“Солнце” Александра Сокурова


В пору немолчных разговоров про «усиление властной вертикали» Александр Сокуров, власть, по-ученому говоря, десакрализует. Первые слова, какими встречает японского императора американский генерал в фильме: «И вот этот сморчок решал судьбы мира?» – могут быть поставлены эпиграфом ко всем трем фильмам.

Но различия все же есть… Чаплин здесь – важный образ. Иссей Огата точно и деликатно подчеркивает чаплинские черты своего героя. Чаплин так же важен для образной системы фильма, как и полная луна в ночь отречения; статуэтка Наполеона, сброшенная со стола; журавль, ускользнувший от американских солдат. Чаплин – единственно возможная альтернатива чванству властителей, воображающих себя богами.
МакАртур спрашивает у своего переводчика: «Кого мне напоминает этот император?» Ответ напрашивается сам собой: или Чаплина, или Гитлера. Актер удивительно воспроизводит эксцентрическую пластику одного и взнервленность другого. Судьба предоставила ему возможность быть похожим и на Гитлера, рвущегося в боги, и на Чарли Чаплина, маленького человека, в слабости которого – сила. Сам того не зная, Хирохито выбирает Чаплина. Это – путь Солнца, но не Молоха и не Тельца.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: