3


Сейчас перед всем человечеством сюит шекспировский сакраментальный вопрос: «быть или не быть?» И этот фильм — философское размышление о том же. Этого наш зритель, к сожалению, не любит. В целом картина производит гнетущее впечатление, но людям ее обязательно надо показывать. И ведь все, что мы видим в фильме — уже не фантастика.

Автор, безусловно, хотел заставить людей задуматься. Но наверняка найдутся те, кто захихикает в зале. Увы, это лишь будет подтверждением того, что все подобное может стать реальностью.

Несмотря на семидесятилетнее выкорчевывание религии, все мы верующие. Но мне кажется, что сейчас это — опасная тенденция. Вспомните пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». Вот мы уничтожали веру, но при этом все равно насаждали новую, создавая кумира, нового бога. Не удалось это потому, что в христианской религии Бог себя приносит в жертву. А нашему богу приносились в жертву миллионы людей. А люди сейчас не хотят жертвовать собой.

И главный герой фильма не приносит себя в жертву — его приносят. И видно, что это — бессмысленная жертва, ни к чему не ведущая, а герой так же беспомощен, как все остальные.

Фильм — слепок с нашей действительности, в нем можно найти любые параллели. Если говорить о религии — то это сегодняшнее увлечение НЛО и прочим, надежда, что прилетят и наведут порядок. И каждый считает, что уж он-то, хороший, останется, а остальных, плохих, уберут. Или, к примеру, дебилы. Они недовольны, они неустроены — и ищут жертву, чтобы ее разорвать и разрядиться. А дальше — ритуалы, жизнь и накопление раздражения до следующего праздника. Так и на сессии: ищут что-то, чем можно пожертвовать. Сегодня это — кооперация. А завтра?

Озеро Имандра в городе Апатиты, где я живу, очень похоже на море из фильма. Оно отравлено — те же белесые волны, нельзя ловить рыбу. В предгорье — лунный пейзаж: срытые горы, изъеденные, взорванные. Еще двадцать пять лет назад все было по-другому. А недалеко городок Мончегорск — там все выедено и выжжено кислотными дождями. Сейчас из этих отходящих газов ежедневно собирают целый состав цистерн с серной кислотой!

А мы все говорим — дай! Самое страшное — потребительский дух общества, чему немало способствовала наша правящая идеология. Идея всемирного изобилия при коммунизме. Всё — всем. А раз всем, значит и мне… Раньше ведь человеку была больше присуща жертвенность, милосердие. Работали — для детей, воин шел на войну за семью, за род — такова была доминанта общественного развития. А сейчас?


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: