хроника

2015. Чтение на выходные


Выставка ерунды. Гетто для помешанных на любви. Весь прошлый год Алексей Васильев продолжал писать для нас свои авторские колонки обо всём подряд. Первый выпуск 2015-го был посвящён гомосексуальным утопиям. Все песни — только о любви.

Что-то в воздухе. Андрей Карташов критикует «Бёрдмэна» Алехандро Гонсалеса Иньярриту — будущего лауреата «Оскара». Из этого текста можно узнать о том, как важно быть серьёзным, и что такое проверка Валерием Кипеловым.

« Что станет с бананами?» Лав Диас рассказывает Алексею Артамонову о методах работы, чувстве и смысле истории и, естественно, о том, почему его фильмы такие длинные.

Берлин-2015: «Рыцарь кубков». Новый фильм Теренса Малика — о Голливуде, Кристиане Бейле и красивых женщинах. Василий Степанов в рецензии с Берлинале толкует «Рыцаря кубков» при помощи Платона.

Берлин-2015: Пролетарии не соединяются. На том же Берлинском фестивале член жюри ФИПРЕССИ Алексей Гусев пишет о картинах программы «Панорама», а получается эссе о том, что благие намерения не всегда приводят к выдающимся эстетическим достижениям.

Невиданное кино. «Огоньки» Петера дель Монте. Алексей Гусев рассказывает в «Порядке слов» о своей очередной удивительной находке — единственном в истории кинематографа детском фильме — и о том, почему других детских фильмов не существует.

Заметки о жесте. Статья Джорджо Агамбена в переводе Николая Петрова. Итальянский философ рассуждает о том, почему для кино важнее жест, а не образ, и как это связано с этикой и политикой.

Любовь к мелодраме. Российский случай. Антрополог Светлана Адоньева обстоятельно рассказывает о том, какое место в русской культуре занимает мелодрама, которую автор считает не жанром и не стилем, а особой ментальностью.

Оккупай-убивай. Почему «Крик» — один из главных постмодернистских фильмов девяностых? Что сообщает нам сюжет об убийце с телефоном о сегодняшнем дне? К ретроспективе студии Miramax, проведённой «Сеансом», Василий Корецкий написал о легендарном фильме Уэса Крейвена.

Луна, Марс и валенки. Асса Новикова, автор нашей постоянной рубрики «Ретроавангард», пишет о яблонях на Марсе, русском космизме и Циолковском.

«Меня в Дом кино не пускают». В 1991 году Наталья Иванова взяла интервью у молодого режиссёра Алексея Балабанова, который недавно переехал в Ленинград и снимает кино по Беккету. Тогда беседа так и не была опубликована, и мы решили исправить это по случаю I Балабановских чтений.

Кожа, в которой я живу. Краткая история афроамериканского кинематографа, его упадок и возрождение. И, как принято говорить, почему это важно. Денис Рузаев исследовал историю вопроса.

Про Дашу Хлесткину. В начале 2015-го умерла режиссер-документалист Дарья Хлесткина. О ней вспоминает драматург Любовь Мульменко.

Зло по глупости. Алексей Медведев пишет об Олеге Сенцове. К моменту публикации Сенцов уже год находился в СИЗО, а летом был приговорен к 20 годам в колонии строгого режима по обвинению в терроризме. Многочисленные акции в поддержку режиссера, процесс над которым был откровенно политическим, никак не повлияли на результат суда.

«Брат» и другие. Как смотрят фильмы Балабанова за океаном? Студенты Йельского университета посмотрели ретроспективу режиссёра и поделились впечатлениями от увиденного.

«Цикл сна длится 90 минут — так же, как и фильм». Каннское интервью Марии Кувшиновой с Апичатпонгом Веерасетакуном — о новом фильме «Кладбище великолепия», буддизме и поп-культуре, сне истории и просто сне.

Канны-2015: Лучшее. Мария Кувшинова анализирует итоги главного фестиваля года — призы, тенденции, сквозные сюжеты и главные фильмы. В этом же тексте можно найти ссылки на отдельные материалы нашей каннской трансляции.

В Москве снег пошел. Борис Нелепо пишет о своем любимом новом фильме года — «Родине» Петра Буслова, киноромане о русских в Гоа (а на самом деле — вообще о русских). По признанию автора, после первого просмотра он смог сформулировать ощущения только одним нецензурным словом, но потом всё же написал для «Сеанса» подробный текст.

Про Меликян. Победителем «Кинотавра» в этом году стал фильм «Про любовь» Анны Меликян. Мария Кувшинова анализирует поэтику режиссера, не похожего на своих современников: ее уникальную способность снимать Москву, трагическую иронию и стремление к чистой эстетике, которая всегда оказывается невозможна.

Говард Грин и цветут все цветы. Ирина Марголина пишет об операторе Говарде Грине — человеке с цветной фамилией, который первым в мире снимал в технологии Technicolor цветное кино на натуре.

Рецензия с петлей на шее. На первый и единственный на сегодняшний день фильм Олега Сенцова «Гамер» написано очень мало рецензий. Мария Кувшинова исправляет эту несправедливость.

Сердца призрачный мотор. Дайте же мне тело! Дени Лаван — один из немногих актеров, которые стали настоящими символами современного арт-кино. Андрей Карташов написал эссе о молчаливом французском артисте как идеальном киноактере.

Love Actually. Как эякуляция в 3D-очки отвечает чаяниям ранних теоретиков кино? Не вдаваясь в утомившие всех подробности цензурного скандала, Катерина Белоглазова пишет о «Любви» Гаспара Ноэ как о новаторском произведении.

Непрекращаемый разговор. Мамлеев. Отрывок из фильма об умершем в октябре Юрии Мамлееве. Над документальной картиной, в производстве которой участвует «Сеанс», в настоящее время работает Дмитрий Мамулия.

Отчаянная витальность. Первая публикация на русском языке поэмы Пьера Паоло Пазолини. Перевод и комментарии подготовил Кирилл Медведев.

В своем репертуаре. «007: Спектр». Алексей Васильев взял на себя сложную, но благодарную задачу обозревать для «Сеанса» голливудские премьеры в поисках того фильма, который можно, увидев случайно, полюбить. В новом «Бонде» он такой картины не нашёл, но зато сформулировал фундаментальную претензию к современному студийному кино.

Я там сижу и жду. В этом году не стало Шанталь Акерман — режиссера, которая почти всегда была в тени своих более именитых коллег, но без которой нельзя себе представить современный кинематограф. Андрей Плахов, Дмитрий Волчек и Борис Нелепо написали об одной из ее лучших работ — документальном фильме «С востока», снятом в постсоветской России.

Реальности достаточно. Как выйти из тупика, в который зашло российское кино? Алексей Артамонов пишет о стратегии Бакура Бакурадзе в связи с его новым фильмом «Брат Дэян», снятом на сербском языке.

На смерть Вакха. Умер Эльдар Рязанов. Великого комедиографа вспоминают Денис Горелов и Дмитрий Савельев.

Двадцать минут. Дэвид Линч, сновидец и визионер. Или нет? К ретроспективе Дэвида Линча, которую «Сеанс» провел в декабре, Ксения Рождественская написала об авангарде и науке сна у автора «Головы-ластика» и «Внутренней Империи».

Вспоминаем и молимся. Крупнейший голливудский релиз года — седьмой эпизод «Звездных войн». Василий Степанов фиксирует полную и безоговорочную капитуляцию кинематографа перед фансервисом и окончательное оформление потребителя франшиз как особого вида кинозрителей.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: