хроника

Сеанс-дайджест №100

Лантимос и Гуччи-гэнг. — Де Ниро продолжает молодеть. — Говорит и показывает Грета Гервиг. — Бунюэль о шоковой терапии. — Юрий Борисов и часы. — Иэн Маккеллен и шоколадки.

Иэн Маккеллен на своем чудесном сайте публикует дневниковые записи со съемок «Властелина колец». Рассказывает, как вместе с Питером Джексоном определялись с костюмом Гэндальфа (серая хламида), и как он нырнул в мир Толкина прямиком из комиксового образа Магнето. Вот его первое впечатление от Новой Зеландии, где проходили съемки.

«Так далеко от дома, но — тот же язык, а в магазинах продается [спред] Marmite и шоколадки Cadbury. На банкнотах изображена Королева (хотя сами они сделаны из несминаемого, моющегося прозрачного пластика), а в журнале Women’s Weekly пишут о скандале с принцем Эдвардом, который сочли бы слишком скабрезным даже британские таблоиды».

● ● ●

На сайте Гильдии режиссеров Америки занятный материал: авторы рассказывают о кадрах, открывающих ту или иную их работу. Энг Ли — «Разум и чувства» (1995), Джина Принс-Байтвуд — «Любовь и баскетбол» (2000), а вот Майкл Манн о начале «Последнего из Могикан».

«„Первый кадр, окутанные туманом горы, предполагает бескрайний простор, целину, где человек может быть свободным“, — говорит Манн. — „Это идея Нового Мира Руссо — нового начала, идеализирующего положение природы“. (Для вдохновения Манн изучал работы Альберта Бирштадта из Школы реки Гудзон.)

[…]

„В этой сцене, вдохновленной картиной Бирштадта, — говорит Манн, — они [три персонажа — примеч. ред.] все собираются у ручья. И только тогда вы понимаете, что они на охоте“».

● ● ●

«Искусство кино» публикует текст Светланы Саркисян о музыке и цвете у Сергея Параджанова (на «Чапаеве» собраны ценнейшие материалы о режиссере).

«Параджанов в своих фильмах, и особенно в „Цвете граната“, использует приемы экспозиционного изложения материала, причем не только в начале каждой новеллы, а постоянно по ходу фильма; там же, где отсутствует сюжетное развитие и внимание концентрируется на созерцании образов, — приемы варьированного повтора.

В фильмах режиссера встречаются популярные в кинематографе образные реминисценции и своеобразные музыкальные ritenuto движения — стоп-кадры, в которых происходит изменение функций отдельных элементов, их новое композиционное положение и посредством этого — иная смысловая акцентуация. Ведь интонационное переосмысление определенных мелодических фигур воздействует на структурное образование в целом».

«Цвет граната». Реж. Сергей Параджанов. 1968

● ● ●

На сайте Criterion читаем о Луисе Бунюэле. Вот выдержка из его интервью 1965-го:

«По его мнению, ужасы двадцатого века свели на нет шоковые стратегии художественных движений. „Возможно ли шокировать после массовых убийств нацистами и атомных бомб, сброшенных на Японию?“ Однако далее он предположил: „Вам приходится изменить метод нападения, хотя ваши цели по сути остаются прежними — поскольку моральное угнетение, хотя и обрело новую личину, никуда не делось. В моих фильмах я нацелен вызывать у людей беспокойство и разрушать правила того конформизма, который внушает всем, будто они живут в лучшем из миров“».

● ● ●

Юрий Борисов («Хрусталь», «Бык») поговорил с Максимом Сухагузовым о том, какие двери открывает «Кинотавр» и что происходит с русским кино.

«Бык»: Песни на ушельском языке «Бык»: Песни на ушельском языке

«Окей, схема в этом году была такая: я работал-работал-работал, дошел до обозримого верха, а вершиной был „Кинотавр“, где мы победили с „Быком“. В этот момент у меня началось активное знакомство с большим количеством людей [из индустрии]. Я понял, что мне на какое‑то время открылось множество дорог. Вопрос был лишь в том, куда я дальше пойду, какую из дорог выберу. Была куча предложений и интервью, но вот я попал на спектакль Васи Березина и задумался о том, что мне бы не хотелось погружаться в мейнстрим и становиться каким‑то популярным лицом, которое рекламирует часы».

Юрий Борисов. Фото: afisha.ru

● ● ●

В 1960-е японские заводы переходили на «канбан» — а с ними параллельно к чему-то похожему не то на доски Trello, не то на графический эквалайзер пришел режиссер, видеохудожник Тосио Мацумото в своих сторибордах. Просто поглядите.

● ● ●

Бастер Скраггс невозможен без Джина Отри. О первом поющем ковбое рассказывает Артем Хлебников в рамках цикла о вестернах на Cineticle.

Снова в седле. Новая жизнь вестерна Снова в седле. Новая жизнь вестерна

«В начале 1930-х этот кантри-певец запустил своё собственное шоу на радио, а в 1935-м впервые снялся в главной роли в сериале „Призрачная империя“ (The Phantom Empire), запустив кинокарьеру длиной в двадцать лет и почти сотню фильмов. Как и всякий уважающий себя герой вестернов-„бэшек“, Отри имел белую шляпу, экранного напарника-простофилю и верного коня по кличке Чемпион. Его неизменный экранный образ, карьера музыканта и радио-персона в конце концов слились воедино, сделав Отри одним из главных героев массовой культуры времён Великой депрессии.

Первый полнометражный фильм с Отри в роли поющего ковбоя — это „Скачущие перекати-поле“ (Tumbling Tumbleweeds, 1935), снятый студией „Republic Pictures“ в Калифорнии буквально за неделю. Отри входит в него так же, как и Нельсон у Коэнов, — на лошади, с улыбкой, гитарой и песней, которая потом станет кантри-стандартом».

Джин Отри

● ● ●

Место России на «Золотом глобусе» обсуждают с членом Голливудской ассоциации иностранной прессы Нелли Холмс в «Коммерсанте».

«Интерес к России огромный, что подтверждает популярность сериалов, в которых участвуют русские киногерои — как исторические персонажи („Catherine The Great“ на HBO, „Young“ о молодой Екатерине Великой на Hulu), так и вымышленные („Killing Eve“, „McMafia“). Русская классическая литература продолжает вдохновлять кинематограф — примером тому недавняя адаптация BBC романа „Война и мир“, на днях было объявлено, что режиссер „Великого Гэтсби“ Баз Лурман будет снимать „Мастера и Маргариту“. Не все из этой кинопродукции нравится в самой России — критически воспринята британская версия Екатерины Второй на HBO, но что мешает снять свой сериал и предложить его Netflix, Amazon, Hulu, Apple?».

● ● ●

«Ирландец» — Ворох грехов «Ирландец» — Ворох грехов

«Ирландец» как распил бюджета. В сети появился симпатичный deep fake, в котором омоложенные за 7 дней Де Ниро, Пачино и Пеши выглядят живее, чем на Netflix. Другой вопрос, не противоречит ли это замыслу Скорсезе со стариками в лоснящейся оболочке.

 

● ● ●

Йоргос Лантимос присоединился к Гуччи-гэнг, и снял промо для модного дома.

● ● ●

Новому году — «Новый папа». Паоло Соррентино поговорил с «Кино ТВ» о том, как Джуд Лоу уступает привилегии Джону Малковичу. Ох уж эти белые мужчины.

 

● ● ●

«Атлантика» Мати Диоп — Море не волнуется «Атлантика» Мати Диоп — Море не волнуется

Несколько лет назад аргентинский режиссер Матиас Пинейро увидел фильм «Тысяча солнц» Мати Диоп, и был очарован. Он позвал Диоп к себе в картину «Гермия и Елена», которую где-то до четверга показывают без СМС и регистрации.

● ● ●

Грета Гервиг показывает эпизод из «Маленьких женщин».

 


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: