«Легенда №17». Критика о фильме
«Легенда No 17» Николая Лебедева, возможно, еще не решение важнейшей проблемы национального героя, но, по меньшей мере, указанный вектор к ее решению. Данила Козловский играет Валерия Харламова как человека, вступающего в бой с неравным, почти мифологическим соперником — канадскими хоккеистами — не как представитель столь же мифической страны, а как герой эпический, принадлежащий определенной культуре (в том числе, бытовой), но никак не государству. Нет никакого противоречия между вызовом, который он бросает противникам на льду, и вызовом, пусть даже и придуманным сценаристами, который он бросает советской системе, не для того чтобы стать из спортсмена диссидентом, а для того чтобы прийти к победе. Победе над собой и над окружающим миром, которая и позволяет зрителю испытать вполне законную гордость и даже патриотизм — человеческое, нормальное чувство, далекое от той суконной обязаловки, которой учили в советских школах и, кажется, пытаются учить до сих пор.
Антон Долин, Вести. fm
С идеологической точки зрения картина абсолютно стерильна. Канадцев здесь надо побить не как представителей капстраны, а как заносчивых Голиафов, монополизировавших шайбу с клюшкой в глазах мирового сообщества. Все обстоятельства, благодаря и вопреки которым сборная и Харламов идут к этой всеобщей победе, даны пунктиром. В конце концов, нелюбовь велеречивых функционеров к гениальному, но хамоватому тренеру не зависит от конкретного исторического момента. Попади такой материал к режиссеру с тягой к масштабным обобщениям (например, к Никите Михалкову, выступающему здесь в качестве продюсера), Харламов воевал бы не столько с Филом Эспозито и Бобби Кларком, сколько с почти трогательным номенклатурным мерзавцем в исполнении Владимира Меньшова.
Павел Прядкин, Empire
Не получается у нас без мифов. Сталин — миф. Гагарин — миф. Теперь к этому ряду пришпандорили Харламова. Патриотизм. Хоккей. Родной гимн, навеки единый.
И главное, из фильма вытекает, что мы победили в суперсерии. Хотя дело-то не в этой маленькой хитрости, очень похожей на ту, на которую пошла советская пресса в 1972-м. И не в том, что за 34 секунды последнего, восьмого, матча в Москве Пол Хендерсон забросил самую важную шайбу в истории канадского хоккея, обеспечив победу команде Канады. А в том, что тогда победил хоккей, который стал после суперсерии другим. В том, что в железном занавесе образовалась дыра.
Верните Харламова хоккею. Не надо из него делать мавзолейную мумию только потому, что верховный главнокомандующий вдруг встал на лед, доигрывая то, во что он не доиграл в детстве.
Андрей Колесников, Газета
В отличие от муляжного «Высоцкого», создатели «Легенды No 17» решили не искать пластического сходства с прототипами (этим сегодня почти аттракционно занимается Первый канал в шоу «Один в один»), а лепить характеры изнутри. Удивительно, но эффектный красавчик Данила Козловский («Духless», «Шпион»), который казалось бы, ну никак не подходит для грубоватой и простоватой внешности скоростного виртуоза «конька-горбунка»
Харламова, берет темпераментом, искренностью, безмерным усилием понять: тренера, партнеров по команде, себя самого. К тому же актер, освоив коньки, технику, на льду работал без дублера. Тарасова сыграл Олег Меньшиков, и это его первая понастоящему удачная роль за долгие последние годы «простоя» в кино.
Лариса Малюкова, Новая газета
От русского зрительского кино так долго ждали, что по смотрибельности оно хотя бы приблизится к западным образцам, — и вот в этом году выходит уже как минимум второй (после «Метро») фильм невиданного прежде качества; и двадцати лет не прошло. В отличие от «Метро» «Легенда» не заимствует готовые голливудские штампы, но и призрак советского массового кино вызывать не пытается — это современная картинка, выверенная драматургия, несколько ярких сценарных находок (трубы, трубы), крепкие или просто отличные актерские работы, достойный (хотя и не убойный) хоккей и никаких квасных перегибов.
Мария Кушинова, Афиша
Снимать кино о реальной личности, еще при жизни увенчанной нимбом спортивной легенды, в ситуации, когда живыздоровы родственники, друзья и коллеги — а они, как пить дать, станут сличать, поправлять, приходить в негодование, что все не так, — подобный проект требует либо крайнего легкомыслия (типа «все ништяк!»), либо отваги и готовности многое перетерпеть. Забегая вперед, замечу не без удивления: рекламаций и близко не было. Ни партнеры Харламова по тройке — Петров и Михайлов, ни Владислав Третьяк — именно молодой красавец Третьяк стоял на воротах во время той игры
с канадцами — никто не высказал обид по поводу того, что они присутствуют на экране как статисты. Более того, все пришли на премьеру, прослезились по русскому обычаю. А строгая Татьяна Тарасова прилюдно отвесила поясной поклон съемочной группе — образ ее отца, великого тренера Анатолия Тарасова, созданный Олегом Меньшиковым, она сочла грандиозной работой.
Елена Стишова, Искусство кино
Уже сказано довольно много слов об эффектности Меньшикова в роли Тарасова — что ж, заслуженный артист действительно притягивает к себе внимание, играет лицом и голосом, мощно водит бровями. Тем удивительнее, что Тарасов в «Легенде No 17» оказывается интереснее своим отсутствием в кадре — и возможностью этаким мефистофелем выскочить на экран в любую минуту. Здесь все время ждут его появления («Будет Тарасов?», «Ну где же Тарасов?», «Вот Тарасов придет, и…») или его внимания; решающим поступком тренера становится здесь… увод команды со льда в бессмысленном, показушном матче, следствием которого становится отстранение Тарасова от сборной и соответственно его отсутствие на финальной игре Суперсерии с Канадой. Это отсутствие вдруг придает изображающей этот матч кульминации фильма (первый полноценный спортивный эпизод в картине, до этого обходившейся стремительными нарезками харламовских голов) тот же сюрреальный характер.
Денис Рузаев, Colta.ru