрового фильма с лентой «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич — его тоже покажут в программе; мы о нем писали раньше. Также представится еще одна возможность увидеть фильм «Чужая работа» Дениса Шабаева — «Лучший дебют» на «Кинотавре» и победитель национального конкурса «Флаэртианы». Читайте наше прошлогоднее интервью с ним об этом фильме.
Читайте также
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Близкие контакты — Итоги XXII «Духа огня»
-
Айаал Адамов: «Наш мир — это вихри ветра или треск костра»
-
«Идите в задницу» — Кураторы и режиссеры о петербургском независимом кино
-
«Сначала неудачник, потом куратор» — О фестивале невидимого кино
-
Высшие формы-2023 — Зрительское голосование